Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по теории менеджмента.
Термин management (в пер. с англ.) означает ≪управление≫. Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:
1) дисциплину, изучающую процессы
управления предприятиями,
опытных менеджеров;
2) непосредственно процесс управления;
3) аппарат управления, т.е.
работники предприятия,
Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления.
Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.
Сущность менеджмента заключает
Задачи менеджмента:
1) тактическая - это поддержание устойчивогофункционирования организации;
2) стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
Разновидности менеджмента.
1. Производственный менеджмент определяет:
1) оптимальный объем и структуру выпускаемой
продукции;
2) используемые технологии;
3) рациональный способ загрузки оборудования;
4) расстановку кадров;
5) управление персоналом;
6) способы разрешения конфликтов;
7) способы устранения сбоев и неполадок;
8) методы проведения текущего контроля
2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включае'т:
1) организацию подписания хозяйственных договоров;
2) закупку, доставку и хранение сырья, материалов
и комплектующих;
3) хранение и отправку конечной продукции покупа-
телям.
3. Инновационный менеджмент направлен:
1) на управление научно-
ностью, прикладными разработками;
2) создание опытных образцов;
3) внедрение инноваций в производство.
4. Маркетинг-менеджмент занимается:
1)исследованием рынков;
2) определением существующего и потенциального
спроса на продукцию;
3) разработкой ценовой и рекламной политики пред-
приятия.
5. Менеджмент персонала занимается:
1) подбором, расстановкой и обучением персонала;
2) определением методов мотивации сотрудников;
3) созданием благоприятного психологического кли-
мата на предприятии;
4) улучшением труда и быта работников;
5) налаживанием и поддержанием отношений с проф-
союзами.
6. Финансовый менеджмент управляет:
1) созданием бюджета и финансового плана органи-
зации;
2) формированием и
3) оценкой сложившегося и перспективного финан-
сового состояния предприятия;
4) принятием мер по укреплению финансового поло-
жения организации.
7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором,обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.
Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в XX в.
Основополагающие школы управления.
1. Научная школа управления (1885-1920 гг.).
Школа связана с именем Фредерика Уинслоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы (расстановки кадров),обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.
В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:
1) отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
2) здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
3) компетентная консультация
профессионалов и
4) дисциплина, обеспеченная
четкой регламентацией
5) справедливое отношение к персоналу;
6) быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
7) диспетчирование;
8) нормы й расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
9) нормализация условий труда;
10)нормирование операций;
11)письменные стандартные инструкции;
12)вознаграждение за
2. Классическая, или административная,
школа (1920-1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления
исследовали эффективность работы всей организации. Представители данной школы свели всю работу
предприятия к следующим основным видам деятельности: технической; коммерческой; финансовой; за-
щитной; бухгалтерской; администрированию. Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:
1) первоначальная функция - разделение труда;
2) полномочия и ответственность.
3) дисциплина как взаимное
уважение достигнутым
4) единоначалие;
5) единство направления, т. е. каждая группа действует в рамках определенных целей;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) скалярная цепь - это
ряд лиц, стоящих на
8) порядок;
9) справедливость как сочетание доброты и правосудия;
10)стабильность рабочего места.
3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).
Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего
использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экс-
периментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д.
В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность
труда не меньше, чем рационализация труда.
Национальной модели или концепции управления
в России не существует. Менеджмент в России пред-
ставляет собой симбиоз европейского и азиат-
ского стилей управления.
Причины отсутствия модели и концепции в об-
ласти менеджмента:
1) короткий период существования рыночных отно-
шений в нашей стране по сравнению с зарубеж-
ными государствами;
2) российские руководители в большинстве своем не
обладают знаниями, соответствующими междуна-
родным требованиям и рыночным условиям;
3) функционирование предприятий на откатах;
4) криминализация наиболее доходных сфер дея-
тельности;
5) высокие налоги на деятельность физических и юри-
дических лиц;
6) многонациональное^ страны, размеры ее терри-
тории и различия в законодательстве территориаль-
ных органов власти усложняют работу органи-
заций, в результате их развитие и расширение
сравнимо по сложности и затратам с организаци-
ей филиалов за границей.
Характерные особенности управления.
1. Неуважение и несоблюдение собственных за-
конов.
2. Отношение к государству, как к органу, кото-
рый несет на себе всю ответственность за неудачи
предпринимателей и поэтому обязан постоянной
поддержкой.
3. Незащищенность отношений собственности со
стороны законодательства.
4. Ориентация на получение краткосрочных выгод,
а не на долгосрочное функционирование ввиду не
V стабильности экономики.
Основные группы российских руководителей.
1. Выходцы из советских руководящих струк-
тур (партии, комсомола).
В большинстве своем это люди, не имеющие эко-
номического образования и работающие на основе
старых диктаторских методов, опирающихся на при-
нуждение. Работники для них - винтики, личность
которых не имеет особого значения. Стимулирова-
ние деятельности работников осуществляется на
основе взысканий и (или) постоянного запугивания.
Причины своих проблем такие руководители видят
в неудачно сложившихся обстоятельствах или не-
качественной работе подчиненных. Ответственность
за ошибки такие руководители перекладывают на
подчиненных.
2. «Новые русские». Для этой категории руко-
водителей главной целью является быстрое получе-
ние прибыли, при этом законности методов, исполь-
зуемых для этого, не придается особого значения.
К подчиненным такие начальники относятся с пре-
небрежением и позволяют себе в обращении с ними
откровенную грубость.
Главный способ мотивации сотрудников -
экономический (денежный). Данный способ управ-
ления позволяет получать колоссальные прибыли
в краткосрочный период, но долгосрочное существо-
вание такого предприятия невозможно.
3. Руководители «нового поколения». Им свой-
ственен высокий уровень знаний и образования, на
практике они применяют современные сведения в об-
ласти управления независимо от того, относятся они
к европейскому или азиатскому стилю управления,
главное, что во главу угла в них ставятся человече-
ские отношения. Методы стимулирования работников
преимущественно социально-экономические. Посте-
пенно таких руководителей в России становится все
больше.
Организационная культура - это система цен-
ностей, символов, образцов поведения и убеждений,
возникающих внутри трудового коллектива в процес-
се совместной профессиональной деятельности.
Формирование культуры организации происходит
под влиянием делового окружения, национально-го-
сударственных и этнических факторов.
Культура находит отражение на всех ступенях ра-
боты организации и влияет на общение, логику мыш-
ления, восприятие и интерпретацию информации.
Организационная культура состоит:
1) из субкультур подразделений и отделов, со-
трудники которых могут ее развивать, существо-
вать параллельно или разрушать ее;
2) из субкультур направлений деятельности,
управления, которые выбраны данным предприятием.
Классификация организационной культуры
по степени ее влияния на хозяйствующий субъект:
1) бесспорная культура включает в себя неболь-
шое количество основополагающих ценностей
и норм и предполагает неукоснительное их испол-
нение. Данная культура не предполагает измене-
ний ни со стороны работников и внутренних усло-
вий, ни со стороны внешних факторов. В рамках
данной культуры создается иллюзия сплоченно-
сти, но в реальности обостряются конфликтность
и неудовлетворенность персонала. Данная куль-
тура может быть оправдана только на закрытых
военных предприятиях, где главное - это дис-
циплина и четкое следование уставу. В рыночных
условиях, в которых работает большинство пред-
приятий в настоящий момент, следование такой
культуре приведет к деградации и разорению;
2) слабая культура не предполагает общих ценно-
V стей и норм поведения у работников, что вносит противоречия в их работу. Нормы и ценности та-
кой культуры хаотически изменяются как под влия-
нием внешних, так и внутренних факторов;
3) сильная культура обращает внимание на изме-
нения во внешней и внутренней среде и коррек-
тирует свою деятельность в соответствии с ними,
прививая все лучшее и прогрессивное.
В России сильная организационная культура на
предприятиях встречается крайне редко, в боль-
шинстве случаев реализуются лишь ее внешние фор-
мы, заимствованные на Западе (реклама, оформле-
ние офисов, фирменная одежда).
Функции организационной культуры:
1) охранная - основана на создании барьеров (за-
претов, ограничительных норм) от нежелательных