Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по теории менеджмента.
возможно, если официальный руководитель являет-
ся фиктивным (зиц-председатель), иначе такого ме-
неджера вскоре ≪подсидят≫ его подчиненные.
Несмотря на существенную разницу в данных сти-
лях управления, нельзя выделить среди них абсо-
лютно эффективный или неэффективный, так как все
зависит от ситуации, в которой они применяются.__
Трудовой коллектив - это социальная общность,
в которой люди осуществляют взаимную поддержку
друг другу при достижении общих целей и несут кол-
лективную ответственность за их достижение. Коли-
чество людей в коллективе может быть различным
(оно в значительной степени зависит от размеров
самого предприятия), но наиболее оптимальное ко-
личество сотрудников, находящихся в одном поме-
щении, - это 5-7 человек.
Формирование трудового коллектива происходит
постепенно и включает в себя несколько этапов
развития:
1) притирка - на первый взгляд группа выглядит
деловой и организованной, но коллективная ра-
бота отсутствует;
2) ближний бой - через некоторое время в группе
образуются группировки, выражаются разногла-
сия, выходят наружу сильные и слабые стороны
членов группы, происходит борьба за лидерство;
3) экспериментирование - потенциал группы возра-
стает, перед ней встает вопрос - как использовать
имеющиеся возможности наилучшим образом. На дан-
ном этапе пересматриваются методы работы, прини-
маются меры по повышению производительности;
4) эффективность - коллектив приобретает опыт
в успешном решении проблем. Люди начинают
гордиться своей принадлежностью к коллективу;
5) зрелость - в коллективе действуют прочные свя-
зи между его членами, людей оценивают по до-
стоинствам, а не по внешнему образу.
Отношения носят дружеский'характер и приносят
удовлетворение. Личные разногласия быстро устраня-
ются. Коллектив вызывает восхищение у окружающих,
V и он способен показать превосходные результаты.
Эффективный руководитель помогает членам кол-
лектива в прохождении всех стадий развития, веду-
щих к зрелости. Руководитель коллектива должен
уметь предсказать наступление очередного этапа
развития и вести всю группу к новым достижениям.
Специалисты по менеджменту разработали про-
грамму создания коллектива. В нее входят:
1) установление ясных целей, так как они объединя-
ют людей;
2) нужно начинать с малого. Успех укрепляет дове-
рие и создает условия для нового успеха;
3) прежде чем действовать, необходимо добиться со-
гласия, без которого нельзя сформировать кол-
лектив;
4) рекомендуется составить реальный график выпол-
нения работ;
5) во время работы необходимо советоваться, так как
благодаря этому укрепляется доверие;
6) полезным является поощрение открытости и чест-
ности;
7) нельзя подавать ложные надежды;
8) следует помнить, что неизвестное пугает больше,
чем известное;
9) рекомендуется использовать делегирование под-
чиненным полномочий;
Юучиться можно и на ошибках, но регулярно нужно
анализировать процесс формирования коллектива.
Лидер коллектива должен быть в курсе потреб-
ности своей группы, иметь достаточно точную перс-
пективу создания коллектива. Очень важна откры-
тость, когда вслух говорят обо всем, что касается
данного трудового коллектива.
Лидер коллектива должен знать индивидуальные
способности каждого его члена и создавать воз-
можности роста и развития сильных сторон. Умение
формировать коллектив особенно важно в целях
объединения большого числа людей и их эффектив-
ной работы на достижение общей цели в обстановке сотрудничества на благо предприятия.
Конфликт - это отсутствие согласия между дву-
мя или более сторонами, которые могут быть кон-
кретными лицами или группами, и каждая сторона
делает все, чтобы была принята ее точка зрения или
цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликт от латинского означает ≪столкновение≫,
в основе которого лежит противоречие.
Причины их возникновения условно можно раз-
делить на три группы:
1) причины, порожденные трудовым процессом;
2) причины, вызываемые психологическими особен-
ностями человеческих взаимоотношений;
3) причины, возникающие в процессе реализации
трудовой деятельности.
Остановимся на этих группах более конкретно.
Причины конфликта, порожденные в трудовом
процессе, вызываются факторами, препятствующи-
ми достижению людьми главной цели трудовой дея-
тельности - получению запланированных результатов.
К числу таких факторов можно отнести:
1) непосредственно
чение которого деятельность одного из работни-
ков влияет на эффективность деятельности дру-
гого;
2) ненадлежащее выполнение или отсутствие испол-
нения функциональных обязанностей в системе
≪руководство - подчинение≫.
Основными причинами возникновения конфликтов,
вызываемых психологическими особенностями
человеческих взаимоотношений, являются:
1) взаимосвязь людей, в процессе которой результат
действий одного зависит от действий другого;
2} не решенные руководством вопросы, из-за кото-
рых возникают разногласия между непосредствен-
ными исполнителями;
3) функциональные нарушения в системе ≪руковод-
ство - подчинение≫, являющиеся барьером для
достижения личных целей как руководителей, так
и подчиненных.
Конфликты, возникающие в процессе реализации
трудовой деятельности, чаще всего порождают-
ся несоответствием действий человека принятым
в коллективе нормам поведения.
Данные причины не являются единственными. Так,
не следует забывать о коммуникативных барьерах,
встречающихся в организационном процессе и вы-
зывающих возмущение с той или другой стороны.
Существуют также
ким примером которых являются симпатии и антипа-
тии людей, ведущие к совместимости или несовмести-
мости.
Нельзя обойти и причины конфликтов, берущих
свое начало в личностном своеобразии членов кол-
лектива: неумение контролировать свое эмоциональ-
ное состояние, некоммуникабельность, скрытность,
низкий уровень самоуважения, агрессивность и т. д.
Демографические характеристики здесь проявляют-
ся наиболее ярко. По данным исследований, для
женщин характерна тенденция к большей частоте
конфликтных ситуаций, связанных с их личност-
ными потребностями, мужчины более предрасполо-
жены к конфликтам, которые связаны непосред-
ственно с самой трудовой деятельностью.
Бывают ситуации, когда мы видим несуществую-
щий конфликт или, наоборот, когда конфликт дей-
ствительно уже назрел, но мы не придаем этому
факту значения. Речь идет о том, что конфликт
может быть адекватно, неадекватно или ложно поня-
тым. В первом случае это означает, что конфликт-
ная ситуация существует объективно; во втором -
конфликтная ситуация реальна и стороны осознают
это, но их понимание не совпадает с действитель-
ностью; в третьем -„сама по себе конфликтная си-
туация отсутствует, но стороны воспринимают свои
отношения как конфликтные.__
Конфликт - это отсутствие согласия между дву-
мя или более сторонами, которые могут быть кон-
кретными лицами или группами, и каждая сторона
делает все, чтобы была принята ее точка зрения или
цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Процесс разрешения конфликта включает в себя
шесть этапов:
1) определение основной причины конфликта -
это выявление предпосылок и факторов, послу-
живших его возникновению;
2) определение вторичных причин конфликта -
после выяснения главной проблемы необходимо
выявить повод, позволивший перейти к открытой
конфронтации. В нем, как и в главной причине,
могут скрываться немаловажные сведения для
разрешения конфликта;
3) поиск путей разрешения конфликта базиру-
ется на решении следующих вопросов:
- для чего требуется разрешить данный конфликт?
- что для его разрешения может сделать каждый
из оппонентов?
4) совместное решение о выходе из конфлик-
та - это разработка компромиссного решения для
всех участников конфликта;
5) разрешение конфликта осуществляется за счет
устранения причин конфликтной ситуации;
6) оценка эффективности усилий, приложенных
для разрешения конфликта. По ее результатам
делается вывод о степени ликвидации проблемы
и необходимости повторных действий.
Существует несколько стратегий поведения
оппонентов в конфликтной ситуации:
1) мирное сосуществование (взаимный уход)
применяется в случаях, когда стороны слабо за-
интересованы в его разрешении, например име ют близкий ранг или конфликт еще окончательно
не созрел. Эта стратегия эффективна, если в ос-
нове конфликта лежат субъективные причины.
Если причины объективны, то данная стратегия
лишь усугубляет положение;
2) приспособление может применяться, если в конф-
ликте не принимает участия более высокая сто-
рона. В результате данной стратегии участники
конфликта отступают без побед и поражений;
3) силовое решение применяется, если одна из
конфликтующих сторон занимает более высокую
должность. Результатом данной стратегии являет-
ся подавление более слабой стороны, но победи-
теля в ней определить сложно, так как чрезвычай-
но велика вероятность повтора данного конфликта,
а последствия непредсказуемы;
4) поиск компромисса применяется,
участников конфликта примерно равны и они за-
висят друг от друга. В результате реализации дан-
ной стратегии выигрыш и проигрыш делятся при-
мерно пополам, при этом сохраняются силы,
время и отношения. Но данный вариант не явля-
ется панацеей;
5) окончательное разрешение конфликта заключа-
ется в совместном поиске и устранении его причин
оппонентами. Данная стратегия дает возможность
ликвидировать неизбежные при компромиссе поте-
ри. Но эта стратегия применима, только если сторо-
ны, участвующие в конфликте, отличаются рассуди-
тельностью и при этом изначально хорошо относятся
друг к другу- Разрешение конфликта зачастую не мо-
жет произойти без вмешательства третьего лица -
посредника. Грамотный посредник позволяет оппо-
нентам при разрешении сложившейся проблемы не
потерять своего лица. В такой ситуации конфликтую-
щим сторонам проще просить об уступке, так как ни
одна из них не чувствует себя униженной.
Стресс - это психологическое состояние чело-
века, в котором он ощущает сильное напряжение
и страдание. Стресс существенно снижает эффектив-
ность работы человека, поэтому руководителю
важно создать такие условия для работы, в которых
его сотрудники будут чувствовать себя спокойно
и уверенно. Стресс прямо или косвенно увеличива-
ет затраты на достижение целей предприятия.
Избежать стрессов не удается ни одному челове-
ку, поэтому опасность они приобретают только в том
случае, если оказываются слишком длительными.
Некоторые специалисты по менеджменту считают,
что стресс может иметь и положительное значе-
ние, так как он может быть вызван сложной новой
ситуацией, которая даст толчок к мобилизации всех
сил для ее решения или откроет новый этап в раз-
витии человека.
В стрессовом состоянии человек проявляет при-
знаки тревоги и смятения, но затем его поведение
принимает либо защитный характер по отношению
к причинам стресса, либо атакующий.
Выделяют несколько признаков, характерных
для большинства людей: