Система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы изучение процесса внедрения систем менеджмента качества на предприятии. Главными задачами является выделение важных характеристик СМК, этапов внедрения и действия их на предприятии.
В странах с развитой экономикой фирмы вводят на производство системы менеджмента качества, благодаря которым качество выпускаемого товара соответствует требованиям потребителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента качества организации.
1.1. Этапы развития менеджмента качества,
основные понятия, принципы………………………………………4
1.2. Международные стандарты ИСО серии 9000:
основные требования………………………………………………16
1.3. Теоретические аспекты внедрения системы качества
в организации.
Этапы построения Системы менеджмента качества……………. 19
Глава 2. Опыт внедрения систем менеджмента качества на предприятии.
2.1 Зарубежный опыт внедрения систем менеджмента
на предприятии……………………………………………………..27
2.2. Отечественный опыт внедрения систем менеджмента
на предприятии……………………………………………………. 31
Заключение…………………………………………………………..39
Список литературы .………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая3.doc

— 900.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………. 2

Глава 1. Теоретические  аспекты системы менеджмента  качества организации.

1.1. Этапы развития  менеджмента качества,

основные понятия, принципы………………………………………4

1.2. Международные стандарты  ИСО серии 9000:

основные требования………………………………………………16

1.3. Теоретические аспекты  внедрения системы качества

 в организации. 

Этапы построения Системы  менеджмента качества……………. 19

Глава 2. Опыт внедрения  систем менеджмента качества на предприятии.

2.1 Зарубежный  опыт внедрения систем менеджмента

на предприятии……………………………………………………..27

2.2. Отечественный  опыт внедрения систем менеджмента

 на предприятии……………………………………………………. 31

Заключение…………………………………………………………..39

Список литературы .………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современной  конкурентной среде качество продукта или услуги является одним из главных  показателей. Сама же категория качества возникла еще в античные времена, Аристотель отмечал, что качество – различие между предметами, которое также позволяет проводить дифференциацию по признаку «хороший - плохой». В Новое время качество рассматривалось как существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Более того, как отметил Гегель, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Таким образом, с философской точки зрения качество – суть предмета, и без этой сути предмет словно исчезает или превращается в другой. Так, яблоко, упавшее с дерева, начинает разлагаться и через некоторое время фактически перестает быть яблоком, т. е. плодом, который используется в пищу. Это происходит из-за потери яблоком своего качества.[1]

Цель курсовой работы изучение процесса внедрения систем менеджмента качества на предприятии. Главными задачами является выделение важных характеристик СМК, этапов внедрения и действия их на предприятии.

В странах с  развитой экономикой фирмы вводят на производство системы менеджмента качества, благодаря которым качество выпускаемого товара соответствует требованиям потребителя. Многие фирмы – производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Внедрение систем менеджмента качества побуждает  организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты системы менеджмента  качества организации.

1.1. Этапы развития  менеджмента качества, основные понятия, принципы.

Качество –  это  авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост  процветания, поэтому  работа по управлению качеством фирмы  является важнейшим видом деятельности  для всего персонала, от  руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1. Пирамида качества.

 

Для производства качественной продукции применяется Система  Менеджмента Качества. СМК - это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.

Целью СМК является достижение долгосрочного успеха путем максимального  удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Соответствие результатов процессов  компании потребностям потребителя, организации и общества (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

Система Менеджмента  Качества до современного ее вида, развивалась в разных направлениях. В разное время за основу качества принимались разные показатели.[2] Рассмотрим этапы развития менеджмента качества на примере «Пяти Звезд Качества» (Рис.1.2):

 

Рисунок 1.2. «Пять Звезд  Качества».

«1 Звезда». Лозунг: "Качество продукции как соответствие стандарту". Возникновение данного этапа связано с появлением системы Тейлора (1905 г), которая организационно полагала установление технических и производственных норм инженерами, обязательных для выполнения рабочими. Основа обеспечения качества на этом этапе — это направление основных сил на отсечение негодных изделий (брака) от потребителя. Периодичность управления — после производства. Особенности данного этапа:

1.Появление новой специальности  — инспектор качества.

2.Установление требований  к качеству изделий в виде  полей допуска, или определенных  шаблонов, настроенных на верхнюю или нижнюю границу (т.н. проходные и непроходные калибры).

3.Использование административных  и экономических санкций для  рабочих, пропускающих брак.

4.Взаимоотношения с  поставщиками и потребителями  строились на основе требований, установленных в ТУ и проверяемых при входном и выходном контроле.

5.Система обучения  персонала сводилась к профессиональному  образованию и обучению пользованию  измерительными приборами. 

Недостатки данного  этапа:

1)Ограниченное внимание  к человеческому фактору и человеческим ресурсам.

2)Искусственное снятие  с рабочих ответственности. 

3)Система Тейлора является  системой качества одного изделия.

«2 Звезда». Лозунг: "Качество продукции, как соответствие стандартам и стабильность процессов."

В 1924 г Вальтером Шухартом была разработана концепция, утверждавшая с точностью дефектов, становится вариацией процессов, и необходимо не искать виноватого среди персонала, а направить все усилия на стабилизацию процессов производства. Основа обеспечения качества — отбраковка сохраняется, как один из важных методов обеспечения качества, но оценка качества продукции производится методом выборочного контроля. При этом все основные усилия следует сосредоточить на предупреждении появления дефектов путем управления производственным процессом. Периодичность управления — в течение производства. Особенности данного этапа:

1.Усложнение систем качества за счет включения в них отделов или служб, использующих статистические методы.

2.Появление специальности инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины возникновения дефектов.

3.Усложнение мотивации труда из-за необходимости учета настройки процесса.

4.К профессиональному обучению добавилось обучение методам математической статистики.

5.В отношениях поставщик-потребитель большую роль стали играть таблицы на статический прием и контроль.

Недостатки:

Не учитывался тот  факт, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий и данный предел определяется не процессом самим по себе, а его взаимоотношениями с окружающей средой.

«3 Звезда». Лозунг: "Качество продуктов, процессов и деятельности как соответствие требованиям рынка."

В 50-е года, исправляя  основной недостаток концепции Шухарта, американский ученый в области качества Фейгенбаум разработал систему TQC (Total quality control), или «концепция всеобщего контроля качества». Основа обеспечения качества — обеспечение комплексности контроля и управления качеством за счет учитывания всех этапов производства и четкой взаимосвязи подразделений, участвующих в решении проблем в качестве. Периодичность управления — перед производством и само производство.

Особенности данного  этапа:

1.Появление документированных систем качества, устанавливающих ответственность и полномочия, а так же взаимодействие в области качества всего руководства, а не только служб качества.

2.Системы мотивации труда стали смещаться в сторону человеческого фактора, материальное стимулирование уменьшилось, моральное начало увеличиваться.

3.Учебе уделяется все большее внимание. Работники учатся от нескольких недель до нескольких месяцев (в т.ч. используя и самообучение).

4.В странах Европы большое внимание стали уделять документированию систем обеспечения качества и их регистрации, а так же сертификации третьей независимой стороной.

5.Система взимоотношений поставщик-потребитель так же стала предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом большее внимание стало уделяться качеству исходных материалов и гарантиям выполнения обязательств.

«4 Звезда». Лозунг: "Качество, как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих."

Переход к данному  этапу начался в 70-80 гг, его можно  обозначить появлением в 1987 г серией новых международных стандартов на системы менеджмента качества ISO 9000. В 1994 г вышла вторая версия стандарта, в 2000 — третья версия, и вскоре ожидается выход четвертой версии стандарта.

Основа обеспечения  качества — управление фирмой, направленное на достижение поставленных целей. Такой  подход получил название MBO (Management by objectives) - «управление посредством целей». И базируется на построении последующей реализации структурированной системы целей, т.н. «дерева целей».

Современный менеджмент определеяет в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Такой подход получил название MBQ (Management by quality) - «менеджмент посредством качества».Периодичность управления — постоянно.

Особенности данного  этапа:

Ориентированность на непрерывное  улучшение качества, минимизацию  производственных затрат и поставка продукции точно в срок.

Использование коллективных форм и методов поиска, анализа  и решения проблем, постоянное участие  в улучшение всего коллектива.

Существенно возросла роль обучения персонала, оно становится непрерывным, сопровождающим сотрудников в течение всей их трудовой деятельности.

Во взаимоотношении  поставщик-потребитель включилась сертификация качества на соответствие стандартам ISO 9000.

Внешним признаком того, существует ли на предприятии система  менеджмента качества по стандартам ISO 9000, является сертификат на эту систему.

Недостатки данного  этапа:

Отсутствие в стандарте ISO 9000 целевой установки на своевременные  поставки продукции и слабовыраженная  целевая установка на экономическую  эффективность.

Наличие у предприятия сертификата на систему менеджмента качества становится одним из основных условий допуска его к тендерам различных проектов.

«5 Звезда». Лозунг: "Качество, как удовлетворение требований и потребностей общества,владельцев фирмы, потребителей и служащих." Основа обеспечения качества — усиление влияния общества на деятельность предприятий, требования потребителей, чтобы не только продукция, но и производственные процессы были безопасны и экологичны, появление международных стандартов серии ISO 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Особенности данного  этапа:

1.Сертификация систем  качества на требования стандартам ISO 14000 становится не менее популярным, чем сертификация по ISO 9000.

2.Усиление внимания  руководителей к потребностям  служащих фирм. 3.Появление методов  самооценки в области качества  по моделям премии по качеству.

4.Стали разрабатываться  отраслевые стандарты, появляются  корпоративные системы менеджмента  качества, которые ставят своей целью усиление требований к международным стандартам и учет в специфике отрасли.

Систему качества так  же можно представить в виде «Звезды» (рис.1.3.).

 

Рис.1.3 «Знак качества».

Основу для разработки, внедрения и развития результативной и эффективной системы менеджмента качества составляют 8 принципов менеджмента качества[4]:

  • Принцип 1 - Ориентация на потребителя
  • Принцип 2 - Лидерство руководителей
  • Принцип 3 - Вовлечение людей
  • Принцип 4 - Процессный подход
  • Принцип 5 - Системный подход к менеджменту
  • Принцип 6 - Постоянное улучшение
  • Принцип 7 - Основанный на фактах подход к принятию решений
  • Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
  • Последующие шаги

Принцип 1 - Ориентация на потребителя

Информация о работе Система менеджмента качества