Система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы изучение процесса внедрения систем менеджмента качества на предприятии. Главными задачами является выделение важных характеристик СМК, этапов внедрения и действия их на предприятии.
В странах с развитой экономикой фирмы вводят на производство системы менеджмента качества, благодаря которым качество выпускаемого товара соответствует требованиям потребителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента качества организации.
1.1. Этапы развития менеджмента качества,
основные понятия, принципы………………………………………4
1.2. Международные стандарты ИСО серии 9000:
основные требования………………………………………………16
1.3. Теоретические аспекты внедрения системы качества
в организации.
Этапы построения Системы менеджмента качества……………. 19
Глава 2. Опыт внедрения систем менеджмента качества на предприятии.
2.1 Зарубежный опыт внедрения систем менеджмента
на предприятии……………………………………………………..27
2.2. Отечественный опыт внедрения систем менеджмента
на предприятии……………………………………………………. 31
Заключение…………………………………………………………..39
Список литературы .………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая3.doc

— 900.00 Кб (Скачать документ)

Во многих случаях  наличие у предприятия сертификата  на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.

Пересмотр МС ИСО серии 9000 осуществленный в 2000 г. — это наиболее полная переработка стандартов с момента первого издания в 1987 г. В числе основных изменений — следующие: сокращение числа стандартов до трех (9000, 9001 и 9004); ориентация на удовлетворенность потребителя, а не на потребности; непрерывное совершенствование; более логичная структура документов; процессный подход к управлению качеством в организации на основе восьми принципов.

Новые стандарты ориентированы  на более полное удовлетворение ожиданий потребителей и улучшение их благосостояния, на получение дополнительной прибыли производителями качественных товаров и услуг, а также на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (поставщиками, рабочими и служащими организации, акционерами, инвесторами) и обществом в целом.

МС ИСО 9000:2000 направлены на устранение барьеров в торговле, на повышение рентабельности производителей качественных товаров и на улучшение  благосостояния потребителей.

Стандарт  ИСО  9001-2000 устанавливает минимальный набор  требований  к системе менеджмента качества, который может использоваться для внутреннего применения организациями в целях доказательства заинтересованным сторонам, что в организации реализована система менеджмента качества, способная выполнить указанные в контракте требования потребителя, а также  требования соответствующих законодательств:

-  требования  к  управленческим системам регламентируются  стандартами ИСО 9001 и ИСО 9004;

-  требования  к  продукции устанавливают либо  потребители, либо сами организации, исходя из предполагаемых запросов потребителей и требований  нормативных документов.

 -Требования  к системе менеджмента качества дополняют технические требования  к продукции.

Стандартами  ИСО  9001-2000 и  ИСО  9004-2000 не предполагается единообразие в структуре систем менеджмента качества и документации. Разработка и внедрение системы менеджмента качества индивидуальны в каждой организации.

 

1.3. Теоретические аспекты  внедрения системы качества в  организации. Этапы построения Системы менеджмента качества.

Этап 1. Решение руководства:

Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить сотрудников компании, а также создать предпосылки  для быстрого осуществления всех остальных этапов. Также следует  сформулировать цели построения СМК, выделить на верхнем уровне процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии цели СМК необходимо зафиксировать в документе под названием «Политика в области качества», в котором также описываются принципы их достижения. Этот документ является основополагающим в системе нормативной документации СМК компании.

Для дальнейшей успешной работы СМК персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в компании есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.

Этап 2. Обучение персонала:

Для дальнейшей успешной работы СМК персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в компании есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.

Этап 3. Формирование программы внедрения СМК:

Внедрение СМК следует  рассматривать как сложный и  длительный проект (сроком до полутора-двух лет). Поэтому необходимо составить программу внедрения СМК, которая должна включать:

  • описание этапов внедрения;
  • список ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику работы своих подразделений;
  • бюджет внедрения СМК. В него включаются как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта. При постановке СМК можно обойтись и своими силами, однако отвлечение топ-менеджмента от основной работы, а также подготовка собственных специалистов необходимого уровня могут стоить дороже, чем услуги консалтинговой компании
  • процедуру оценки внедрения СМК. Указываются критерии, по которым руководство сможет определить, удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта целей.

После составления  программы можно приступать к  непосредственной постановке СМК.

Этап 4. Описание и оптимизация  бизнес-процессов:

Основой системы менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Например, для производственного предприятия это будут процесс производства и продажи продукта, а также сервисное обслуживание и закупки. Описание проводится с использованием специализированных инструментальных компьютерных средств на основе информации, получаемой в ходе интервью с исполнителями и т. п.

Описанные бизнес-процессы необходимо оптимизировать, то есть устранить  все несоответствия требованиям  стандарта и дублирующие процессы, а также разработать новые процессы согласно правилам стандарта. Наиболее часто в компаниях отсутствует процесс «Оценка удовлетворенности потребителей», который по стандарту является необходимым. Поэтому нужно разработать систему показателей, а также процедуры, необходимые для реализации и мониторинга этого процесса.

Этап 5. Разработка нормативной документации СМК:

На этом этапе  формируются нормативные документы, регламенты и процедуры, обеспечивающие работу системы менеджмента качества. Основой для них обычно является уже существующий на предприятии набор документов, который модифицируется и дополняется в соответствии с требованиями стандарта.

Сначала на основе «Политики в области качества» готовится документ под названием «Руководство по качеству». Он содержит основные положения, регламентирующие деятельность в рамках СМК: разграничение зон ответственности, требования к службе качества, описание процедур обеспечения качества, порядок ведения документооборота СМК, описание процедуры рассмотрения жалоб и т. п.

Следующий уровень  документов называется «Общесистемные документированные процедуры». В  соответствии со стандартом ISO 9001 следует  осуществлять шесть процедур:

  • управление документами;
  • управление данными (записями);
  • управление аудитом СМК;
  • управление продукцией, не соответствующей стандартам (процесс выявления брака и порядок его утилизации);
  • управление мероприятиями, корректирующими несоответствия;
  • управление мероприятиями, предупреждающими появление несоответствий.

Документы следующего уровня описывают правила эффективного планирования и реализации процессов и управления ими. К таким документам относятся рабочие методики, должностные инструкции работников, технологические карты процессов. Основанием «пирамиды» документов являются данные, подтверждающие, что требования, предъявляемые СМК, реализуются на практике. Это отчеты о проделанной работе, записи в журналах операций и т. п., то есть документальная основа ежедневной работы сотрудников.

При составлении  нормативной документации нужно  учитывать требование стандарта ISO 9001 о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должны описываться процесс доступа работников к нормативной документации, а также требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников и т. п.

Необходимо  отметить, что эффективное использование  большого числа нормативных элементов  СМК требует наличия в организации  систем электронного документооборота.

Этап 6. Тестирование СМК и внутренний аудит:

После разработки всех нормативных документов начинается опытная эксплуатация системы менеджмента  качества. Запускать процессы в рамках новой системы можно постепенно, например сначала внедрить контроль процесса закупок, затем производства и т. п. Опытная эксплуатация сопровождается проведением внутреннего аудита, специальных процедур по проверке работы СМК. В начале эксплуатации они проводятся часто (возможно, раз в неделю), затем реже (один раз в месяц или даже в квартал).

Для целей внутреннего  аудита необходимо зафиксировать количественные показатели качества, например процент  брака, показатель удовлетворенности  клиентов, процент возврата и т. п., к которым необходимо стремиться. Для определения значения подобных показателей обычно используют аналогичные показатели лидеров отрасли. В ходе внутреннего аудита должны выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения необходимо фиксировать. Затем по итогам аудита проводится корректировка работы сотрудников, а также нормативной документации для того, чтобы в дальнейшем избегать отклонений. Всю эту работу также следует документировать в соответствующих процедурах СМК.

Этап 7. Получение  сертификата:

Для того чтобы  сертифицировать СМК, необходимо подать заявление в сертификационный орган. Первоначально следует представить  в сертификационный орган ряд  документов:

  • заявление о сертификации;
  • все документы по СМК («Политику в области качества», «Руководство по качеству»; схему организационной структуры компании, документированные процедуры и другие разработанные документы СМК);
  • перечень основных потребителей и поставщиков предприятия.

Специалисты сертификационного  органа в течение месяца проводят экспертизу представленных документов. Экспертиза может включать визит представителей сертификационного органа на предприятие для проверки системы качества в действии. По итогам проверки составляется протокол, в котором фиксируются все несоответствия между СМК и требованиями ISO 9001. Обычно по результатам первого этапа проверки находят более ста несоответствий, и задача предприятия как можно быстрее устранить их и доказать это сертификационному органу. Как правило, на данные операции уходит 1-4 месяца.

После этого проводится собственно сертификация. Если все значимые несоответствия устранены, предприятию выдается сертификат (он оформляется около месяца). Повторные (наблюдательные) аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью. Они подтверждают, что предприятие не только внедрило систему менеджмента качества, но и постоянно улучшает ее. Стоимость такого аудита составляет примерно треть от расходов на первичную сертификацию.

Этап 8. Внедрение СМК:

На этом этапе  были созданы условия для работы персонала в соответствии с утвержденным «Руководством по качеству»:

  • было объявлено, что компания начала работать с использованием СМК;
  • сотрудникам был обеспечен доступ к нормативным документам, которые необходимы для выполнения работы по новой технологии («Руководство сотрудника» и другие документы в базе данных компании);
  • внутренний аудит проводился специально назначенным сотрудником из службы качества через определенные периоды (на первоначальном этапе - через неделю);
  • в процессе внутреннего аудита выявлялись, а затем корректировались несоответствия между функционированием процессов, работой сотрудников и нормативными документами.

Такой подход позволил в любой момент получать информацию о работе всех процессов, выявлять требования, которые не выполняются, и устранять  возникающие несоответствия путем  обучения сотрудников, переработки  нормативных документов и даже изменения  требований. Например, одна из проблем состояла в том, что сотрудники компании несвоевременно отвечали на обращения заказчиков. Теперь каждый запрос заказчика регистрируется в базе данных. Это позволяет контролировать количество запросов и оперативно на них реагировать.

Информация о работе Система менеджмента качества