Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 13:18, контрольная работа
Цель, задачи, место обучения.
Методы определения потребности работников организации в обучении.
Учет особенностей обучения взрослых.
Выбор форм обучения
-желание установить контакты с другими участниками программы.
В организациях, для которых профессиональное обучение является ценностью, вероятность проведения эффективного обучения гораздо выше, чем в компаниях, где этому аспекту не уделяют должного внимания. Причиной тому, прежде всего, отношение к обучению со стороны руководства и его сотрудников, заложенное в корпоративной культуре. Эти отношения имеют два аспекта:
-Степень активной заинтересованности руководства в обучении, т.е. его готовность прилагать собственные усилия, чтобы сделать обучение более эффективным;
-Степень значимости обучения для участников-сотрудников организации, т.е. восприятие тренинга как важного, значимого для собственного профессионального роста.
Мнения большинства
опытных экспертов в области
профессионального обучения сводятся
к тому, что из всех заинтересованных
сторон обучения (руководство организации,
обучаемые, обучающие) ведущее место
отводится действиям
-включение обучения в план работы организации;
-предварительная оценка и уточнение потребностей в обучении;
-своевременное оповещение сотрудников и их непосредственных руководителей об обучении;
-участие в открытии и завершении учебной программы;
-ознакомление с результатами обучения и их обсуждение и т.д.
Приведу несколько
примеров мотивации к обучению из
российской практики в виде высказываний
представителей российских предприятий
[ ] . Менеджер по связям с общественностью
компании «Procter&Gamble» Н. Колмакова: «Для
того чтобы добиться карьерного роста
в нашей компании, нужно совершенствоваться
самому. Procter&Gamble проводит множество
тренингов среди своих сотрудников. Поощряется
каждый, кто находит на них время и не боится
осваивать новое. Но особый авторитет
зарабатывают сотрудники фирмы, которые
сами берут на себя роль тренеров и обучают
других». Заместитель генерального директора
аудиторской компании ЗАО «Артур Андерсен»
М. Кисляков: «Для успешного продвижения
по карьерной лестнице необходимо не только
показывать отличные результаты в работе,
но и соответствовать определенным требованиям.
Например, проходить ежегодное обучение…
Чтобы занять у нас позицию менеджера,
необходимо поулчить аттестаты аудиторов
у Центробанка и Минфина… Приветствуется,
когда наши работники учатся в аспирантуре».
1.4.
Выбор форм обучения
Эффективность профессионального обучения в значительной степени зависит от того, кто его осуществляет. В этом отношении организация может выбрать один из следующих вариантов:
Рассмотрим более
подробно каждый из перечисленных вариантов.
1. Самостоятельное обучение.
Самостоятельное обучение персонала является одним из важнейших источников развития организации. Оно представляет собой систему и процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне его.
Самостоятельное обучение часто недооценивают. На самом же деле оно эффективно с той точки зрения, что обучаться самостоятельно может только человек организованный, усердный, требовательный к себе, с высоким уровнем личностного потенциала и внутренней мотивации, человек, осознающий значимость своего развития. Поэтому именно этот вид обучения может быть чрезвычайно эффективным. Однако для этого необходимо наличие ряда условий. С.В. Шекшня в своей книге «Управление персоналом современной организации» пишет, что «самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время…». Однако, на мой взгляд, самообучение не сможет принести организации необходимых результатов, если она не будет принимать в этом процессе никакого участия. Роль организации в самообучении персонала должна состоять в следующем:
1). Организация
в лице службы управления
2). Чрезвычайно
важным является мотивация
3). Необходимо
предоставить своим
-выделение специальных помещений;
-обеспечение специализированной учебной, справочной и методической литературой, а также периодическими изданиями, мультимедийными компьютерными курсами7, выходом в интернет;
-предоставление сотрудникам возможности посещать семинары, конференции, симпозиумы, курсы и т.д.;
-делегирование сотрудников на различные выставки и ярмарки;
-частичные или полные компенсации личных затрат сотрудников на обучение;
-предоставление оплачиваемых учебных отпусков и т.д.
Выделяют две системы самостоятельного профессионального обучения:
1. Целиком самостоятельная, которая требует от человека соответствующих организационных навыков и умений.
2. Комбинированная,
для которой характерно
Интересна классификация работников по критерию отношения к самостоятельному обучению, предложенная Е. Комаровым [ ]. Он выделяет три типа таких работников:
С точки зрения эффективности для организации первая группа сотрудников представляет наибольший интерес, поскольку способствует развитию и росту самой компании. Как образно выразился тот же Е. Комаров «человек был принят на должность 46-го размера, а вырос до 52», подталкивая организацию к развитию.
Самостоятельное
обучение имеет свою технологию, под
которой подразумевается
-общение с высококлассным специалистом, руководителем или мастером своего дела (схоже с наставничеством, рассмотренным ниже);
-переход на другую работу, в другое подразделение (схоже с ротацией, рассмотренной ниже);
-решение конкретной задачи, проблемы, имеющей практическое значение;
-плановая ротация персонала или периодические перемещения с одного рабочего места на другое;
-ошибки, промахи, неудачи и их учет в последующей деятельности.
Некоторые авторы к методам самостоятельного обучения относят и дистанционное обучение. Однако, по моему мнению, этот метод обучения является лишь частично самостоятельным, поскольку современное понятие дистанционного обучения предполагает обязательное участие в учебном процессе преподавателя (тьютора), в обязанности которого входит групповое и индивидуальное консультирование, рекомендации по организации и содержанию учебного процесса, проведение контроля усвоения материала и т.д. Что же такое дистанционное обучение, идея которого стала такой модной в последнее время? Под дистанционным обучением понимается обучение, основанное на использовании возможностей информационных технологий и систем мультимедиа. В частности применяются такие средства, как компьютерные обучающие системы, аудио и видео, электронная почта, электронные и видео конференции, компьютерные сети, в т.ч. глобальная сеть интернет и др.
При достаточно
большом количестве пользователей
система дистанционного обучения становится
эффективной и позволяет
В целях профессионального
обучения своих сотрудников
2. Обучение на рабочем месте.
Методы обучения,
применяемые на рабочем месте, характеризуются
непосредственным взаимодействием
с обычной работой в обычной
рабочей ситуации. Определяющей характеристикой
здесь является то, что обучение
организовано и проводится специально
для конкретной организации и
только для ее сотрудников, с учетом
их специфики и особенностей. Кроме
того, оно отличается своей практической
направленностью и
Таблица 1. Преимущества и недостатки методов обучения на рабочем месте.
|