Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 13:18, контрольная работа
Цель, задачи, место обучения.
Методы определения потребности работников организации в обучении.
Учет особенностей обучения взрослых.
Выбор форм обучения
При выборе методов обучения необходимо также учитывать, что обучаемые сохраняют в памяти [ ]:
-10% того, что читали;
-20% того, что слышали;
-30%, того, что видели;
-50% того, что слышали и видели;
-70% того, что слышали, видели и обсуждали;
-80% того, что говорили сами;
-90% того, что делали сами.
Учитывая все
вышеперечисленные факторы, сотрудники
службы управления персоналом или специализированная
организация, к помощи которой может
обратиться предприятие, желающее осуществить
обучение, должны разработать программу
обучения, оптимальную для определенной
категории сотрудников и
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все их условно можно разделить на три группы:
-методы обучения, применяемые на рабочем месте;
-методы обучения, применяемые вне рабочего места;
-методы, которые в равной степени подходят для каждого из двух первых вариантов.
Рассмотрим основные
методы обучения первых двух групп.
Методы обучения, применяемые на рабочем месте:
Инструктаж.
Инструктаж представляет
собой разъяснение и
Инструктаж, как
правило, ограничен во времени, ориентирован
на выполнение конкретных операций и
процедур, входящих в круг профессиональных
обязанностей обучаемого, является недорогим
и эффективным средством
Наставничество (ученичество, коучинг).
Наставничество как метод обучения известен с древних времен: работая рядом с мастером-ремесленником, молодые рабочие (подмастерья) изучали профессию. Позже данный метод получил широкое распространение в сферах, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении. В бизнес-терминологии термин коучинг появился только в начале 90-х годов благодаря сэру Джону Уитмору, английскому бизнесмену и консультанту. Согласно его положениям, коучинг служит для раскрытия потенциала личности с целью максимизации производительности и эффективности деятельности и представляет собой непрерывный процесс общения «наставника» и «ученика», который способствует профессиональному становлению сотрудника и успешной деятельности компании.
На первом этапе коучинга, как и любого другого метода обучения, необходимо решить, какие именно аспекты рабочего поведения сотрудника подлежат развитию в данном случае. С этой целью используют специализированную процедуру, называемую «построение Профиля успеха», смысл которой заключается в выделении компетенций, необходимых для успешного решения задач, стоящих перед данным сотрудником и всей организацией в целом. Следующий этап – комплексное психологическое оценивание сотрудника, позволяющее сопоставить его реальный бизнес-психологический портрет с Профилем успеха, и выделение наиболее значимых и одновременно наименее развитых компетенций. Чрезвычайно важным в коучинге является признание со стороны обучаемого целесообразности и реальной возможности самоизменения. В процессе коучинга наставник-консультант (как правило, опытный коллега, начальник или специалист тренинговой компании) постоянно следит за развитием сотрудника, оказывает ему помощь советами, подсказками, обсуждает возникающие проблемы и достижения, направляет, поддерживает и т. д.
Данный метод
имеет множество преимуществ
мотивационного характера: он позволяет
снизить вероятность
Ротация.
Ротация представляет
собой разновидность
Кроме того, крупные международные корпорации, например SUN Microsystems, практикуют ротацию сотрудников из разных стран, основная цель которых – установление персонального сотрудничества и преодоление барьеров в общении. Те, кто их преодолел, успешно работают во временных интернациональных группах, создаваемых под конкретный проект, зачастую в таких группах участвуют сотрудники 5 – 10 стран.
К достоинствам ротации как метода обучения можно отнести следующие:
-необходима предприятиям, требующим от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями;
-помимо чисто обучающего эффекта, оказывает положительное воздействие на мотивацию;
-помогает сотруднику «найти себя» в организации;
-помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;
-ускоряет продвижение высококвалифицированных специалистов;
-расширяет кругозор и социальные контакты на рабочем месте;
-инициирует новые идеи, подходы к решениям проблем.
Вместе с тем
ротация обладает одним серьезным
недостатком – высокие
Помимо основных методов обучения, применяемых на рабочем месте, известны и такие методы, как:
Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.
Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания.
Использование учебных методик, инструкций, пособий - например: как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т.п.
Методы обучения, применяемые вне рабочего места.
Сильные и слабые
стороны методов обучения, применяемых
вне рабочего места представлены в таблице
3.
Таблица 3. Преимущества и недостатки методов обучения вне рабочего места.
|
Таблица 3 (продолжение).
|
Лекции.
Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения.
Преимущества лекций:
Недостатки лекций:
В современной практике тренингов используются т.н. «мини-лекции», представляющие собой краткий рассказ, изложение сведений, информационное введение в тему. Иногда монолога просто не избежать: например, при сообщениях о свойствах нового продукта, ситуации на рынке, изменениях в компании и т.д. Если задача обучения – освоение навыков или изменение отношений (а не получение большого количества теоретических знаний) лекция сводится к рассказу на 10 –15 минут.
Для повышения эффективности лекций специалисты используют следующие средства:
-четкое и ясное для слушателей структурирование занятия и рациональное дозирование материала в каждом из разделов;
-образная речь с примерами и сравнениями;
-использование наглядных пособий, схем, таблиц, моделей, графиков;
-применение риторических и уточняющих понимание материала вопросов;
-простой, доступный язык;
-обращение к таким техническим средствам обучения, как слайды, видео и аудио записи
Деловые игры.
Деловые игры представляют
собой метод обучения, наиболее близкий
к реальной профессиональной деятельности
обучающегося - в ходе игры участники
проигрывают поведение