Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:46, курсовая работа
Кадры действительно решают если и не все, то очень многое, и забывать об этом не следует. Впрочем, наиболее известные менеджеры никогда и не нуждались в таком напоминании. Почти все они отмечали, что самое значительное, что может сделать менеджер, — это нанять пригодных для дела руководителей и специалистов. Именно они вырабатывают цели, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и решение поставленных задач. Особенно возрастает роль кадров управления в условиях рыночных отношений, когда сфера их ответственности значительно расширяется.
1. КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ. ПРИНЦИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2
2. ОЦЕНКА КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ 7
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ 14
4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В АПК 18
Выводы 22
Литература 24
Сейчас во многих отраслях и фирмах получили распространение найм и оплата труда на основе контрактов, то есть трудовых договоров, заключаемых письменно. Опыт показывает, что такая форма вполне приемлема для рыночной экономики, поскольку позволяет предусмотреть все права и обязанности сторон, конкретизировать отдельные условия применительно к каждому индивидуальному случаю. В контракте должны быть оговорены:
место, род и срок работы;
режим труда и отдыха;
техническое обеспечение работника;
обязанности администрации по оплате труда;
предоставление социальных льгот;
возможности повышения квалификации;
ответственность за неисполнение обязанностей по контракту;
основания расторжения контракта;
порядок рассмотрения трудовых споров.
Контракт может содержать дополнительные условия (испытательный срок, совмещение, должностей, соблюдение коммерческой тайны) и дополнительные льготы (предоставление служебного транспорта и т.п.).
В случаях, не оговоренных в контракте, стороны руководствуются действующим трудовым законодательством.
Важное место в управлении персоналом отводится профориентации и адаптации работников, системе обучения. В больших коллективах, где работает много специалистов, многое решает правильная расстановка кадров с учетом их деловых качеств и психологической совместимости.
Повышение, понижение, перевод
и увольнение работников
Подготовку руководящих кадров, продвижение работников по службе осуществляют в каждом предприятии по-своему, с учетом конкретных условий. Многие стремятся подбирать и готовить, а затем и выдвигать руководителей и специалистов из своей среды. Такая работа должна носить планомерный характер. Один из вариантов — подготовка кадров на основе договоров, заключаемых с сельскохозяйственными вузами и колледжами.
В системе управления персоналом предприятия или организации важную роль играют оценка деятельности работников и стимулирование их труда. Она дает возможность наиболее рационально проводить расстановку кадров, определять меры поощрения и взыскания, перемещать с должности на должность, решать вопросы воспитания кадров, их загрузки и численности, укреплять взаимоотношения между работниками, определять причины низкого уровня работы, оценивать качество исполнения служебных обязанностей, выявлять резерв на выдвижение, разрабатывать мероприятия по повышению квалификации и подготовке кадров.
С этой целью в отечественной и зарубежной практике широко используется оценка деловых, нравственных и других качеств, проводится периодическая аттестация работников. В нашей стране государственными органами была установлена периодичность аттестации руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства не реже одного раза в три года, а мастеров, начальников участков и цехов — не реже одного раза в два года.
Под оценкой деловых, нравственных и иных качеств управленческих работников понимают комплекс планомерно организованных мероприятий, направленных на выявление их наличия у работника или же на определение степени его соответствия занимаемой должности. В задачу аттестации входит выявление профессиональной компетентности работника и соответствия его занимаемой должности, а также определение уровня оплаты труда работников в соответствии с тарифной сеткой.
Оценка — это не только метод, связанный с невозможностью прямо измерить производительность управленческого труда; это необходимый инструмент работы с кадрами управления. Оценка нужна и самому работнику; психологи утверждают, что каждый человек желает знать свои сильные и слабые стороны, отношение других людей к его работе. При этом важно, чтобы оценка проводилась периодически, через равные промежутки времени. Сопоставление оценок прошлых лет и выводы по аттестации следует обязательно доводить до аттестуемого.
При оценке работника, как правило, обращают внимание на следующие характеристики:
производительность труда (темп работы руководителя, специалиста);
качество труда (точность выполнения заданий, количество допущенных ошибок, потребность в проверках и т.п.);
соблюдение трудовой дисциплины, надежность в работе;
отношение к своей профессии и труду;
настойчивость в достижении цели и выполнении заданий;
отношение к собственности предприятия и иных лиц;
способность к сотрудничеству, желание передавать свой опыт товарищам по работе;
способность адаптироваться к новым ситуациям, принимать новые подходы к решению возникающих проблем;
готовность принимать на себя ответственность и риск;
умение организовать работу — свою и своих подчиненных;
личное отношение к предприятию, его успехам и неудачам;
навыки решения новых проблем;
знание
современной экономики и
способность формировать и поддерживать эффективные рабочие группы (коллективы).
При оценке руководителей и специалистов необходимо для большей объективности учитывать сложность их труда по следующим признакам:
сфера деятельности и сложность поступающей информации;
степень самостоятельности при выполнении работы;
масштабность и сложность руководства;
степень ответственности за принимаемые решения;
необходимость
творческого отношения к
опыт практической деятельности и знания по специальности. Для выполнения особо сложных работ требуются хорошие знания не только по специальности, но и в смежных отраслях, навыки по внедрению передового опыта. Работа повышенной сложности осуществляется, как правило, самостоятельно на основе общих указаний руководителя. Специалист, выполняющий ее, должен обладать глубокими профессиональными знаниями и иметь необходимый практический опыт. Работа средней сложности выполняется в рамках регламентированного задания, в котором указаны возможные методы его выполнения, а также необходимые нормативные материалы.
Специалистам,
выполняющим преимущественно
Наименование
«ведущий» добавляется к
Конкретные требования к каждой квалификационной категории утверждаются на предприятиях, исходя из особенностей организации производства, труда и управления, а также с соблюдением требований к уровню подготовки и стажу работы, указанных в квалификационных характеристиках должностей. Оценка сложности труда имеет первостепенное значение при дифференциации должностных окладов и разрядов, по оплате труда Единой тарифной сетки (ETC).
Квалификационные категории специалистов устанавливает руководитель предприятия на основе рекомендаций аттестационной комиссии.
Аттестация — это совокупность приемов оценки соответствия деловых качеств управленческого персонала тем требованиям, которые предъявляются к конкретному должностному лицу. Аттестации подлежат все категории служащих — руководители, специалисты и другие работники, состоящие в штате предприятия. За основу берутся тарифно-квалификационные характеристики и ETC для руководителей, специалистов и служащих агропромышленного комплекса, утвержденные правительственными органами.
Перед началом аттестации следует провести беседу с руководителями и специалистами, чтобы они могли уяснить, как оцениваются их деятельность и их анкетные характеристики.
Результаты аттестации проявляются как в одобрении, так и в критике.
Основой при оценке должны быть квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении служебных обязанностей. Рекомендуется использовать следующие критерии:
качество исполнения функций по занимаемой должности;
выполнение производственной программы;
финансовые результаты;
соблюдение установленных сроков работ;
качество
выполняемых работ и
использование достижений науки и передового опыта;
выполнение договорных обязательств и соглашений;
уровень трудовой дисциплины;
соблюдение законов и других нормативных актов;
психологический климат в коллективе;
рост профессионального мастерства аттестуемого и его подчиненных;
способность к самооценке;
умение определять перспективу предприятия и т.д.
Деловые качества руководителей и специалистов оценивают прежде всего исходя из тарифно-квалификационных характеристик служащих предприятий АПК.
До проведения аттестации необходимо подготовить новые должностные инструкции, привести наименования должностей работников в соответствие с выполняемыми функциями и квалификационными требованиями по этим должностям. Указанные инструкции должны быть конкретными, отражать специфику работы специалиста на данном рабочем месте, в данной должности и по соответствующей категории.
Оценка
управленческого персонала
К первой относятся методы описательного характера, характеризующие качества работников без количественного их выражения. Вторая группа включает методы, в результате применения которых можно непосредственно получить с достаточной степенью объективности математическую оценку уровня деловых и моральных качеств работников. Третья группа носит промежуточный характер — сначала определяют описательные характеристики аттестуемых, а на их основе рассчитывают количественные показатели. Такие методы называют комбинированными.
При подготовке аттестации администрация предприятия должна решить такие вопросы:
установить конкретные задачи аттестации;
определить состав и план работы аттестационной комиссии;
составить список лиц, подлежащих аттестации;
определить состав экспертов и участников анкетирования по оценке деловых, моральных и других качеств аттестуемых;
разработать график проведения аттестации;
подготовить необходимую документацию;
провести экспертную оценку аттестуемых;
организовать эффективную работу аттестационной комиссии;
наметить
мероприятия по реализации
Исходя из вышеизложенных положений, целесообразно организовать работу аттестации в три этапа — подготовительный, экспертных оценок и заключительный.
Информация о работе Система подготовки и переподготовки кадров