Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:46, курсовая работа
Кадры действительно решают если и не все, то очень многое, и забывать об этом не следует. Впрочем, наиболее известные менеджеры никогда и не нуждались в таком напоминании. Почти все они отмечали, что самое значительное, что может сделать менеджер, — это нанять пригодных для дела руководителей и специалистов. Именно они вырабатывают цели, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и решение поставленных задач. Особенно возрастает роль кадров управления в условиях рыночных отношений, когда сфера их ответственности значительно расширяется.
1. КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ. ПРИНЦИПЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 2
2. ОЦЕНКА КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ 7
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ 14
4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В АПК 18
Выводы 22
Литература 24
На подготовительном этапе следует установить конкретные цели оценки кадров и собрать объективную информацию о каждом аттестуемом. Такая информация необходима для решения собственно кадровых вопросов по результатам аттестации, а также при определении условий труда и выявлении недостатков в его организации.
Желательно
собрать документированную
Порядок проведения аттестации определяется непосредственно на предприятии. Администрация определяет список лиц, подлежащих аттестации, формирует аттестационную и экспертную комиссии, график проведения аттестации, которые утверждаются приказом руководителя предприятия или решением коллегиального органа управления и доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за две недели до начала аттестации. В приказе указываются место проведения аттестации, ответственный за подготовку документации и представление ее в аттестационную комиссию.
В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку. Как правило, в первую очередь аттестуется руководитель подразделения, а затем его подчиненные.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление (характеристика), содержащее всестороннюю оценку аттестуемого: соответствие профессиональной подготовке работника квалификационным требованиям по должности и разряду его оплаты труда, его профессиональной компетентности; отношение к работе и выполнение должностных обязанностей; результаты работы за прошедший период, эффективность и качество выполнения заданий; способность в необходимых случаях руководить коллективом. В представлении желательно указать отношение аттестуемого к себе и к окружающим.
Все аттестуемые должны быть заранее (не позднее чем за две недели) ознакомлены с материалами и порядком проведения аттестации. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.
В подготовительный период изготовляют бланки аттестационных листов, анкеты для экспертной оценки и самооценки качеств аттестуемых, анкеты по изучению психологического климата в коллективе, уровня организации рабочего места и труда работников. Аттестационная комиссия составляет план работы, который утверждается руководителем предприятия.
В состав аттестационной комиссии включается председатель (как правило, заместитель руководителя предприятия), секретарь и члены комиссии из числа высококвалифицированных специалистов и представитель профсоюза. Экспертная комиссия может включать небольшое число членов из руководящего состава и специалистов, способных провести анкетирование работников, устный опрос, соответствующим образом обработать полученную информацию, составить экспертное заключение и представить его аттестационной комиссии. Для объективной оценки аттестуемых среди экспертов должны быть лица, равные по рангу с аттестуемыми, вышестоящие и нижестоящие работники.
Этап экспертных оценок является промежуточным; он может и не проводиться на предприятии. Однако с целью большей объективности и разносторонней оценки аттестуемых, оказания существенной помощи в работе аттестационной комиссии целесообразно проводить экспертную оценку деловых, нравственных и других качеств лиц, подлежащих очередной аттестации.
В практике используются различные методики оценки качеств руководителей и специалистов. Большинство из них имеют смешанный (комбинированный) характер. Различия в основном сводятся к детализации групп и отдельных качеств в них. При экспертной оценке в анкеты следует включать такие качества, которые отвечают целям и задачам аттестации. Многообразие оценочных показателей только усложняет работу экспертов и членов аттестационной комиссии.
На данном этапе желательно обеспечить экспертную оценку не только личных качеств аттестуемых, но также психологического и морального климата в коллективах, в которых они работают.
Наиболее доступный способ оценки качеств работника — через средний балл. Суть его состоит в том, что эксперты каждое качество оценивают по 5-балльной шкале примерно следующим образом: оценка «5» выставляется, если данное качество проявляется постоянно;
«4» — качество проявляется почти всегда;
«З» — качество может проявляться или не проявляться с равной вероятностью;
«2» — качество проявляется редко;
«1»—качество проявляется крайне редко или не проявляется вообще.
Знаком «О» обозначается невозможность для эксперта дать оценку. Сумма баллов всех оценок экспертов, давших оценку, делится на их количество и выводится средний балл.
Оценка деловых и других качеств аттестуемых должна производиться экспертами с учетом реальных результатов их деятельности.
На заключительном этапе аттестации руководителей и специалистов членами аттестационной комиссии предварительно изучаются все материалы по аттестуемым, а затем проводится заседание комиссии в назначенный день и час.
На заседании каждому аттестуемому предоставляется слово для изложения собственной оценки выполняемой им работы. Затем зачитывается представление-характеристика, оглашаются результаты экспертной оценки аттестуемого, а также состояния морально-психологического климата и условий труда в коллективе, в которых работает аттестуемый. Члены комиссии задают аттестуемому вопросы и получают на них ответы.
Ход заседания комиссии оформляется протоколом; в него вносят заключения и рекомендации по каждому аттестуемому. Комиссия принимает решение открытым голосованием в отсутствие аттестуемого, но оглашает его сразу после принятия.
Оно включает вывод о степени соответствия работника занимаемой должности и о присвоении квалификационного разряда по оплате труда.
Диапазон разрядов для оплаты труда работников предприятий сельского хозяйства с применением ETC рекомендуется устанавливать для директора на уровне 17—18, главных специалистов 13— 17, заведующего ремонтной мастерской 12—14, специалистов 8— 13, техников 6—8, служащих 5—7.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии. Аттестационный лист и представление на работника хранятся в его личном деле.
Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю предприятия, который с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ (решение) по предприятию о соответствии работника указанной должности и установлении ему того или иного разряда оплаты труда. При несогласии руководителя с решением аттестационной комиссии он может направить работника на повторную аттестацию, результаты которой являются окончательными.
Результаты аттестации после их утверждения руководителем предприятия вносятся в трудовую книжку аттестуемого. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
Аттестационная комиссия может дать рекомендации о присвоении квалификационной категории или классного звания, повышении должностного оклада, установлении надбавки к нему за высокие достижения в труде.
Следует отметить, что наряду с официально проводимой аттестацией многие предприятия как в промышленности, так и в сельском хозяйстве применяют различные методы оценки кадров ежемесячно, поквартально и т.д. С учетом такой оценки осуществляется стимулирование труда. Например, в акционерном обществе «Сибирские кожгалантерейные товары» (г. Новосибирск) была внедрена система рейтинговой оценки. Ежеквартально все рабочие и служащие оцениваются по четырем группам показателей — образовательному уровню, деловым качествам, служебному положению и результативности (всего около 20 показателей). Каждому человеку выдается рейтинговый лист, и он может посмотреть, как его оценивают по каждому показателю и какова его общая рейтинговая оценка. Эта общая оценка через систему коэффициентов влияет на оклад, который назначается специалисту.
Оценки устанавливает комиссия; когда квартал заканчивается, руководители или даже сами специалисты могут подать заявки на изменение оценки. Комиссия собирается и на основании заявок вносит необходимые изменения.
В любом трудовом коллективе время от времени возникают конфликты; руководителям и специалистам нередко приходится принимать участие в их разрешении. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации — условие не только невозможное, но и нежелательное.
В основе всякого конфликта лежит столкновение людей, их мнений, позиций, взглядов. Однако, если взгляды не разделяются всеми, то совершенно не обязательно, чтобы спор переходил в конфликт. В этом случае различия во взглядах осложняются эмоциональными переживаниями, отношения людей и их поведение меняются, возникает ситуация острого противоборства. Возможны конфликты по горизонтали и вертикали управления, между различными категориями работников, должностными лицами функциональных и линейных подразделений, между различными организациями, в том числе между предприятиями и местными органами управления.
Конфликты бывают также функциональными (конструктивными) и дисфункциональными (деструктивными); открытыми и скрытыми; внутриличностными и межличностными; между личностью и группой; межгрупповыми. Функциональный (конструктивный) конфликт помогает вьывить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив, что в конечном счете облегчает принятие эффективного решения. Деструктивный конфликт приводит к снижению удовлетворенности его участников, разрушению группового сотрудничества. Внутриличностные конфликты связаны с неудовлетворенностью работой, неуверенностью в себе и в организации, а также со стрессами (внезапные сверхурочные работы, противоречивые указания начальников и т.п.). Скрытые конфликты можно распознать лишь по косвенным проявлениям. Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе, скрытый нередко обусловлен личными взаимоотношениями.
Управление конфликтами и стрессами — составная часть управления персоналом. Чтобы успешно разрешать конфликты, руководителям прежде всего необходимо знать причины, их порождающие. Они весьма разнообразны; наиболее характерными считаются:
унижение личного достоинства работников в официальной или неофициальной обстановке;
резкое изменение отношения к работе;
уклонение от выполнения указаний непосредственных или вышестоящих руководителей;
оскорбительные слова или поступки (с одной или обеих сторон);
замкнутость или подавленность отдельных работников;
формализм в управлении персоналом;
негативное отношение к нововведениям, их неприятие;
резкие негативные суждения об окружающих, о жизни и работе сослуживцев или должностных лиц организации;
отсутствие самообладания, культуры общения, импульсивность и вспыльчивость отдельных работников;
психологическая несовместимость, разный уровень моральных требований и профессиональной подготовленности членов коллектива.
Личностные
конфликты часто возникают из-
Информация о работе Система подготовки и переподготовки кадров