Система внутреннего контроля на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:15, дипломная работа

Описание

Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Теоретические основы внутреннего контроля.
Внутренний контроль, его цели, задачи,
предмет, методы и объекты исследования……………………………..8
Взаимоотношение внешнего и внутреннего контроля……………….11
Законодательные основы организации внутреннего контроля………17
Система бухгалтерского учета как составная часть системы
внутреннего контроля
Цели и средства внутреннего контроля
системы бухгалтерского учета………………………………………….24
Функциональные области контроля……………………………………28
Информационные потоки в бухгалтерии предприятия
и подготовка отчетности для внутренних целей………………………30
Процедуры и методы внутреннего контроля
как составная часть системы внутреннего контроля.
Классификация процедур и методов внутреннего контроля……...37
Разделение обязанностей…………………………………………….41
Система подтверждения полномочий……………………………….42
Документальный контроль……………...…………………………...45
Физические способы контроля………………………………………51
Система независимых проверок…………………………………….60
Заключение…………………………………………………………………………63
Список литературы…………………...……………………………………………69
………………………………………………………………...70

Работа состоит из  1 файл

похожая работа.docx

— 97.57 Кб (Скачать документ)

Сочетание атмосферы  всеобъемлющего контроля системы бухгалтерского учета и различных вариантов указанных пяти методов контроля направлено на устранение и/или уменьшение вероятности совершения мошенничества. Хороший контроль задает параметры приема на работу наиболее честных сотрудников, способствует моделированию и поощрению их подобающего поведения, пониманию важности выполняемой работы и обеспечивает такой документооборот, который затрудняет сокрытие мошенничества. Приведенные выше пять методов контроля закрывают перед потенциальными мошенниками доступ к ценностям, лишают их возможности скрыть следы своего преступления и безнаказанно пользоваться его плодами. Таким образом, три названных элемента являются составляющими общей структуры системы внутреннего контроля в любой организации или на предприятии.

3.2. Разделение  обязанностей 

Любой вид деятельности всегда лучше контролируется либо при  распределении обязанностей между работниками, либо при помощи двойного контроля. Эти формы контроля, как и болыыинство профилактичес-ких мер, чаще всего применяются там, где производятся расчеты наличными денежными средствами. Так, получение наличных денег обычно происходит под двойным контролем. Например, в банке контролер, сверяющий состояние счета, и кассир, выдающий деньги, обычно отделены друг от друга и не имеют единовременного доступа к счету и деньгам.

Двойной контроль является таким вариантом системы контроля, при котором вся операция не может совершаться одним работником. При двойном контроле одну и ту же задачу выполняют два человека, причем обязанности между ними распределяются таким образом, чтобы ни один из них не мог выполнить все действия по данной операции. Обе разновидности контроля преследуют одну и ту же цель: не позволить одному человеку иметь неконтролируемый доступ к денежным средствам.

Внедрить в  производство двойной контроль довольно трудно. Когда люди работают под  двойным контролем, они не могут  оторваться от своих обязанностей —  поговорить по телефону, покурить, ответить на какой-нибудь не относящийся к  делу вопрос. 

3.3. Система подтверждения  полномочий 

Процедуры контроля, осуществляемые на основе системы подтверждения полномочий, имеют много разновидностей, две из которых — специальная система паролей, дающая возможность тем или иным людям пользоваться компьютером и получать доступ к определенным базам данных, и специальные карточки с собственноручной подписью, позволяющие людям входить в помещения с банковскими сейфами, обналичивать чеки и совершать иные операции в финансовых учреждениях. На ООО “Транссервис ЛТД” как-раз такая форма контроля особо развита.

Установление  границ полномочий тех или иных сотрудников  заставляет их не выходить за пределы  суммы, в рамках которой он может  принимать решение, или должностных  обязанностей. Когда людям не предоставлены  полномочия на ведение какой-либо деятельности, их возможности совершить мошенничество  значительно сокращаются. Например, если человек не имеет права скреплять  своей подписью ту или иную сделку, он просто не может вписать в счет некую сумму для себя и заставить  свое предприятие оплатить эти расходы. Эффективность внутреннего контроля предполагает соответствующее распределение  обязанностей между теми, кто осуществляет процедуры бухгалтерского учета  и контроля, и теми, кто работает с активами. Хотя распределение обязанностей имеет отношение ко всем трем элементам системы внутреннего контроля (контрольная среда, система бухгалтерского учета, процедуры и методы контроля), оно особенно важно для функционирования третьего элемента — процедур контроля. Распределение обязанностей также предусматривает выдачу разным лицам разрешения на ведение какого-либо определенного класса хозяйственных операций, выполнение процедур контроля в процессе обработки данных, осуществление контроля за выполнением таких процедур, составление соответствующих бухгалтерских документов и работу с активами. Такая организация позволяет уменьшить вероятность возникновения ошибок, ограничить возможность злоупотреблений с активами, исключить другие виды намеренного искажения информации в финансовых документах.

Если две процедуры  бухгалтерского учета, относящиеся  к одной хо-зяйственной операции, выполняются разными лицами, каждое лицо осу-ществляет контроль за деятельностью  второго лица. Дополнительная процедура  контроля может проводиться третьим  лицом. Например, один бухгалтер может  обрабатывать данные по ежедневно поступающим  счетам на оплату товарно-материальных ценностей (ТМЦ), другой — заносить данные в компьютер, а третье лицо — сравнивать занесенные в компьютер  данные со счетами и удостоверяться, что каждая операция выполнена правильно. Если сравнение данных третьим лицом  не проводится, возникает повышенная опасность искажения данных в  финансовых документах.

Разделение обязанностей также снижает риск намеренного  воровства или сговора. Например, разделение обязанностей по физической защите средств и ведению документации является эффективным механизмом борьбы с потенциальным мошенничеством. Аналогичным образом лицо, подписывающее  платежные поручения, не должно иметь  доступа к доку-ментам по выплате  денег, т.е. таким образом предупреждается  несанкци-онированное перечисление денег. Эффективность контроля возрастает в случае, если ни лицо, подписывающее  чеки, ни бухгалтер не ведут перио-дического  сравнения наличности в кассе  и в банке с наличностью, указанной  в документах.

Тот факт, что  зарегистрированные данные по хозяйственным  опера-циям действительно отражают реальные экономические действия, может  быть проверен несколькими способами. В совершенных системах процедуры контроля за выдачей разрешений интегрированы в систему таким образом, что проверка хозяйственных операций на наличие ожидаемых последствий производится автоматически. Такие последствия должны анализироваться лицами, визирующими эти операции. Процедуры контроля, направленные на выявление фиктивных операций, включают разделение полномочий при обработке данных (например при отпуске продукции покупателем на условиях последующей оплаты).

Обычные процедуры  выдачи разрешений предусматривают  утверж-дение сделки официальным  лицом, имеющим полномочия, составление  отчетов по отклонениям (например составление отчетов по сотрудникам, отработавшим в течение недели болыпе положенного времени, с последующим визированием лицом, имеющим полномочия), компьютерное сравнение утвержденной нормативно-справочной информации и данных по хозяйственным операциям (например анализ заказов покупателя применительно к сумме, равной стоимости отгрузки продукции на условиях последующей оплаты, сравнение объема полученных товаров с объемом, указанным в завизированных заказах), а также процедуры, ограничивающие доступ к программам и файлам данных лиц, не имеющих разреше-ния. Официальное лицо, имеющее полномочия, может выдать разрешение путем введения пароля и личного кода с терминала. За исключением случаев визирования документов вручную Эффективность вышеперечисленных методов будет зависеть от работы программируемых процедур контроля, а также от средств защиты файлов.

Некоторые процедуры  контроля за выдачей разрешений удостоверяют в том, что зарегистрированы данные только по операциям, действительно имевшим место, и что данные по каждой операции регистрировались только один раз. Приведем два примера.

1. Процедуры  бухгалтерского учета обычно  разрабатываются для ре-гистрации  данных по товарно-материальным  ценностям, указанным в отчетах  о получении, и данных по  товарам, указанным в расходных  документах. Процедуры контроля, удостоверяющие, что такие операции были завизированы, предусматривают осмотр указанных товаров для определения соответствия их содержания, состояния и количества данным, за-фиксированным в полученных и выданных предприятием счетах-фактурах. Для того чтобы такие процедуры контроля были эффективными, все отмечаемые крупные расхождения следует анализировать и устранять.

2. Осуществляется  окончательное аннулирование (погашение)  документов, свидетельствующих о совершении сделки по закупке ТМЦ, что исключает возможность их повторного использования.

Другие процедуры  контроля за законностью сделок удостоверяют в том, что отдельные хозяйственные  операции были завизированы упол-номоченными  на то лицами исходя из установленных  требований. Выда-ча разрешения может  носить общий или специальный  характер. Общее разрешение может  иметь форму выдачи отделу или  функциональной группе разрешения на сделку в пределах какой-то установленной  суммы. Например, выдача разрешения на расходы для осуществления капитально-го строительства представляет собой разрешение на выполнение работ в рамках какой-то определенной суммы.

3.4. Документальный  контроль

Другим видом  контроля является использование документов или за-писей на машиночитаемых носителях. Документы редко служат для предупреждения мошенничества, зато они незаменимы для расследования уже совершившегося злодеяния. Так, банки для выявления  афер со стороны своих сотрудников  или клиентов специально изготавливают  фиктивные документы с необычными пунктами и отслеживают банковские счета своих работников. Большинство  компаний требуют для осуществления  сделок по купле-продаже документы  типа нарядов-заказов. Совершенная  система финансовой и бухгалтерской  отчетности является одновременно и  формой документального контроля.

Процедура контроля полноты данных, использующаяся в  компьютерной системе, разработана  для удостоверения в том, что  все первичные данные по хозяйственным  операциям введены и приняты на обработку. Начальная регистрация данных по этим операциям часто предусматривает выполнение ручных действий перед введением данных по хозяйственным операциям в компьютер, хотя во многих системах ручной этап не используется. В ручной системе процедуры контроля разрабатываются для удостоверения в том, что данные по всем имевшим место хозяйственным операциям внесены в контрольный документ (отчет о получении товара или документов на отгрузку) и зарегистрированы. При отсутствии соответствующих процедур контроля полноты данных существует вероятность утери документов или их неправильной сортировки, что в свою очередь может привести к непра-вильной регистрации данных по хозяйственным операциям. Независимо от средств обработки следует предусматривать процедуры контроля, обеспечивающие корректировку и повторный учет выбракованных позиций. Процедуры контроля, обеспечивающие полноту отражения данных по хозяйственным операциям, осуществляются разными способами.

I. Производится  нумерация всех хозяйственных  операцип сразу после начала  их свершения (или, желательно, предварителъная лумерация) и  учет их всех после обработки.

1. В ручной  системе нумерация документов  представляет собой бух-галтерскую  процедуру, а процедура контроля  осуществляется для проверки  того, были ли данные по всем  пронумерованным документам обработаны  полностью.

В компьютерной системе для проверки последовательно  пронуме-рованных документов и определения  отсутствующих или задублирован-ных  номеров с целыо последующего проведения ручной обработки может быть проведена так называемая компьютерная последовательная проверка. Вероятность намеренного или случайного искажения нумерации может быть уменьшена в случае, если числовая последовательность будет предварительно распечатана. Если риск неправильной нумерации считается незначительным, номер присваивается документу одновременно с его заполнением.

II. Проводится  проверка обработки всех данных  путем применения так шазываемых  “контролъиых сумм”.

1. В ручной  системе такая проверка осуществляется  суммированием иокументов, принадлежащих  к каждой группе, перед началом  и после проедения обработки  данных по операциям. Считается,  что обработка данных проведена  правильно, если обе суммы одинаковы.  Процедура контроля включает  в себя сравнение двух сумм, поиск и исправление ошибок, ставших  причиной расхождений. Имеются  разные виды проверки сумм. Система двойного контроля предусматривает равенство между суммами дебета и кредита.

2. В компьютерной  системе такая проверка может  быть проведена путем группировки  документов-источников и выяснения  количества документов в каждой  группе.

3. Проводится  сравнение данных из разных  источников. Примером этого вида  контроля может быть согласование  входных данных по хозяйственным  операциям в пределах группы  неупорядоченных документов (например  согласование между накладными  на получение товаров и данными,  занесенными в файл заказов  на покупку) с периодическим  контролем либо вручную, либо  с помощью компьютера, чтобы убедиться,  что документ не был потерян  в процессе обработки данных.

4. Определяется, была ли внесена в документы  информация по всем хозяйственным  операциям. Так, при учете вручную  все рабочие часы, подлежащие  оплате, должны быть указаны в  табельном журнале; при этом  их число должно соответствовать  времени, за которое производится  оплата конкретному работнику.

Информация о работе Система внутреннего контроля на предприятии