Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа
Системный подход в управлении организацией, на примере отечественных и зарубежный предприятий
Ситуационный подход - это логическое продолжение системного подхода и также представляет собой не набор предписаний и руководств, а особый способ мышления руководителей об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход надо отличать от метода ситуаций (case-метод).
В основе ситуационного подхода лежит понятие ситуации.
Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время.
Мери Паркер Фоллет сформулировала “закон ситуации”: “Различные ситуации требуют различных типов знаний”, а Ральф Стогдилл в 1948 г., развивая методологию ситуационного подхода, писал: “ситуация по большей части определяет, какие черты необходимы лидеру”.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Методология ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс:
Таким образом, «лучшего способа управления не существует».
Различают четыре модели ситуационного подхода к стилю управления: 1) модель Фидлера; 2) модель «Путь – Цель» Митчела и Хауса; 3) теория жизненного цикла (Херси и Бланшар); 4) модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона.
Модель Фидлера, в которой рассматриваются различные ситуации в организации взаимоотношений между руководителем и подчиненными в зависимости от изменения факторов, влияющих на поведение руководителя, таких как: отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверительность, симпатия и т.д.), структура задачи (структуризация, четкость постановки, привычность и т.д.), должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией и т.д.).
Модель «Путь – Цель» Митчела и Хауса имеет в своей основе элементы модели Фидлера и теории ожидания В. Врума. Рассматривается зависимость «усилие – производительность - результаты - вознаграждение - ощущаемая ценность вознаграждения для подчиненного». В модели представлены результаты исследования роли руководителя в достижении целей организации через достижение цели подчиненных.
В этой модели выделяют два ситуационных фактора: а) личные качества подчиненных, включающие структуры активных потребностей; степень уверенности в способности влиять на внешнюю среду.
Чем ниже степень уверенности, тем выше склонность к авторитарному или инструментальному стилю руководства; б) требования внешней среды, определяющие характер задачи. От этих факторов зависит выбор стиля руководства группой.
Теория жизненного цикла (Херси и Бланшар), суть которой состоит в том, что стиль руководства зависит от зрелости исполнителей, т.е. от способности нести ответственность за свое поведение, от желания достичь поставленные цели, от образования, опыта в отношений конкретной задачи.
Зрелость изменяется в зависимости от содержания и характера задачи. Следовательно, изменяется и стиль руководства на основе субъективной оценки руководителем зрелости подчиненных.
В модели принятия решений руководителем Врума–Йеттона, в основе которой положена зависимость стиля руководства от степени участия подчиненных в процессе принятия решений, рассматриваются пять стилей руководства, применение которых определяется содержанием ситуацией или характером проблемы.
Необходимо подчеркнуть, что теории ситуационного подхода подтверждаются на практике частично, что указывает на неучет некоторых факторов.
Оптимального
стиля руководства в принципе
не существует, иначе, это стиль, ориентированный
на реальность, предполагающий адаптацию
различных стилей под ситуацию и под руководителя.
1.2
Факторы, влияющие
на эффективность
применения системно-
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.
В
первую очередь, в качестве фактора,
влияющего на эффективность применения
системно-ситуационного
В зависимости от типа организационные структуры делятся на: органическую, предпринимательскую, бюрократическую и партиципативную.
В
них различаются такие
1)
направление организации, т.е.
организация направляется: согласием
с общей идеей, либо свободной
инициативой, либо сильным
2)
проблемы решаются на основе:
исходного согласия с целями
и задачами, индивидуального творчества,
ясного и сосредоточенного
3)
лидерство основывается на: разделяемых
взглядах о направлении общего
движения, наличии авторитета и
признания, власти и положении,
4)
с хроническими проблемами
5)
повседневная работа: осуществляется
при минимальном вмешательстве
в нее, выполняется и
6)
функции и ответственность:
7)
желания и интересы отдельных
людей: оцениваются по степени
их согласованности с целями
организации, считаются более
важными, чем интересы
8)
руководство: задает контекст
и цель, сводя к минимуму остальное
вмешательство, дает людям
9)
разногласия и конфликты:
10)
коммуникации (общие): ограничены и
несущественны, меняются по
11)
информация и данные: расцениваются
как совместное знание, которое
не нужно выносить вовне,
В
зарубежной литературе выделяют пять
типов управленческих форм и соответствующие
им рычаги управления и области целеопределения
(табл.1).
Таблица
1. Индикаторы типов организационных культур
Организационная культура | Управленческая форма | Рычаг управления | Область целеполагания |
Органическая | Коллективистская | Авторитет | Групповые интересы |
Предприниматель-ская | Рыночная | Деньги | Максимальная прибыль |
Бюрократическая | Бюрократическая | Сила | Воля начальства |
Партиципативная | Демократическая | Закон | Интересы законопослуш-ного большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства |
Знаньевая (диалоговая) | Знания | Поиск истины |
Во-вторых, одним из таких факторов, являются элементы организации. Это может быть: цель, структура, технология, финансы, управление, персонал. Каждый из этих элементов может также быть фактором, влияющим на применение системно-ситуационного подхода в управлении.
Ни одна организация не сможет сформироваться и существовать, если не будет определена ее цель, то, ради чего данная организация формируется и действует. Цель может быть как для внешних наблюдателей, так и для ее собственных участников. Для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т.е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, оно обычно ориентировано больше на сотрудников организации и ее стратегических партнеров, чем на клиентов.
Структура – это, прежде всего совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему. Различают следующие виды структур: линейная (звенья связаны последовательно), кольцевая (аналогично линейной, но «выход» последнего звена одновременно «вход» первого, колесо (подобно кольцевой, но имеется звено, связанное со всеми в центре), звездная (похожа на колесо, но нет периферийных связей («обода»), а звенья связаны между собой только через центр), многосвязная (каждое звено связано со всеми), сотовая (каждое звено) связано с 3-4 другими и имеет один внешний «выход» («вход»), либо с 2-мя и имеет два «выхода» или «входа»), иерархическая (наличие иерархии правления), смешанная (в разных подсистемах могут быть вышеназванные виды структур).
Технология
является, очень часто, «базисной» характеристикой
организации, определяющей ее «специфическую
особенность». В настоящее время
производственные и управленческие
технологии могут быть рассмотрены
под видом предполагаемой в их
основе доминирующей формы организации
совместной деятельности исполнителей.
Это могут быть следующие типы
совместной деятельности, т.е. групповое
решение задачи или проблемы: совместно-взаимодействующий
тип, характеризующийся
Финансы подразумевают собой не только денежные средства, но и другие ресурсы. У них существует три функции: распределительная, стимулирующая и контрольная.
Управление или система управления – это способ принятия решений в организации. Обращается внимание на решение каких задач она направлена и какие методы при этом используются.
Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, т.е. сотрудники, а также партнеры, эксперты и др. В зависимости от поставленных целей и задач организации, соответствующим образом должен быть подобран и персонал, на плечи которого они лягут.
Дополнительными
факторами можно добавить также
как внутреннюю, так и внешнюю
(в том числе, экономическую) ситуации,
как внутри организации, так и
в стране. Эти факторы не смотря
ни на что, могут сильно влиять на практику
применения системно-ситуационного
подхода в управлении.
Информация о работе Системный подход в управлении организацией