Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа
Системный подход в управлении организацией, на примере отечественных и зарубежный предприятий
3.3.
Плюсы, минусы
системного и ситуационного
подходов
Практика управления имеет древнюю историю, но научной дисциплиной управление стало лишь в ХХ веке. Школа научного управления (видные представители – Ф.У.Тейлор, Френк и Лилия Гилбрст, Г. Гант) сконцентрировала свое внимание на проблеме изменения организации работ для повышения производительности труда на конкретном рабочем месте. Классическая или административная школа управления – 1920 – 1950 гг. – пыталась определить более широкие и универсальные принципы управления организацией (видные представители – Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни). Точка зрения бихевиаристской школы (или школы человеческих отношений, видными представителями которой в 1930 – 50 гг. были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо, позднее – Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг, а исследования Абрахама Маслоу и других психологов помогли им понять причины основных проблем) заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социальное взаимодействие имеет ключевое значение для достижения успеха организацией.
Эти школы внесли ощутимый вклад в развитие менеджмента, но, отстаивая «единственный лучший способ», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду. Ни одна из них не гарантировала полного успеха.
Школа науки управления (1950 г. и по н.в.), использующая количественные методы, никогда не претендовала на свою исключительность и ставила цель оказать помощь в принятии решения. В настоящее время ощущается возрастание ее влияния на управленческую мысль
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителю понять взаимосвязь между отдельными частями организации, между организацией и средой. Эта теория помогла также интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления
Следует отметить очевидные основные преимущества системного подхода, а именно:
1)
возможность интегрировать
2)
возможность определения
элементов системы друг с другом.
Системный подход также имеет ряд недостатков, а именно он не дает возможности руководителю:
1)
конкретно выявить основные
2) определить, что во внешней среде влияет на управление, и как внешняя среда влияет на результаты деятельности организации.
В настоящее время одной из основных проблем управления является придание системности всем социально-экономическим процессам, протекающим в организациях и, по возможности, вне ее.
Проблемы применения системного подхода успешно разрешаются посредством использования ситуационного подхода, который концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций и позволяет расширить применение теории систем путем подбора наиболее подходящих методов управления в данной ситуации.
Ситуационный
подход расширил практическое
применение теории систем,
определив основные
внутренние и внешние
переменные, влияющие
на организацию. Он утверждает,
что методики и
концепции управления
должны быть адекватны
конкретной ситуации.
Основной недостаток
данного подхода
– в расчет могут
быть взяты только
те факторы, которые
наиболее значимы
для организации
и ее руководителя.
Но, как известно,
идеальных людей,
так же, как и
идеальных отношений,
не существует. Поэтому
возможны проблемы морального
плана.
Информация о работе Системный подход в управлении организацией