Социальные методы управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ применения социальных методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социальных методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;

Содержание

Введение
1 Сущность и роль социальных методов управления
1.1 Социальные методы управления, их роль и классификация
1.2 Факторы, влияющие на эффективность реализации социальных методов управления
1.3 Зарубежный опыт опыт применения социальных методов управления
2 Эффективность использования социальных методов управления на ОАО «Гомельском мясокомбинате»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельского мясокомбината»
2.2 Анализ использования социальных методов в деятельности организации
3 Основные направления совершенствования социальных методов управления в организации
3.1 Основные направления совершенствования социальных методов управления
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию социальных методов управления
3.1 Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Моя курсавая-Дреннова.docx

— 75.09 Кб (Скачать документ)

Главная цель применения этих методов –  формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные  и экономические задачи. Другими  словами, поставленные перед коллективом  цели могут быть достигнуты с помощью  одного из важнейших критериев эффективности  и качества работы – человеческого  фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно  воздействовать на коллектив, создавать  благоприятные условия для труда  и, в конечном счете, формировать  коллектив с едиными целями и  задачами.

Основное  средство воздействия на коллектив  – убеждение.

Убеждая, руководитель должен максимально полно  учитывать природу человеческого  поведения и человеческих отношений  в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической  природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения  и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства  в трудовом коллективе являются взаимоотношения  работников, их отношение к средствам  труда и окружающей среде.

Приемы  и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.

Социальные  методы исследования составляют научный  инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые  данные для подбора, оценки, расстановки  и обучения персонала и позволяют  обоснованно принимать кадровые решения.

1. Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

Анализ  анкетных данных в сочетании с  другими методами отбора выявляет следующее:

1) соответствие уровня образования заявителя минимальным квалификационным требованиям;

2)  соответствие практического опыта характеру должности;

3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей;

4) готовность  к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочные работы, командировки);

5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации.

 Содержание  анкеты в организациях устанавливается  самим нанимателем. Оно варьирует  в зависимости от контингента  персонала, на который рассчитана  анкета, и общей схемы отбора  персонала. При отборе на должности  руководителей применяют более  подробные анкеты, чем при найме  рядовых служащих.

Возможны  и специальные виды анкет. Например, иногда применяют особые бланки для  студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Поскольку трудовой стаж студентов  невелик, обращают пристальное внимание на учебу, экономические способности  и интересы претендентов. В анкете запрашивается информация об учебных  заведениях, специальности, объеме (в  часах) профилирующих курсов (каждого  в отдельности), второй специальности. Запрашиваются данные об академической  успеваемости претендентов, начиная  со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в  школе по дисциплинам специальности. В анкете требуется указать баллы  по управленческим и юридическим  дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу  финансово-хозяйственной деятельности, подробные сведения об этих курсах.

Одна  из задач анкетирования заключается  в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые  могут помочь в работе кандидата  в случае найма. Часто анкеты содержат данные о числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие  потенциальную возможность раннего  увольнения работника. В анкете запрашивается  точная формулировка причин увольнения в прошлом.

Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации  и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются  и уточняются, становятся предметом  тщательного изучения при наведении  справок и собеседовании с  претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко  приводится в анкете. Многие организации  сами проводят подробные медицинские  освидетельствования в целях  отсева кандидатур, вызывающих сомнение.

Круг  вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника  определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма  и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях  кадровые службы и руководство организации  полагаются на анкету, в других –  уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и  проверяя у прежних работодателей  и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет  также варьируют.

2. Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять.

Проводя интервью-собеседование, следует придерживаться следующих правил:

1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.

2. Необходимо  выполнить анализ документов  кандидата перед 
проведением интервью: исследовать форму и содержание заявления (в частности, культуру обращения, копию письма или оригинала, имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту информации. При рассмотрении автобиографии важно выделить главное: работал на одном месте или нет и т.п.;

3. Следует  провести неформальный разговор.

4. Структура  беседы, включающая несколько фаз:

– контакта (5–10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;

– интервью (20–60 мин);

– мотивации (20–45 мин) – ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;

– дискуссии (5–10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.

5. Следует  подготовить концепции вопросов.

6. Информацию  следует записать и сделать  выводы после интервью.

7. Интервью  с несколькими кандидатами лучше  проводить только 
в коротких промежутках времени.

В процессе проведения интервью существует ряд  проблем, в основе которых лежат  эмоциональные и психологические  параметры. Поэтому весьма важно  избежать ошибок в процессе интервьюирования.

Наиболее  типичные ошибки при ведении интервью:

1. Предрассудок  – ложный взгляд на поведение  и действия интервьюируемого, ставший  привычным.

2. Идеальная  картина – проецирование своей  жизни на интервьюируемого.

3. Неготовность  к интервью.

4. Эффект  поведения – не нравится манера  поведения кандидата, положительный  результат достигнут не будет.

5. Эффект  возможности – менеджер по  персоналу должен иметь 
опыт. Он делает много и одновременно слушает, продумывает новый 
вопрос, делает письменные пометки и т.п. А это весьма непросто.

6. Эффект  контраста – в один день  нужно провести интервью с  претендентами одной выборки.

График  ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:

1) начало  беседы;

2) обсуждение  положительных аспектов;

3) обсуждение  негативных аспектов;

4) определение  направлений решения проблем;

5) кредит  времени для претендента;

6) окончание  интервью.

3 Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Социометрическая  структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений  в группе. Зная такую структуру, можно  ответить на вопросы:

– Кто является неформальным лидером группы?

– Каково распределение статусов?

– Какова эмоциональная сплоченность группы?

– Кто кого предпочитает в общении?

– Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?

4 Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.

В исследованиях  может использоваться включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как – бы «изнутри», и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы,  влияющие на эффективность реализации  социальных методов управления

Под социальным развитием организации понимается процесс или последовательность изменений социальной подсистемы организации, в ходе которой происходит её (подсистемы) качественное изменение в прогрессивном  направлении.

Внешние факторы характеризуют состояние  и изменение внешней среды  организации (политической, социокультурной, экономической, правовой, демографической, природно-климатической). Для примера следует относительно подробно раскрыть содержание одного или двух из перечисленных факторов и показать как изменение этих факторов в ту или иную сторону может повлиять на управление социальным развитием организации. Например, действие правового фактора проявляется в наличии и действенности трудового законодательства, определяющего (наряду с конституцией и другими законами) социально-трудовые права и гарантии наемных работников, механизм взаимодействия наемных работников и предпринимателей как социальных партнеров. Природно-климатический фактор влияет на состояние здоровья работников, режим рабочего времени, определяет размер средств, которые необходимо расходовать на поддержание работоспособности персонала, профилактические мероприятия медицинского и спортивного характера и т.д.).

К внутренним факторам относятся:

- технико-технологические  особенности производства (в широком  смысле, как производства к.-л.  продукции или услуги), определяющие  общие физические и социально-психологические  условия труда, особенности применяемых  средств труда и состав рабочих мест, режим рабочего дня, сменность, требуемый уровень профессиональной подготовки персонала, организационную структуру управления и т.п.;

- экономические  особенности производства, отражающиеся  в значении его основных экономических  показателей: объема производимой  продукции (услуг), ее народнохозяйственное значение (сравните, например, производство автомобилей и производство жевательной резинки), прибыли, рентабельности, конкурентоспособности, размеры основных фондов, величина фонда заработной платы и т.д.);

- социальные  факторы, заключающиеся в данном  состоянии трудового коллектива  организации и ее социальной инфраструктуры. Фактический состав работников организации на момент формулирования целей социального развития, отражающийся во всей совокупности его характеристик имеет решающее значение для формулирования целей социального развития организации и выбора средств их достижения. К социальным факторам следует также отнести состояние системы управления персоналом, действующие принципы формирования кадровой политики и принятия кадровых решений, целевые установки руководящего состава организации, готовность руководителей к изменениям принципиального характера, которые и являются сутью управления социальным развитием организации.

Информация о работе Социальные методы управления организации