Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ применения социальных методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социальных методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
Введение
1 Сущность и роль социальных методов управления
1.1 Социальные методы управления, их роль и классификация
1.2 Факторы, влияющие на эффективность реализации социальных методов управления
1.3 Зарубежный опыт опыт применения социальных методов управления
2 Эффективность использования социальных методов управления на ОАО «Гомельском мясокомбинате»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельского мясокомбината»
2.2 Анализ использования социальных методов в деятельности организации
3 Основные направления совершенствования социальных методов управления в организации
3.1 Основные направления совершенствования социальных методов управления
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию социальных методов управления
3.1 Заключение
Список использованных источников
Главная
цель применения этих методов –
формирование в коллективе положительного
социально-психологического климата,
благодаря чему в значительной мере
будут решаться воспитательные, организационные
и экономические задачи. Другими
словами, поставленные перед коллективом
цели могут быть достигнуты с помощью
одного из важнейших критериев
Основное средство воздействия на коллектив – убеждение.
Убеждая,
руководитель должен максимально полно
учитывать природу
Приемы
и способы социально-
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.
Социальные методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
1. Анкетирование является важной процедурой оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующее:
1) соответствие уровня образования заявителя минимальным квалификационным требованиям;
2) соответствие практического опыта характеру должности;
3) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей;
4) готовность
к принятию дополнительных
5) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации.
Содержание
анкеты в организациях
Возможны
и специальные виды анкет. Например,
иногда применяют особые бланки для
студентов высших учебных заведений,
с которыми ведется работа по оргнабору.
Поскольку трудовой стаж студентов
невелик, обращают пристальное внимание
на учебу, экономические способности
и интересы претендентов. В анкете
запрашивается информация об учебных
заведениях, специальности, объеме (в
часах) профилирующих курсов (каждого
в отдельности), второй специальности.
Запрашиваются данные об академической
успеваемости претендентов, начиная
со школы: место в классе по успеваемости,
средний балл, балл успеваемости в
школе по дисциплинам специальности.
В анкете требуется указать баллы
по управленческим и юридическим
дисциплинам, количество учебных часов,
прослушанных по бухучету и анализу
финансово-хозяйственной
Одна
из задач анкетирования
Устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. Он обязан также указать, есть ли у него проблемы со здоровьем, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.
Круг вопросов, на которые стремится получить ответ организация, нанимая работника определенной профессии и квалификации, примерно задан. Однако конкретная форма и степень детализации анкеты могут быть разными. В одних случаях кадровые службы и руководство организации полагаются на анкету, в других – уточняют нужные сведения в процессе собеседования с работником и проверяя у прежних работодателей и знакомых претендента. Компоновку и графическое оформление анкет также варьируют.
2. Интервью-собеседование не является идеальным методом личностной оценки претендента, поэтому оно дополняется другими методами. Основной целью собеседования является получение ответа на вопрос, заинтересован ли кандидат в вакантной должности и способен ли он ее качественно выполнять.
Проводя интервью-собеседование, следует придерживаться следующих правил:
1. Интервьюирующему следует знать профиль должности.
2. Необходимо
выполнить анализ документов
кандидата перед
проведением интервью: исследовать форму
и содержание заявления (в частности, культуру
обращения, копию письма или оригинала,
имеются ли ошибки и т.д.), определить полноту
информации. При рассмотрении автобиографии
важно выделить главное: работал на одном
месте или нет и т.п.;
3. Следует
провести неформальный
4. Структура беседы, включающая несколько фаз:
– контакта (5–10 мин), во время которой задаются вопросы (как доехал до фирмы?), предлагается кофе, т.е. дается возможность претенденту адаптироваться;
– интервью (20–60 мин);
– мотивации (20–45 мин) – ознакомление со стратегией фирмы, обычаями, преимуществами и социальными выгодами и т.п.;
– дискуссии (5–10 мин), обсуждаются общие аспекты контракта.
5. Следует
подготовить концепции
6. Информацию следует записать и сделать выводы после интервью.
7. Интервью
с несколькими кандидатами
в коротких промежутках времени.
В процессе
проведения интервью существует ряд
проблем, в основе которых лежат
эмоциональные и
Наиболее типичные ошибки при ведении интервью:
1. Предрассудок – ложный взгляд на поведение и действия интервьюируемого, ставший привычным.
2. Идеальная картина – проецирование своей жизни на интервьюируемого.
3. Неготовность к интервью.
4. Эффект
поведения – не нравится
5. Эффект
возможности – менеджер по
персоналу должен иметь
опыт. Он делает много и одновременно слушает,
продумывает новый
вопрос, делает письменные пометки и т.п.
А это весьма непросто.
6. Эффект контраста – в один день нужно провести интервью с претендентами одной выборки.
График ведения интервью можно детализировать и конкретизировать по фазам:
1) начало беседы;
2) обсуждение положительных аспектов;
3) обсуждение негативных аспектов;
4) определение направлений решения проблем;
5) кредит времени для претендента;
6) окончание интервью.
3 Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Социометрическая
структура группы несет важную информацию
о характере межличностных
– Кто является неформальным лидером группы?
– Каково распределение статусов?
– Какова эмоциональная сплоченность группы?
– Кто кого предпочитает в общении?
– Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
4 Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
В исследованиях может использоваться включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как – бы «изнутри», и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.
1.2 Факторы,
влияющие на эффективность
Под социальным
развитием организации
Внешние
факторы характеризуют
К внутренним факторам относятся:
- технико-технологические
особенности производства (в широком
смысле, как производства к.-л.
продукции или услуги), определяющие
общие физические и социально-
- экономические
особенности производства, отражающиеся
в значении его основных
- социальные
факторы, заключающиеся в
Информация о работе Социальные методы управления организации