Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:23, реферат
Предмет: стратегическое и оперативное планирование.
Объект: суть стратегического и оперативного планирования.
Цель: анализ понятий стратегического и оперативного планирования на предприятии.
Введение…………………………………………………………….…….3
Глава 1. Понятие планирования…………………………………………5
Глава 2. Содержание стратегического планирования
2.1.Цели и задачи стратегического планирования……….…....10
2.2. Роль информационного обеспечения в стратегическом планировании…………………………………………………...21
Глава 3. Содержание оперативного планирования производства (ОПП)...….31
Заключение……………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………..36
Содержание
Введение……………………………………………
Глава
1. Понятие планирования…………………………
Глава 2. Содержание стратегического планирования
2.1.Цели и задачи стратегического планирования……….…....10
2.2.
Роль информационного
Глава 3. Содержание оперативного планирования производства (ОПП)...….31
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………..36
Введение
Современное предприятие осуществляет производство и реализацию продукции на плановой основе. Возможность планирования на уровне фирмы, предприятия, деловой организации вытекает из природы микроэкономических и социальных процессов, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. С точки зрения микроэкономики, планирование - это способ осуществления действий, основанных на сознательных, волевых решениях ее субъектов, механизм которых дополняет, а порой и заменяет рыночные механизмы.
Значение внутрифирменного планирования.1
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. В него входят такие составляющие, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Актуальность такой темы огромна, так как планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Еще П. Керженцев считал, что главным во всей организационной работе должно стать усиление общеплановых начал: "Только действительное умение планировать хозяйство как в отдельном предприятии, так и во всем целом, умение создавать конкретный и гибкий план, тесно связанный со всей реальной обстановкой и систематически контролируемый, даст возможность нашим хозяйственникам твердо строить свою работу на основах хозрасчета, увеличить выработку и удешевить производство".2
Однако
в одной небольшой работе рассмотреть
все аспекты стратегического
и оперативного планирования деятельности
организации невозможно, но поскольку
целью любого бизнеса является продвижение
на рынок своего товара или услуги,
что в современных условиях формирования
информационного общества возможно
лишь с помощью носителей
Предмет: стратегическое и оперативное планирование.
Объект: суть стратегического и оперативного планирования.
Цель:
анализ понятий стратегического и оперативного
планирования на предприятии.
Глава
1. Понятие планирования
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным3.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока, сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила, инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование, поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы - создают новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
В
хозяйственной практике отечественных
предприятий общепризнано выделяются
две основные системы или вида
рыночного планирования: технико-экономические
и оперативно-производственные4
Технико-экономическое
планирование - это разработка целостной
системы показателей развития техники
и экономики предприятия в
их единстве и взаимозависимости, как
по месту, так и по времени действия.
В ходе этого планирования обосновываются
оптимальные объемы производства на
основе учета взаимодействия спроса
и предложения на продукцию и
услуги, выбираются необходимые производственные
ресурсы и устанавливаются
Оперативно-
Система
планов на предприятии может быть
систематизирована по таким основным
классификационным признакам
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное
планирование требует открытого и обоснованного
выбора средств, задач, целей и идеалов.
Оно не имеет установленных границ или
фиксированного горизонта. В таком планировании
решающую роль играет правильный выбор
идеала или миссии предприятия.
Глава 2.
Содержание стратегического
планирования
2.1.Цели и задачи стратегического планирования
Специфика
рыночных условий хозяйствования обусловливает
необходимость разработки стратегии
предприятия. Изменения внешней
среды, связанные с изменяющимися
потребностями, с рыночным спросом,
изменения внутренней среды, обусловленные
подвижностью технического базиса, технологическими
структурными сдвигами, социальной подвижностью
организации, характеризуются как
элементы неопределенности. Дух соперничества,
состязательности - неотъемлемые характеристики
конкурентной среды. Чтобы выжить, нужно
все время смотреть вокруг себя,
присматриваться, что делают другие
и в случае необходимости
Стратегический
выбор является основой формирования
стратегии предприятия. Понятие
стратегии взято из военного лексикона,
где оно обозначает планирование
и проведение в жизнь политики
страны или военно-политического
союза государств с использованием
всех доступных методов. Для описания
понятия стратегии можно
Информация о работе Содержание оперативного планирования производства (ОПП)