Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа
Организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура:
то, ради чего люди стали членами организации;
то, как строятся отношения между ними;
какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют;
что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.
Введение
1. Концепция организационной культуры
1.1 Понятие и структура организационной культуры
1.2. Содержание организационной культуры
2. Анализ развития организационной культуры на предприятии
2.1 Формирование организационной культуры
2.2 Поддержание организационной культуры
3. Изменение организационной культуры на российских предприятиях
Заключение
Список используемой литературы
Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, т.е. придать свое значение событиям и действиям и сделать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Содержание
организационной культуры влияет на
направленность поведения и определяется
не простой суммой предположений, а
тем, как они связаны между
собой и как они формируют
определенные образцы поведения. Отличительной
чертой той или иной культуры является
относительный порядок, в котором
располагаются формирующие ее базовые
предположения, что указывает на
то, какая политика и какие принципы
должны превалировать в случае возникновения
конфликта между разными
Приведенное выше еще раз наглядно показывает, что говорить об организационной культуре как монолитном феномене не приходится. Это только одна культура на организацию. Тем не менее необходимо понимать, что в одной организации может быть много «локальных» культур. При этом имеется в виду одна, преобладающая во всей организации культура и культура ее частей (уровней; подразделений; профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп).
Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры. Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней.
В первом случае это будет некий анклав, в котором приверженность ключевым ценностям доминирующей культуры проявляется в большей мере, чем в других частях организации. Обычно это имеет место с субкультурой центрального аппарата какой-либо организации или системы органов управления. Во втором случае ключевые ценности доминирующей в организации культуры принимаются членами какой-нибудь из ее групп одновременно с отдельным набором других, часто неконфликтующих ценностей для себя. Такое можно наблюдать на периферии организации или в территориальных органах управления. Таким путем может идти приспособление к специфике деятельности (функциональные службы) или местным условиям (территориальные отделения).
Подобно
тому, что имеет место в обществе,
в организации может
Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
Контркультуры в организации появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определенном смысле, организационные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации.
Некоторые
«контркультурные» группы могут
стать достаточно влиятельными в
ходе крупномасштабных трансформаций,
связанных со значительными изменениями
в природе, конструкции и характере
организации. Наглядными примерами таких
групп являлись всесильные в свое время
советы трудовых коллективов, появляющиеся
сейчас в ходе приватизации группы собственников
контрольного пакета акций предприятий
и коммерческие подразделения бюджетных
организаций.
2 Анализ развития
организационной
культуры на предприятии
2.1
Формирование организационной
культуры
Как было показано в предыдущей главе, внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы.
Первая - это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано.
Вторая - это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы.
Рассмотрим подробнее для организации, выбравшей путь, направленный на разработку и внедрение методов всеобщего управления качеством (TQM) на своем предприятии. Стоит сказать, что выбранное направление не из легких, поскольку проявление указанных выше двух проблем в данном случае наиболее очевидно.
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.
Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности.
Люди должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.
Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих - может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое.
В любой организации ее работники склонны участвовать в следующих процессах:
• выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
• разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;
• находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
Отмечено, что работники нуждаются в развитии приемлемых способов доведения до представителей внешней среды информации о своих реальных возможностях, преимуществах и успехах. Представленная выше политика в области качества, выпущена предприятии достаточным тиражом, для того, чтобы работники всех подразделений предприятия были причастны к процессам, внедрения системы управления качеством.
На
исследуемом предприятии
Что касается внедрения современных методов управления, то такой уровень организационной культуры позволяет предприятию сохранить имидж достойного партнера для своих потребителей.
Важно также, чтобы в организации знали о том, когда можно допустить неудачу. Для этого отдельные компании при разработке новых проектов устанавливают рубежи, на которых по причине неудачи проект сворачивается. Это официально предусматривается проектным документом, так что все знают об этом.
Безусловно, представленные материалы не являются постоянными, поскольку в любой организации происходят изменения, которые влекут за собой и изменений в стратегии и политике. Постоянным остается лишь открытость этих документов для работников, что является важным для сохранения корпоративной культуры.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.
Так, например, подразделение коммерческой службы, ориентированное на продажу определенного вида продукции предприятия, выделившись из основной структуры предприятия-производителя, получило свое «новое определение себя», став самостоятельной фирмой.
Коммуницируя и взаимодействуя, члены группы (организации) стремятся описать для себя окружающий их организационный мир. Они могут прийти к выводу, что он является меняющимся или застойным, полным возможностей или опасностей. Так, люди пойдут на нововведения, если они верят, что могут провести важные изменения в окружающем их мире и то, что раньше составляло опасность, теперь может стать возможностью для изменений.
На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.
На
всех стадиях развития организации
управленческая культура ее лидера (его
личная вера, ценности и стиль) во многом
может определять культуру организации
(см. таблица 1). В очень большой
степени влияние лидера или основателя
компании на формирование культуры проявляется,
если он является сильной (ярко выраженная
управленческая культура) личностью, а
организация только создается.
Таблица 1 - Два подхода в формированию лидерами организационной культуры
Административная культура | Организационные переменные | Предпринимательская культура |
Извне |
Система контроля | Изнутри |
Собственник процесса | Отношения собственности | Собственник имущества |
Ждет момента | Отношение к возможностям | Ведет поиск |
Рационально-логическое | Преимущественное решение проблем | Интуитивно |
Централизация | Делегирование полномочий | Децентрализация |
Иерархическая | Организационная структура | Сетевая |
«Взрослый» - «ребенок» | Отношения субординации | «Взрослый» - «взрослый» |
На организацию | Организационный фокус | На человека |
Снижение стоимости | Производственная стратегия | Дифференциация производства |
Производительность | Главные цели | Эффективность |
Системный | Подход к управлению | Ситуационный |
Интеграция | Работа проектируется позиций | Автономия |
По правилам | Выполнение работы | Творческое |
Модификация | Проводимые изменения | Радикальной |
Делать дело правильно | Основополагающий курс действий | Делать правильное дело |
Информация о работе Состояние организационной культуры на российских предприятиях