Состояние организационной культуры на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание

Организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура:
то, ради чего люди стали членами организации;
то, как строятся отношения между ними;
какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют;
что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.

Содержание

Введение
1. Концепция организационной культуры
1.1 Понятие и структура организационной культуры
1.2. Содержание организационной культуры
2. Анализ развития организационной культуры на предприятии
2.1 Формирование организационной культуры
2.2 Поддержание организационной культуры
3. Изменение организационной культуры на российских предприятиях
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 56.16 Кб (Скачать документ)
 

 

      Формирование культуры организации  связано с внешним для организации окружением:

     • деловая среда в целом и в отрасли в частности;

     • образцы национальной культуры.

     Принятие  компанией определенной культуры может  быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью  технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям  отраслей «высокой технологии» присуще  наличие культуры, содержащей «инновационные»  ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному  проявляться в компаниях одной  и той же отрасли в зависимости  от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или  иная компания.

     Анализ  факторов формирования организационной  культуры показывает, что последняя  является предметом развития и изменений  в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности»  базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. 

2.2 Поддержание организационной культуры 

     Обычно  организация растет за счет привлечения  новых членов, приходящих из организаций  с другой культурой. Новые члены  организации, хотят оно этого  или нет, занося в нее «вирус»  другой культуры. Какая из культур  «выживает», во многом зависит от ее силы, так как последнее влияет на интенсивность определенных образцов поведения. [1, с.434]

     Сила  культуры организации определяется тремя моментами:

     • «толщина» культуры;

     • степень разделяемости культуры членами организации;

     • ясность приоритетов культуры.

     «Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации. В некоторых культурах разделяемые верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и связь между ними не уменьшают роли каждой их них. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны. В первом случае достигается больший эффект с точки зрения влияния на поведение люден, так как у них формируется уверенность в том, какая ценность должна преобладать в случае конфликта интересов. Таким образом, сильная культура «толще», она разделяется большим числом работников и более четко определяет приоритеты, а соответственно, имеет более глубокое влияние на поведение в организации.

     Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации.

     Существуют  методы поддержания организационной  культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Основными группами методов являются следующие.

     Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.

     Реакция руководства на критические  ситуации и организационные  кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо, примут второй вариант. Такой поступок руководства превратится со временем в организационный фольклор, что. Несомненно, усилит данный аспект культуры в компании.

     Моделирование ролей, обучение и  тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.

     Критерии  определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.

     Критерии  принятия на работу, продвижения и  увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры. Так, присущая конвейерному производству текучка кадров на сборочных линиях побудила многие компании перейти либо к групповому подходу в работе, либо к переходу на «тележечную» сборку в рамках комплексной бригады.

     Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение.

     Лидерство высшего руководства в данном случае бесспорно. Успешное руководство  и управление организацией требует  систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха на российском и международном рынке, на предприятии  внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента, разработанная для постоянного улучшения результативности и эффективности организации и учета потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества. [5]

     На  исследуемом предприятии существует общеизвестная стратегическая цель высшего руководства - создание организации, ориентированной на потребителя  посредствам:

     • Определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности.

     • Обеспечения результативного и  эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения  удовлетворенной деятельности организации.

     Примерами деятельности по созданию ориентированной  на потребителя организации являются:

     • определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;

     • сбор и использование данных и  информации о процессах на постоянной основе;

     • развитие в направлении постоянного  улучшения;

     • использование подходящих методов  для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

     В процессы необходимые для системы  менеджмента качества, на предприятии  уже включены процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения  ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.

     В целом, глобальное управление качеством  на исследуемом предприятии, как  идеология и практика построения бизнес-системы имеет тенденцию  к развитию и в имеющемся состоянии  далека от завершения.

     В качестве приоритетных направлений  деятельности предприятия для обеспечения  качества процессов выбраны следующие:

  1. Создание на предприятии отдела обеспечения качества, как основного звена, контролирующего уровень развития системы менеджмента качества и его развитие.
  2. Создание нормативной базы документации включающей:

     - Внедрение процедур системы качества (СК) и нормативной документации  по системе качества (НД СК) в  деятельность подразделений с  проведением обучающих семинаров  по разработанной программе.

     - Контроль над внедрением СК  и реализацией корректирующих  мероприятий в подразделениях, в  том числе оптимизация деятельности  персонала.

     - Адаптацию НД СК к основной  версии ИСО (ГОСТ Р ИСО 9001:2001)

  1. Организацию сертификации наиболее перспективных видов продукции.
  2. Организация и проведение работ по оценке качества труда.
  3. Контроль и оценка, побуждение к действиям (см. таблица 2).
 

     Таблица 2 - Критерии оценки выполнения мероприятий, направленных на укрепление корпоративной культуры

Критерии
Балл
1 Наличие плана мероприятия
0,5
2 Наличие протокола выполнения
0,5
3 Наличие в протоколе описания  по всем пунктам плана
0,5
4 Полнота изложения хода обсуждений
 
4.1 Анализ обсуждений:
  • анализ (если итоги и т. п., то 0 баллов за анализ);
  • состояние качества продукции;
  • сырья и материалов;
  • процесса
Общий балл = 1

0,25

0,25

0,25

0,25

4.2 Установление причин возникновения  дефектов:
  • несоответствий продукции;
  • технологических процессов;
  • их анализ;
  • принятые меры по устранению причин возникновения дефектов
Общий балл = 1

0,25

0,25

0,25

0,25

4.3 Анализ состояния технологической  дисциплины
0,5
4.4 Анализ предъявленных претензий  к качеству продукции (если  таковые имеются)
1,0
5 Анализ хода выполнения решений,  принятых на предыдущем заседании
1,0
6 Объяснение причин невыполнения  планов, решений
1,0
7 Наличие всех форм справок  (по 0,2 балла за форму)
1,5
Максимальная  оценка
∑ = 8,5 баллов
 

 

      На основе принятых критериев могут  быть проанализированы и статистически  обработаны протоколы проведения совещаний, а, следовательно, найдены пути улучшения деятельности.

     Система оценки критериев в коэффициентном выражении определена от приоритетов  организации на данный момент, и, значит, может быть изменена в зависимости  от достигнутых результатов (увеличена  или уменьшена) внедрения того или  иного процесса управления.

     Внедрение системы менеджмента качества, и  утверждение ее основополагающих принципов  в качестве корпоративной культуры зачастую сопряжено с преодолением психологических барьеров со стороны  работников предприятия. Исследуемое  предприятие не исключение.

     Так на этапе организации разработки системы качества были созданы руководящие  и рабочие органы, готовилась программа  необходимых работ, и организованно  изучались стандарты. Одновременно шла работа по формированию и доведению  до персонала Политики в области  качества, по разработке матрицы распределения  ответственности и полномочий, а  также по подготовке к этапу документирования системы качества. На данном этапе  возникли следующие психологические  барьеры:

  • Во-первых, деятельность созданных руководящих органов «не вписывалась» в традиционный менеджмент, вызывая ощущение излишней документированности и формальности проводимых заседаний (а заседания проводятся регулярно и их результаты в обязательном порядке протоколируются).
  • Во-вторых, разработанная программа воспринималась многими работниками как формальный документ, а не план логических и согласованных действий. Только после нескольких изменений и дополнений в программу она перестала восприниматься как формальный документ.
  • В-третьих, изучение стандартов ИСО серии 9000 также воспринималось работниками как формальный акт. Фактическое же изучение начиналось только после того, когда знание основных положений стандартов становилось обязательным условием внеочередной аттестации руководителей и специалистов.

     В то же время совершенно не формально  руководителями и ведущими специалистами  была воспринята разработка Политики в области качества и ее последующее  доведение до всех работников предприятия.

     Координационный Совет на своих заседаниях рассматривал предлагаемые варианты Политики и в  итоге разработал и подписал документ, понимаемый и принимаемый всеми  работниками предприятия. Более  того, на основе Политики в области  качества руководитель каждого подразделения  разработал перечень целей и задач  подразделения, что значительно  облегчило ее доведение до персонала  подразделений. Матрица распределения полномочий и ответственности теперь уже разрабатывается не формально.

Информация о работе Состояние организационной культуры на российских предприятиях