Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению совершенствования методов оценки результатов труда персонала организации.
Управление персоналом разрабатывает методы с помощью которых система оценки позволяет повышать уровень мотивации сотрудников, определяя направления их развития и стимуляции потребности в обучении и повышении квалификации.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы деловой оценки персонала…………………..5
1.1 Сущность, цели и задачи оценки персонала……………………………….5
1.2 Принципы и критерии оценки персонала…………………………………..8
1.3 Виды и методы оценки персонала………………………………………….13
1.4 Система оценки персонала………………………………………………….16
1.5 Специфика системы оценки персонала в государственных и муниципальных органах…………………………………………………….18
Глава 2. Анализ методов оценки результатов труда персонала в администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области…………………………………………………………………………....20
2.1 Краткая характеристика администрации Выксунского муниципального района нижегородской области………………………………………………...20
2.2 Анализ оценки персонала при приеме на работу в администрацию Выксунского муниципального района Нижегородской области……………..21
2.3 Оценка результатов труда персонала администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области…………………………….23
2.4 Анализ методов оценки результатов труда персонала в администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области……………..26
2.5 Аттестация служащих в администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области………………………………………………...29
Глава 3 Пути совершенствования методов оценки результатов труда персонала…………………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы …………………………..40
Приложение
- значимость для целей проведения оценки
- простота (любые сложные
формулировки должны быть
Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных - для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении заработной платы или премировании.
Легко руководителю, которого служба персонала "вооружила" таким инструментом, как процедура аттестации. Практика, увы, показывает, что инструмент этот есть далеко не у всех, да и качество его иногда оставляет желать лучшего.
Тот, кому не повезло, выкраивает часы
из своего напряженного рабочего графика
(план-то никто не отменял!) и начинает
оценивать персонал самостоятельно.
"Итак, как обстоят дела у Иванова-Петрова-Сидорова
с выполнением должностных
Гарантировать при таком подходе можно только колоссальные затраты времени и нервов, вероятность ошибки, проблемы с дальнейшим ответом на вопросы подчиненного: "А почему мой сосед получил премию на 3 рубля 62 копейки больше, чем я?"
Тем, кому не хватает времени превращаться из линейного руководителя можно рассмотреть алгоритм оценки сотрудников:
1. Мы знаем, чем должен
2. Описываем критерии оценки. Так
как часто мы вкладываем в
одни и те же слова разный
смысл, полезно определиться
3. Проверяем, насколько понятны
наши критерии для конкретных
работ. Если критерий
4. Минимизируем свои усилия. Рассматриваем
критерии, важные для данной должности
и не очень (от последних
стоит отказаться), какой информацией
мы располагаем для оценки
деятельности сотрудника по
5. Еще раз оцениваем оставшиеся
критерии (достаточно ли они понятны)
и приводим шкалу оценки в
соответствие с реальностью (
Некоторые критерии оценки персонала (по пятибалльной шкале):
Качество работы
Работа выполняется без ошибок (или с незначительными погрешностями, которые исправляются самостоятельно), аккуратно и тщательно.
5. Постоянно очень высокий
уровень аккуратности и
4. Аккуратность и точность выше ожидаемого уровня, ошибки встречаются очень редко, хорошо выполняет инструкции, нуждается в незначительной помощи со стороны руководителя.
3. Качество работы соответствует предъявляемым требованиям.
2. Бывает небрежен, встречаются ошибки, иногда приходится проверять его работу.
1. Низкое качество работы, постоянные ошибки, требуются постоянные проверки и исправления.
Объем работ (количество)
Работа выполняется в запланированном объеме.
5. Очень быстрый и энергичный
сотрудник. Постоянно с
4. Работает быстро. Часто
выполняет больший объем работ,
3. Работает стабильно. Выполняет плановые показатели.
2. Работает медленно. Необходимо подгонять.
1. Работает медленно, теряет
много времени впустую, не
Присутствие на работе (дисциплина)
В рабочее время занят работой. Редкие пропуски по уважительной причине, оговоренные заранее.
5. Чрезвычайно надежен. Всегда на работе и вовремя.
4. Надежен. Редко отсутствует,
если отсутствует, то по
3. Случается отсутствие
на работе по уважительной
причине, не имеющее серьезных
негативных последствий для
2. Ненадежен. Не всегда пунктуален. О cвоем отсутствии иногда забывает своевременно предупредить.
1. Часто отсутствует или
опаздывает. Крайне ненадежен.
Лояльность к организации (отделу)
Уважительное отношение к организации.
5. Очень хорошо знает
организацию и предан ей. Всегда
ставит интересы организации
выше своих. Даже если дела
идут недостаточно хорошо, никогда
не позволяет себе плохо
4. Позитивно воспринимает
организацию и себя в
3. Доволен тем, что работает
в компании. Избегает публично
выражать недовольство
2. Не ощущает себя частью
организации. Иногда не
1. Крайне негативно относится
к организации. Преследует
1.3. Виды и методы оценки персонала
Оценка работы персонала позволяет, с одной стороны, обеспечить нормальное функционирование отдельных подразделений и всей организации и успешное решение производственных задач, а с другой – более эффективно использовать потенциал работников за счет того, что система оценки позволяет повышать уровень их мотивации, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и повышении квалификации [27, с. 281].
После того, как определена
цель проведения аттестации и критерии
оценки, необходимо выбрать метод, с
помощью которого будет проводиться
оценка. При выборе метода следует
учитывать два основных показателя:
насколько полно он позволяет
собрать информацию об оцениваемых
сотрудниках для работы с критериями
оценки (соответствие целям оценки),
и насколько данный метод возможен
в данных условия (определение затрат
и требуемых ресурсов). Первое легко
определяется в ходе подготовки процедуры
оценки. А второе стоит просчитать
- во что обойдется процедура
Методы оценки персонала по их направленности:
1. Качественные методы - методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.
- Матричный - один из самых простых и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении фактических качеств работников с набором качеств, требуемых занимаемой должностью.
- Метод эталона - напоминает предыдущий, но сравнивает фактические данные не с положенными по должности навыками и поведением, а с характеристиками наиболее успешных работников данного направления.
- Система произвольных характеристик - тоже распространенный метод. Он предусматривает достаточно свободную (устную или письменную) форму оценки сотрудников. Руководитель или группа руководителей (экспертов) описывают выдающиеся успехи и упущения подчиненных за определенный период их деятельности.
- Метод оценки выполнения - похож на предыдущий. Экспертами могут быть также руководители, но оценивать они будут не яркие моменты деятельности сотрудника, а всю его работу за определенный период времени.
- Метод групповой дискуссии - тоже относится к описательным. Он, наверное, наиболее часто используется отечественной практикой. Это беседа группы руководителей или экспертов с работниками относительно их деятельности. Метод групповой дискуссии позволяет по определенным критериям выбрать наиболее активных, самостоятельных, логично рассуждающих людей.
2. Комбинированные методы. В их основу положены как описательный принцип, так и количественные характеристики.
К ним относятся:
- Метод суммируемых оценок - заключается в определении экспертами частоты проявления ("постоянно", "часто", "иногда", "редко", "никогда") у работников тех или иных качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты.
- Система заданной группировки работников - предусматривает выбор ограниченного числа факторов оценки, распределение работников по этим факторам на четыре группы ("плохой работник", "удовлетворительный работник", "хороший работник", "отличный работник") и последующую замену плохих работников отличными.
3. Количественные методы оценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.
- Метод рангового порядка: группа руководителей, исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых сотрудников по порядку - от самого лучшего до самого худшего. Итоговая оценка определяется суммой порядковых номеров, полученных работником за выполнение поставленных задач.
- Метод заданной балльной оценки - заключается в присвоении заранее установленных баллов за каждое достижение работника с последующим определением его общего делового уровня в виде набранных очков.
- Метод свободной балльной оценки - состоит в присвоении руководителем или экспертом определенного количества баллов каждому качеству работника. Общая оценка складывается как сумма баллов или как средний балл.
- Система графического профиля - заключается в изображении каждого из деловых качеств сотрудника (в баллах) в виде точек на графике[16, с 287].
Перечисленные методы, как правило, позволяют решить лишь отдельные конкретные вопросы оценки потенциальных способностей работников и не позволяют оценить личность во всех ее проявлениях. В связи с этим вполне логично появление в последние годы нового комплексного метода оценки личности работника - метода оценочных центров, синтезировавшего отдельные элементы перечисленных методов и направлений.
1.4 Система оценки персонала
Под системой оценки персонала понимается комплекс единых или согласованных целей, задач, и ожидаемых результатов; процедур, технологий и средств оценки; реальной (в виде структурного подразделения) или «виртуальной» (в виде системы специальных функционалов) службы оценки персонала. Система оценки персонала является частью системы управления персоналом. Система оценки персонала настраивается в зависимости от стратегических целей развития компании и общей системы управления (системы менеджмента). Система оценки персонала выполняет ряд важных социальных функций. Она позволяет:
- снижать конфликты в
коллективах, что способствует
созданию благоприятных
- стимулировать работу персонала;
- устанавливать справедливое
соотношение между количеством
и качеством труда и денежным
содержанием государственного
- получать информацию
об уровне профессионального
развития государственного
Информация о работе Совершенствование методов оценки результатов труда персонала организации