Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является совершенствование организации трудового процесса. Актуальность данной работы на сегодняшний день выражается в важности проектирования трудового процесса, так как в условиях массового выпуска продукции реализуется возможность экономии затрат труда и рабочего времени на производство продукции, что позволяет максимизировать прибыль.
Введение………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА……………………………………………………………………...6
1.1Понятие и экономическое значение организации трудового процесса..…6
1.2 Принципы организации трудового процесса…………………………..…12
1.3 Методы проектирования структуры трудового процесса…………….…17
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ……………...…..21
2.1 Совершенствование организации труда……………………………….…21
2.2 Организация трудового процесса на рабочем месте на примере Свердловской железной дороги…………………………………………….…26
2.3 Показатели экономической эффективности………………………...……35
Заключение………………………………………………………………….…..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…..41
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………...………42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………43
Своего рода интегральным направлением совершенствования организации труда является проектирование трудовых процессов и методов их осуществления.
Проект трудового процесса определяет:
∙ особенности технологического, функционального и квалификационного разделения труда; форму его организации, численность и состав исполнителей;
∙ систему учета, оценки, нормирования труда, а также его оплаты;
∙ распорядок рабочего дня и график синхронизации действий исполнителей во времени и пространстве;
∙ схему планировки рабочего места, перечень элементов его оснащения, регламент обслуживания;
∙ необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, формы и периодичность инструктажа по технике безопасности;
∙ требования к исполнителям и рекомендации по обучению совмещаемым профессиям и функциям, периодичности повышения квалификации;
∙ рекомендации по ведению работ в нештатных ситуациях. [12]
2.2
Организация трудового
процесса на рабочем
месте на примере Свердловской
железной дороги
Свердловская
железная дорога – мощный транспортный
комплекс с большим техническим
и интеллектуальным потенциалом. Магистраль
соединяет европейскую и
Эксплуатационная длина – 7 153,8 км, развернутая длина - 13 852,5 км.
В 2010 году в границах Свердловской железной дороги отправлено 37,3 миллиона пассажиров (в том числе 10,2 миллиона - в дальнем следовании), перевезено 120,9 миллиона тонн грузов. Численность сотрудников составила 49 532 человека (средний возраст работников - 38,5 лет). На долю СвЖД приходится 10% объема сетевой погрузки, в том числе таких важнейших грузов как нефть, цветные металлы, лесные и строительные грузы. Магистраль обслуживает почти 400 км подъездных путей, ее услугами пользуются более 12000 промышленных предприятий.
Для обеспечения пассажирских перевозок на дороге работают 47 вокзалов, 418 станций, 3 пассажирских вагонных депо, 4 вагонных участка, 255 билетных касс. Создаются все условия для комфортного путешествия: открываются дополнительные маршруты, повышается качество обслуживания, вводятся новые вагоны повышенной комфортности с кондиционерами, телевизорами, доступом в Интернет, душевыми комнатами.
На вокзалах Свердловской Региональной дирекции железнодорожных вокзалов (структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД") оказывается более 70 видов дополнительных услуг пассажирам. В числе наиболее значимых - услуги комнат длительного отдыха, камер хранения, залов повышенной комфортности вокзалов Екатеринбург-Пассажирский и Пермь-2. Для удобства клиентов в зале имеются туалетные и душевая комнаты, камера хранения ручной клади, пункт обмена валюты, оборудована комната для деловых переговоров. Для обеспечения комфортного пребывания пассажиров с детьми в специализированном зале вокзала Екатеринбург-Пассажирский установлены игровые комплексы, работает детская комната. Ежесуточно по Свердловской магистрали курсирует 1288 грузовых, 117 пассажирских, 455 электропоездов. И на всем протяжении их следования железнодорожники обеспечивают надежную работу инфраструктуры и безопасный пропуск подвижного состава.[11]
Всему этому предшествовало совершенствование организации трудового процесса и нормирования.
Рабочее место – ограниченная зона, рассчитанная на одного или нескольких человек, занятых выполнением одной работы или операции.
Рабочая
зона – площадь, на которой сосредоточены
все средства производства, предоставленные
в пользование данному
Рабочее
место является первичным звеном
занятости трудоспособного
В
рыночных условиях задача работодателя
– организовать труд на рабочем
месте таким образом, чтобы обеспечить
снижение затрат на выпускаемую продукцию,
благополучие предприятия, конкурентоспособность
выпускаемой продукции и
На Свердловской железной дороге разработана и внедрена такая система организации рабочих мест, которую можно отнести к универсальной, т. е. она может быть использована в других отраслях экономики. Основу этой системы составляет новая технолого-нормировочная карта (или паспорт рабочего места).
В ранее действовавшей практике работы предприятий различных отраслей экономики в технологической карте не содержалось необходимых параметров трудового процесса (как правильно выполнять тот или иной вид работы), были предусмотрены укрупненные затраты времени (в часах) на виды работ в целом, а не на их элементы, отсутствовали оценка качества выполненной работы и другие обязательные разделы по организации труда на рабочем месте.
Новая модель технологической карты включает в себя следующие параметры:
- пооперационную технологию трудового процесса;
- нормы оперативного времени на каждую трудовую операцию в минутах строго по технологии;
- нормативный темп работы, определяемый на основе базовой системы микроэлементных нормативов времени;
- технически обоснованное время по каждому виду работы;
- расчет производственной численности на фактический объем работы на данном рабочем месте;
- строгое соотношение среднего разряда работы и рабочих;
минимальную явочную численность работников на коллективном рабочем месте, обеспечивающую соблюдение технологии трудового процесса (не менее 75–80 % расчетной);
- натуральный конечный результат работы на данном рабочем месте и общее технологическое время на единицу ее выполнения (либо групп работ), в чел./час;
- показатели оценки качества по видам работы;
- техническую оснащенность, обслуживание, планировку, условия и безопасность труда на рабочем месте.
Основным
структурным элементом
Учитывая это, на каждый вид работы в технологической карте заполняется наименование и последовательность трудовых (технологических) операций с установлением времени их продолжительности.
Разработка таких карт осуществляется специалистами в области технологии производства, физиологами, нормировщиками, экономистами по труду и др.
Одно из центральных мест технолого-нормировочной карты на рабочее место занимает нормирование труда.
Введение паспорта рабочего места позволяет решать следующие задачи:
- строгое соответствие нормирования труда с технологией трудового процесса;
- повышение уровня качества норм труда;
- устранение издержек производства в результате необоснованного перевыполнения норм;
- установление более объективной оценки трудовой деятельности исполнителей.
Установление
норм затрат труда на основе хронометражных
наблюдений без учета технологии
трудового процесса довольно часто
приводит к снижению их качества, в
результате чего появляются так называемые
“выгодные” и “невыгодные” нормы.
Технолого-нормировочная карта
Кроме того, методы оценки затрат труда путем хронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня позволяют оценить загрузку лишь по времени без учета утомляемости человека, темпа его работы и интенсивности труда.
Эти задачи можно решать за счет:
- проектирования норм времени на основе применения нормативных темпов работы и показателей интенсивности труда;
- разработки стандартных (технологических) методов труда.
Для
определения коэффициента темпа
работы на конкретном рабочем месте
выбираются наиболее часто встречающиеся
операции. Трудовая операция подвергается
анализу с целью выделения
элементов трудового процесса из
трудовых действий и простейших приемов,
нормативные значения которых указаны
в Базовой системе
Предусмотренный системой тип работы адекватен скорости выполнения базового микроэлемента “протянуть руку” с малой степенью контроля на расстояние 40 см со скоростью 93 м/с. Это – минимальные затраты времени на выполнение трудовых движений средним работником при освоенном трудовом процессе без ущерба для здоровья в течение продолжительного периода времени. Принятый нормативный темп работы основан на психофизиологических исследованиях, с помощью которых оценивалась утомляемость работников в производственных условиях.
Предусмотренный
системой БСМ-1 темп работы предполагает
соответствующее нормативное
Расчетный способ оценки интенсивности труда, разработанный Институтом труда Минтруда России, доступен для практических работников и может применяться для работников разных профессий. При этом используется следующая формула:
Ит = Кт х Кз,
где Ит – интенсивность труда;
Кт – коэффициент темпа работы;
Кз – коэффициент времени занятости.
Кт = Норм./Факт. = 1,0, где Норм. – нормативное время, определяемое с помощью базовой системы микроэлементных нормативов времени (БСМ-1);
Факт. – фактическое время, определяемое с помощью хронометражных наблюдений.
Таким образом, необходимая норма времени на конкретную трудовую операцию или вид работы определяется на основе проверки существующей нормы и нормативной интенсивности труда, равной 1,2.
Технолого-нормировочная карта нового образца, предусматривающая пооперационную технологию трудового процесса и технически обоснованное время с учетом нормативных темпов работы и интенсивности труда по каждому виду работы, устанавливает наиболее рациональный порядок расчета производственной численности на рабочем месте строго в соответствии с фактическим объемом работы.
Явочное количество рабочих и работников массовых профессий определяется исходя из нормы времени по каждому виду работы, их объема (программы) и годовой нормы рабочих часов:
Ря = Nгод х Н/Фгод,
где Ря – явочное количество рабочих и работников массовых профессий, необходимое для выполнения годового объема (программы) каждого вида работы или обобщающего показателя натурального конечного результата на данном рабочем месте;
Nгод – годовой объем (программа) по видам работы или конечному результату в натуральном выражении;
Н – технически обоснованное время (ч) на единицу работы (продукции);
Фгод – норма рабочего времени (ч) на одного работника в год.
Кроме
точного определения
Информация о работе Совершенствование организации трудового процесса