Совершенствование организационной структуры управления турагентсва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание

Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
-изучение и анализ мировой и отечественной практики проектирования и совершенствования организационной структуры управления предприятием;
-проведение анализа деятельности турагенства «Круиз-Тур»;
-рассмотрение и анализ существующей организационной структуры управления организации «Круиз-Тур»;
-выдвижение предложений по совершенствованию организационной структуры в данной организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..6
1.1 Понятие организационной структуры управления, характеристики ОСУ..6
1.2 Концепции построения ОСУ………………………………………………..13
1.3 Принципы и методы формирования ОСУ…………………………………17
Глава 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОСУ ТУРАГЕНСТВА «КРУИЗ-ТУР»…………………………………………………………………………….30
2.1 Общая характеристика турфирмы «Круиз-Тур»………………………...30
2.2 Анализ существующей миссии и системы целей организации………….33
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов организации………….35
2.4 Организационная структура управления туристической фирмы «Круиз-Тур»……………………………………………………………………………..42
Глава 3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРАГЕНСТВА «КРУИЗ-ТУР»……………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работв по ОМ.,.doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..6

1.1 Понятие  организационной структуры управления, характеристики ОСУ..6

1.2 Концепции  построения ОСУ………………………………………………..13

1.3 Принципы  и методы формирования ОСУ…………………………………17

Глава 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ  ОСУ ТУРАГЕНСТВА «КРУИЗ-ТУР»…………………………………………………………………………….30

2.1 Общая характеристика турфирмы «Круиз-Тур»………………………...30

2.2 Анализ  существующей миссии и системы  целей организации………….33

2.3 Анализ эффективности использования ресурсов организации………….35

2.4 Организационная структура управления туристической фирмы «Круиз-Тур»……………………………………………………………………………..42

Глава 3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРАГЕНСТВА «КРУИЗ-ТУР»……………………………52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….61

 

       ВВЕДЕНИЕ

       Любая организационная система подразделяется на две подсистемы: материально обеспечивающая подсистема, занимающаяся переработкой поступающих в её распоряжение ресурсов в товары и услуги и подсистема управления, в задачу которой входит руководство, контроль за деятельностью организационной системой. Последнюю называют – управляющая система, которая имеет свою структуру, обеспечивающую условия для рационального разделения труда и взаимной кооперации. В рамках данной структуры работники-менеджеры имеют свои задачи, зоны ответственности. При этом они вступают в отношения руководства-подчинения, контроля, сотрудничества. Эти структуры отражают и обеспечивают разделение труда в рамках которого осуществляется процесс управления предприятием.

       В то время как задача претворения в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, действующему как единое целое, менеджменту предприятия предстоит тщательно продумать организационный аспект управления – как правильно и эффективно скоординировать работу всех элементов сложного механизма бизнеса.

       В широком смысле задача менеджера  состоит в том, чтобы выбрать  структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации.

       Научно  обоснованное формирование организационных  структур управления предприятием - актуальная задача современного этапа адаптации  хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

       Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование  управления и повышение эффективности производства.

       В данной работе целью является усовершенствование организационной структуры управления турагенства «Круиз-Тур». При этом структура мной будет рассматриваться как способ распределения полномочий и обязанностей и то, каким образом передаются полномочия и ответственность в рамках организации.

       Основными задачами при исследовании в данной работе являются:

-изучение  и анализ мировой и отечественной  практики проектирования и совершенствования  организационной структуры управления  предприятием;

-проведение  анализа деятельности турагенства «Круиз-Тур»;

-рассмотрение  и анализ существующей организационной  структуры управления организации «Круиз-Тур»;

-выдвижение  предложений по совершенствованию  организационной структуры в данной организации;

       Объект  исследования - социально-экономические процессы, происходящие в экономике частной организации «Круиз-Тур».

       Предмет исследования – организационная  структура управления фирмы «Круиз-Тур».

       В данной курсовой работе выделяются такие структурные элементы, как: содержание, введение, основная часть, представленная тремя главами, заключение и список используемой литературы.

       Теоретическую базу курсовой работы составили труды российских ученых, – таких как И. Ансофф, Л.А. Базелевич, И.Н. Герчикова, Л.А. Горшкова, О.Г. Иванченко, З.Л. Румянцева и др. Был также проанализирован и обширный спектр литературы по проблемам совершенствования структуры управления, авторами которой являются зарубежные экономисты. При раскрытии темы мной был также использован материал, наработанный во время прохождения учебно-ознакомительной практики и составления отчета по ее итогам.

 

       ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

       1.1 Понятие организационной  структуры управления, характеристики ОСУ

       Деятельность  любого предприятия зависит от изменения условий внешней и внутренней среды. Организационная структура управления (ОСУ) должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.

       Сущность  и содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в ее функциях, а форма - в организационных структурах.

       Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы  взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих  функции управления предприятием. Другими словами, это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

       В СУ различают уровни и звенья управления.

       Звено - это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), - например, бухгалтерия, кадровая служба и т.д.

       Количество  звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации.

       Уровни  управления - совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, - показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне - оптимальными требованиями специализации.

       Проектирование  ОСУ связано с определением следующих  составляющих:

     -состав и содержание функций управления;

    -степень централизации и децентрализации функций, а такжечисло уровней управления;

     -число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;

     -функции каждого звена всех уровней;

     -подчиненность между звеньями.

         ОСУ должна обеспечивать устойчивый  порядок и зависит от целей  организации, а также от ее  взаимоотношений с внешней средой. Цели предприятия определяют выбор организационной структуры (ОС).

       Организационная структура – это целостная  система, специально разработанная  таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной цели.

       Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определенного порядка в использовании ресурсов.

       Организации можно классифицировать по трем основным типам построения организационной  структуры управления:

       -линейно-функциональная;

       -дивизиональная;

       -матричная.

       Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей  «организационной» реакцией на усложнившееся  производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы (рисунок 1) являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, производство и т.д.

       

Рисунок 1 – Линейная организационная структура управления

       Анализ  данной структуры показывает следующие  преимущества:

    -высокий  уровень компетентности специалистов  и их квалификацию,

    -данная  форма эффективна для выполнения  отработанных планов и действует  при стабильной деятельности  предприятия,

    -позволяет  легко управлять подчиненными. 

       К числу слабостей можно отнести:

    -не  эффективность в сложной ситуации  на рынке, ибо затруднена инициатива  и эффективная передача снизу  вверх,

    -решения  принимаются на верхнем уровне, вследствие чего теряется оперативность,

    -слабая  координация действий функциональных  подразделений,

    -система  продвижения и вознаграждения  базируется на способности специалиста  выполнять задачи внутри функционального  подразделения, а не вкладом  в конечный результат.

       В поисках выхода из ситуации неэффективности деятельности линейно-функциональных структур ряд американских компаний в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизиональных структур (Дюпон, Дженерал моторс). В 60-70 годы для крупных фирм США это стал доминирующий подход. Сущность такого подхода в выделении в аппарат управления в качестве основного структурного элемента не функциональной службы, а полностью автономного в хозяйственном отношении производственного отделения – крупного завода или группы предприятий – выпускающих определенный вид изделия. На эти отделения возлагалась вся ответственность за разработку, производство и сбыт более или менее однородной продукции. 

       

       Рисунок 2 - Принципиальная схема дивизиональной организации

       В целом, дивизиональная схема в построении организации позволяет последней продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности на разных рынках. Руководители производственных подразделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только по линии, но и по функциям и развивают тем самым в себе требуемы качества и развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом, создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням разделяет их принятие и повышает их качество.

       Вместе  с тем необходимо помнить, что  внутри производственных отделений  наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого  аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов. В больших дивизиональных организациях затруднена межотделенческая карьера, а при механистическом подходе человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективным образом.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления турагентсва