Совершенствование регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.
1. Теоретические основы регулирования занятости
1.1 Занятость и безработица……………………………………………стр.
1.2 Рынок труда. Центр занятости населения………………………...стр.
1.3 Правовые основы занятости ...…………………………………….стр.
2. Современное состояние регулирования занятости
2.1 Анализ функционирования центра занятости населения………..стр.
2.2 Анализ проблем регулирования занятостью……………………...стр.
2.3 Совершенствование регулирования занятости населения……….стр.
Заключение………………………………………………………………стр.
Список собранной литературы…………………………………………стр.
Приложение………………

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 131.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.

1. Теоретические основы  регулирования занятости

1.1 Занятость и безработица……………………………………………стр.

1.2 Рынок труда. Центр  занятости населения………………………...стр.

1.3 Правовые основы занятости ...…………………………………….стр.

2. Современное состояние  регулирования занятости

2.1 Анализ функционирования  центра занятости населения………..стр.

2.2 Анализ проблем регулирования  занятостью……………………...стр.

2.3 Совершенствование регулирования  занятости населения……….стр.

Заключение………………………………………………………………стр.

Список собранной литературы…………………………………………стр.

Приложение……………………………………………………………...стр.

 

Введение

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений  и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование  социально-экономических процессов, в том числе и занятости  населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей  реформ.

Структурная перестройка  экономики России привела к высвобождению  работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.).

Несмотря на рост масштабов  безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной  гибкости формирующегося рынка труда  потребности в рабочей силе отдельных  предприятий не удовлетворяются  полностью за счет местных трудовых ресурсов.

Можно констатировать несоответствие между потребностью населения в  трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и  по регионам. Оно касается профессионального  состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей  или меньшей степени проявляющаяся  во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что  проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается  на конкретных предприятиях. Однако, даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные (практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений.

В связи со сложившейся  проблемой ситуация на рынке труда, на мой взгляд, становится критической. Чтобы как можно глубже разобраться  в этой немаловажной проблеме, постараемся  раскрыть ее сущность в данной работе.

Основная цель данного  исследования – раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические  и методологические задачи:

  • раскрыто экономическое содержание занятости населения как экономической категории, показана ее связь с категорией рынка труда и дана всесторонняя ее характеристика в условиях рыночной экономики;
  • проанализированы основные тенденции и структурные сдвиги в занятости в условиях современного состояния рынка;
  • дана обобщающая характеристика состояния государственного регулирования занятости в странах с развитой рыночной экономикой и его эволюции в условиях глобализации экономики, раскрыты особенности механизмов государственного воздействия на занятость в отдельных странах;
  • показано своеобразие процесса формирования, и функционирования государственного регулирования занятости в России как части общей системы регулирования рыночной экономики;
  • дана характеристика содержания и путей эволюции законодательной и нормативной базы системы государственного регулирования занятости;
  • показана необходимость изменения направленности государственного воздействия на занятость и совершенствования механизмов такого воздействия;
  • предложены меры по активизации государственного воздействия занятости на региональном уровне, в связи с расширением полномочий субъектов Российской Федерации;
  • обоснованы требования к информационному обеспечению региональной политики занятости.

Объект исследования – система государственного регулирования занятости населения.

Предмет исследования – управленческие отношения, возникающие при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости на федеральном и региональном уровне с целью достижения полной и эффективной занятости в стране. Повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы регулирования занятости

1.1 Занятость и  безработица

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной  организации труда - безработным  признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов  приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством),  постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Современные экономисты рассматривают  безработицу как естественную и  неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов  безработицы, как правило, служат причина  ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы  считаются структурная, фрикционная  и циклическая.

С течением времени в структуре  потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных  технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием  новых хозяйственных объектов. В  этой связи осуществляется набор  и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена.

Высвобождаемые кадры  не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют  на появление новых профессий, в  результате чего структура предложений  труда не отвечает структуре рабочих  мест и оказывается, что у некоторых  работников нет таких навыков, которые  нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность  безработицы именуется структурной.1 В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий.

Ряд западных экономистов  выделяет особую разновидность структурной  безработицы - безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы  на различных предприятиях. 
Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.

Если человеку предоставляется  свобода выбора рода деятельности и  места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается  в положении, когда они уже  оставили прежнюю работу, но еще  не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, как бы “со скрипом”, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Подобную безработицу называют фрикционной. Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда.

По существу фрикционная  безработица является добровольной, а возникающая при этом временная  незанятость гражданина не носит  принудительного характера. В промышленно  развитых странах фрикционной безработицы  охвачено 2-3 % экономически активного  населения. Фрикционная безработица  считается неизбежной, так как  обусловлена естественным ходом  жизни.

Надо иметь в виду определенную разницу между структурной и  фрикционной безработицей. Так ”фрикционные” безработные имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться, тогда как “структурные” безработные нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении.

Совокупность структурной  и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. 
Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная - возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы - есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.2

Изменение ситуации на рынке  товаров и услуг, усиление конкуренции  между товаропроизводителями ведут  к тому, что часть производств  уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть  работающих и порождая серьезные  проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица  растет, появляется значительная армия  безработных, а подобного рода безработицу  именуют конъюнктурной или циклической. Для сглаживания негативных последствий  такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных  программ обеспечения занятости  населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы  может колебаться от 0 до 8-10 процентов  и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы  в стране определяет естественный уровень  безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается  временным характером выполнения тех  или иных видов деятельности и  функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав  леса, охота, частично строительство  и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут  интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Одной из разновидностей безработицы  является частичная безработица, которая  возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В  этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться  для части персонала полное рабочее  время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность  работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению  частичной безработицы.

Анализ экономических  показателей дает возможность оценить  издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального  объема производства на 2% норма безработицы  имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Информация о работе Совершенствование регулирования занятости населения