Совершенствование регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.
1. Теоретические основы регулирования занятости
1.1 Занятость и безработица……………………………………………стр.
1.2 Рынок труда. Центр занятости населения………………………...стр.
1.3 Правовые основы занятости ...…………………………………….стр.
2. Современное состояние регулирования занятости
2.1 Анализ функционирования центра занятости населения………..стр.
2.2 Анализ проблем регулирования занятостью……………………...стр.
2.3 Совершенствование регулирования занятости населения……….стр.
Заключение………………………………………………………………стр.
Список собранной литературы…………………………………………стр.
Приложение………………

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 131.34 Кб (Скачать документ)

 

В таблице №2 мы наблюдаем  сведенья о составе безработных  на 1.10.2010 год. Общая численность безработный  составляет 10755 человек. Больший процент  по основания не занятости составляет у «уволившиеся по собственному желанию» (54,4). Тяжелее всего приходится молодежи в возрасте от 16 до 29 лет имеющим высшие и иное образование. Причина заключается в том, что у них отсутствует опыт работы.

 

Состав безработных.                                                         Таблица №2

Численность безработных, чел. (на 1.10.2010г.)

10755

По основаниям незанятости: (%)

 

Уволившиеся по собственному желанию

54,4

Высвобожденные работники

12,9

Выпускники:  

учреждений высшего профобразования

 

2,4

учреждений среднего профобразования

0,6

учреждений начального профобразования

0,3

По образованию:  (%)

 

Имеющие высшее профессиональное образование

36,6

Имеющие среднее профессиональное образование

21,3

Имеющие начальное профессиональное образование

15,9

Имеющие среднее общее образование

23,6

По возрасту:  (%)

 

16-29 лет

30,3

предпенсионного возраста

7,6

инвалиды

10,2

граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе

12,0


 

На рисунке  1 видно, что число зарегистрированных безработных значительно упало с мая 2010года практически на четыре тысячи человек.

Рис.1 Динамика численности зарегистрированных безработных.

На рисунке 2 мы можем увидеть, как численность безработных пошла на убыль с мая месяца 2010года,а вот количество ваккансий возрастает уже с апреля 2010 года.

Рис.2 Динамика соотношения численности  безработных  и  количества вакансий.

Структура  безработных  показывает соотношение безработных  мужчин(39,9%) и женщин(60,1%). Структура  безработных женщин превышает структуру  безработных мужчин в 1,5 раз.

Рис.3 Структура безработных.

Анализируя следующие  данный  можно с делать выводы среди безработных: молодежь – 30%,по сокращению – 13%, инвалиды – 10%, пенсионеры – 8%. Большую часть безработный  занимают уволившиеся по собственному желанию.7 По моему мнению, граждан, уволившихся по собственному желанию, не устраивала мотивация труда.

Продолжение смотреть в приложении.

 

2.2 Анализ проблем  регулирования занятостью

В ряду новых социально-экономических  реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, формирующиеся рынки труда и рынки рабочей силы фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходных обществ: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Трансформируясь в сознании людей в отношение к власти и проводимому курсу реформ, усиливают их негативное восприятие, большинством населения, создавая реальную угрозу социальной стабильности в обществе.

Ситуация на рынке труда отличается особой остротой и напряженностью. Приверженность монетаристским методам реформирования, непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, медленное формирование новых механизмов государственного экономического регулирования и саморегулирования экономики привели к нарастанию кризисных, разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и трудового потенциала.

Несмотря на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам рынка труда, комплексная разработка его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности рынка труда, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся как между элементами данного рынка, так и в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических оснований исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.8

Следовательно, актуальность исследования социально-экономических  аспектов рынка труда в условиях становления рыночной экономики предопределяется как практическими задачами реформирования, так и потребностями теории, нуждающейся в уточнении методологического инструментария, согласовании позиций и выработке нового, более глубокого понимания его сущности. Социально-экономические преобразования имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них — проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается  лишь экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес , поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования,  применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

Обострение криминогенной ситуации.

Усиление социальной напряженности.

Рост количества физических и душевных заболеваний.

Увеличение социальной дифференциации.

Снижение трудовой активности.

Положительные

Повышение социальной ценности рабочего места.

Увеличение личного свободного времени.

Возрастание свободы выбора места работы.

Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы

Отрицательные

Обесценивание последствий  обучения.

Сокращение производства.

Затраты на помощь безработным.

Утрата квалификации.

Снижение жизненного уровня.

Недопроизводство национального  дохода.

Снижение налоговых поступлений.

Положительные

Создание резерва рабочей  силы для структурной перестройки  экономики.

Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду.

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

Стимулирование роста  интенсивности и производительности труда.

Определенный интерес  представляет распределение ответов  на вопрос о том, является ли трудовая деятельность единственным источником дохода. 90,3% ответили утвердительно. Однако в ходе исследования наметилась тенденция уменьшения таких ответов в зависимости от продолжительности безработицы. Безработные со стажем менее 4 месяцев в 42,9% случаев дали утвердительный ответ. Неработающие от 4 до 8 месяцев — в 22,6%. И только 11,6% длительно безработных считают труд единственным источником дохода. Эту ситуацию можно объяснить тем, что происходит перетекание части безработных, особенно длительное время, в теневой сектор экономики. Развивается социальное иждивенчество и трудовая апатия. Именно на предотвращение этих негативных процессов в социальной сфере надо направить усилия служб занятости.

 

2.3 Совершенствование  регулирования занятости населения

Монетаристские методы регулирования  занятости достаточно радикальны. Они  обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным, устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

создание развитого рынка  жилья;

увеличение масштабов  жилищного строительства;

отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через Центр занятости населения.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста  экспорта. Это может привести к росту объемов производства и , соответственно, — занятости на них;

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Информация о работе Совершенствование регулирования занятости населения