Совершенствование регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.
1. Теоретические основы регулирования занятости
1.1 Занятость и безработица……………………………………………стр.
1.2 Рынок труда. Центр занятости населения………………………...стр.
1.3 Правовые основы занятости ...…………………………………….стр.
2. Современное состояние регулирования занятости
2.1 Анализ функционирования центра занятости населения………..стр.
2.2 Анализ проблем регулирования занятостью……………………...стр.
2.3 Совершенствование регулирования занятости населения……….стр.
Заключение………………………………………………………………стр.
Список собранной литературы…………………………………………стр.
Приложение………………

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 131.34 Кб (Скачать документ)

Еще один из видов безработицы - застойная безработица.

Она характеризует ту часть  населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как  правило, пополняет ряды преступного  мира.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

  • зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан;
  • ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
  • скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

Существует еще так  называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая  реальное положение на рынке труда  на основе периодических специальных  опросов трудоспособного населения.

В соответствии с методикой  Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных  норм, показатель уровня безработицы  определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной  службе занятости безработных к  численности экономически активного  населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и  год), знаменатель является показателем, который представляют органы  Государственного комитета по статистике России на основании  проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости  населения.

 

1.2 Рынок труда  и Центр занятости населения

Понятие рынок труда, его  состав и границы — один из дискуссионных  вопросов в отечественной науке. Рынок труда в широком понимании  рассматривается как система  общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и  предложения, и использование рабочей  силы.

Согласно узкому определению, рынок труда — это сфера, в  которой противостоят друг другу, с  одной стороны, лица, ищущие работу, в том числе безработные, с  другой — работодатели, имеющие  незанятые рабочие места на предприятиях, в организациях, между которыми заключаются  трудовые договоры, определяется уровень заработной платы. Нетрудно заметить, что данное определение соотносится с более широким, как часть и целое.

Ни одно из приведенных  определений не является правильным или неправильным —  каждое из них может быть полезно в зависимости от контекста, т. е. от того, какие процессы изучаются, какие задачи ставятся, и какие выводы и рекомендации предполагается разработать для государственных органов.3

Конъюнктура рынка труда  понимается как социально - экономически обусловленное соотношение спроса, предложения рабочей силы и уровня заработной платы на рынке труда. Конъюнктура рынка труда — это одно из трех состояний: равновесия (сбалансированности), дефицита рабочей силы, безработицы. Предложение труда на уровне национального или регионального хозяйства рассматривается как сложившаяся при данных экономических, демографических, социальных условиях общая численность потенциально трудоспособного населения. Спрос на труд на уровне национального или регионального хозяйства выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест.

В регулировании рынка  труда одинаково важно обеспечение  занятости каждого потенциально трудоспособного члена общества. Поэтому авторское понимание  рынка труда в целом, предложения  и спроса на рынке труда, используемое в настоящей работе, не ограничивается безработными и вакансиями, а охватывает все трудоспособное население и  все рабочие места.

Насколько можно судить о  позиции практических работников региональных и местных органов власти, в  частности, из публикаций в журнале  Служба занятости, многие из них солидарны  с такой позицией. Они понимают, что необходимо одновременно, в рамках единой системы, обеспечивать сохранение рабочих мест тех, кто работает, и  дополнительно создавать рабочие места для безработных. Успешно решать эти задачи по отдельности обычно не получается. 

Особенно важно разграничение  широкого и узкого определений рынка  труда при разработке государственной  политики в сфере занятости (концепции  регулирования рынка труда) на федеральном  уровне. Узкое определение рынка  труда предусматривает и суженную политику, направленную главным образом  на социальную поддержку и трудоустройство  зарегистрированных безработных. Эта  политика полезна, но она не решает макроэкономической проблемы безработицы. Широкое определение рынка труда  предусматривает политику поддержания  и расширения всей системы рабочих  мест (занятых и вакантных), расширение занятости и таким путем решение  проблемы безработицы. Такая политика требует значительно больших  затрат, большей ответственности  органов государственной власти.

Безработица, которая рассматривается  в данной работе как центральная  проблема рынка труда, в статистике распадается на два различных  показателя. Во-первых, безработица  по обследованиям Росстата, которая  в некоторых публикациях именуется  безработицей по критериям МОТ. Обследования населения по проблемам занятости  проводятся в Российской Федерации  с 1992 г. Поскольку локализация международной методологии и сами результаты (цифровые данные) являются интеллектуальной собственностью Росстата (Федеральной службы государственной статистики), постольку в настоящем исследовании такая безработица обычно именуется общей или по обследованиям Росстата.4 Единицами наблюдения в обследованиях Росстата являются домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этих хозяйств. К безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения(15–72 года), которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, т. е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Во-вторых, регистрируемая (зарегистрированная) безработица. Безработица, определенная исходя из критериев Федеральной  службы по труду и занятости (Рос  труда), зафиксированных в Законе о занятости населения в Российской Федерации, именуется в настоящей работе регистрируемой или зарегистрированной. Согласно этому закону, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях  поиска подходящей работы, безработным  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке  за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые  ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Государственную политику в  связи с рынком труда следует  понимать, как совокупность социально-экономических  мер, принимаемых государством для  достижения поставленных целей в  сфере воспроизводства (улучшение  профессионального состава и  других структурных характеристик), обмена (предложение рабочих мест, совершенствование механизмов трудоустройства  и социальной поддержки ищущих работу, ведения переговоров, заключения контрактов) и использования рабочей силы (стимулирование роста производительности труда, регулирование оплаты труда, условий труда, урегулирование конфликтов).

Исходя из вышеизложенного  к ценностным целям государственной  политики в сфере занятости следует  относить такие, как реализация каждым независимо от региона проживания, пола, расы, национальности, религии  права на труд, достижение естественного  уровня занятости населения, достижение управляемости трудовой миграции, повышение  качества рабочей силы(здоровье, образование, квалификация), количественное и качественное воспроизводство рабочей силы, управляемый и прозрачный рынок труда.

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел  кадров на крупном

предприятие, поскольку ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства.  Эти службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству.

чтобы лучше знать положение  на рынке труда, многие страны укрепляют  свои службы занятости, отслеживая с  их помощью влияние технологических  изменений и структурной перестройки  на занятость.

Сегодня деятельность служб  занятости весьма многообразна. Государство

возложило на них следующие  основные задачи:

  • оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
  • организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками, чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
  • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
  • оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство
  • безработных.

К традиционным функциям служб  занятости относятся, такие как  выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах.

К новым функциям, которые  возникают с изменением социально-экономической  обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное  трудоустройство); профориентация; самозанятости (поощрение самостоятельных поисков  работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в  смене профессии; особые программы  содействия занятости.

На практике службы занятости  выполняют лишь часть этих функций  — в

зависимости от потребностей региона и страны в целом и  имеющихся ресурсов. В некоторых  странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий  по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

В целях выработки согласованных  решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральных, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Данные статистики свидетельствуют  о повышении эффективности работы

государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального  развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных  граждан более, чем в 2,5 раза. В 1999 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2000 г. — 69 % .

Анализ многочисленных случаев  успешного трудоустройства позволял выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»), дополнительные факторы, по которым можно предсказать высокую или низкую вероятность трудоустройства клиента:

спрос на искомую профессию (точнее, отношение спроса и предложения);

требования работодателя к уровню профессиональной подготовки и личным качествам безработного;

Информация о работе Совершенствование регулирования занятости населения