Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:46, дипломная работа
Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
- проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
- по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.
Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников
- Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- Покупка-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
- Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам индивидуальных сейфов;
- Осуществление лизинговых операций;
- Оказание консультационных и информационных услуг;
- Распространение и обслуживание банковских карт международных и российских платежных систем.
Филиал осуществляет покупку, продажу, учет, хранение и другие операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного средства, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские карты, с иными ценными бумагами, осуществление операций по которым не требует получения специальной лицензии. Банковские операции и сделки осуществляются филиалом в рублях и иностранной валюте.
Основные клиенты банка:
- юридические лица, - в отделении открыто более 1300 счетов, практически всех действующих предприятий и учреждений города, в том числе градообразующее предприятие ФГУП «ПО ЭХЗ», филиал ОАО «ОГК-6» Красноярская ГРЭС-2, ОАО «УС-604» и другие;
- физические лица - открыто более 305 тыс. счетов по вкладным операциям и счетам микропроцессорных карт;
- по выплате пенсий отделение обслуживает более 25 тыс. пенсионеров.
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность банков и других кредитных учреждений:
1. Федеральный Закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 17.05.2007) «О банках и банковской деятельности»;
2. Устав Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества), зарегистрирован в ЦБ РФ 20.06.1991 г. №1481, с учетом изменений и дополнений;
3. Положение о филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации - Зеленогорском отделении №7815;
4. Положение Банка России от 26.03.2007 №304-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
5. Инструкция о порядке совершения в Сбербанке России операций по вкладам физических лиц (редакция 3) от 22.12.2006 №1-3-р.
6. Порядок формирования штатной структуры подразделений Сбербанка России, организационно подчиненных Восточно-Сибирскому банку» от 03.10.2003 №189-А.
Эффективное использование кадровых ресурсов является одним из важнейших факторов успешной работы банка. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы будет дальнейшее повышение квалификации персонала Банка, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка. В качестве приоритетных направлений кадровой политики Банк видит повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров, совершенствование системы мотивации персонала, развитие корпоративной культуры.
2.2 Анализ структуры персонала банка
Объем работы по изучению структуры
персонала банка весьма значителен
- он варьируется в зависимости
от поставленных целей. В ходе анализа
обеспеченности трудовыми ресурсами
проводят сравнение фактической
численности персонала с
Обеспеченность трудовыми ресурсами банка в разрезе секторов характеризуется данными, приведенными в аналитической таблице 4.
Как видно из таблицы, численность персонала банка в отчетном году к прошлому году составляет 192,39%. Изменения в списочной численности персонала произошли вследствие реорганизации Зеленогорского отделения №7815 путем присоединения структурных подразделений Сбербанка г.Заозерного, Рыбинского и Саянского районов, и, соответственно, пересмотром штатного расписания.
Таким образом, обеспеченность персоналом против штатного расписания составила 99,58%, т.е. почти полностью укомплектована. Численность руководителей осталась на прежнем уровне.
Подробный анализ обеспеченностью
трудовыми ресурсами
Таблица 4 - Анализ обеспеченности банка трудовыми ресурсами
Категория персонала |
Численность на 31.12.06 |
Численность по штату на 31.12.07 |
Фактическая численность на 31.12.07 |
Фактически в % | |
к 2006 |
к штату | ||||
Всего, в т.ч. |
184 |
355,5 |
354 |
192,39 |
99,58 |
Руководство |
3 |
3 |
3 |
100 |
100 |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
25 |
42 |
42 |
100 |
168 |
Планово-экономическое |
4 |
4 |
4 |
100 |
100 |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
2 |
4 |
4 |
100 |
200 |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
7 |
6,75 |
7 |
103,7 |
100 |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
9 |
5 |
5 |
100 |
55,56 |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
1 |
1 |
1 |
100 |
100 |
Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов |
2 |
6 |
6 |
100 |
300 |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
1 |
1 |
1 |
100 |
100 |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
2 |
3 |
3 |
100 |
150 |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
1 |
1 |
1 |
100 |
100 |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
1 |
2 |
2 |
100 |
200 |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
3 |
5 |
6 |
120 |
200 |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
5 |
10 |
10 |
100 |
200 |
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций |
0 |
3 |
3 |
100 |
300 |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
0 |
4 |
4 |
100 |
400 |
Операционное управление (отдел) |
11 |
10 |
10 |
100 |
90,91 |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
7 |
9 |
9 |
100 |
128,57 |
Управление (отдел/сектор) инкассации |
13 |
22 |
22 |
100 |
169,23 |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации |
3 |
6 |
6 |
100 |
200 |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
4 |
5 |
4 |
80 |
100 |
Общий (организационный) отдел/сектор |
1 |
1 |
1 |
100 |
100 |
Дополнительный офис (операционная касса) |
70 |
155,5 |
160 |
102,89 |
228,57 |
Сектор кредитования дополнительного офиса |
0 |
6 |
6 |
100 |
600 |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
2 |
14 |
14 |
100 |
700 |
МОП |
4 |
20 |
16 |
80 |
400 |
Далее, по причине изложенной выше, будут приведены сведения о персонале банка на 31.12.2007 года.
Квалификационный уровень работников банка во многом зависит от возраста, стажа работы, образования и т.д. В ходе анализа квалификации персонала банка проверяется и соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучаются вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Данные сведения представлены в таблицах 4, 5, 6.
Таблица 4 – Сведения о персонале банка по уровню образования
Категория персонала |
Численность на 31.12.07 |
Из них |
||||||
имеют образование |
обучаются |
|||||||
высшее |
в т.ч. по профилю работы |
среднее-профессиональное |
в т.ч. по профилю работы |
в вузах |
в средних профес. уче.заведениях |
|||
Всего, в т.ч. |
354 |
194 |
159 |
99 |
49 |
12 |
- |
|
Руководство |
3 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
42 |
25 |
24 |
17 |
6 |
2 |
- |
|
Планово-экономическое |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
4 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) кредитования |
7 |
7 |
7 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
-- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление расчетно-кассового обслуживания юр.лиц и бюджетов |
6 |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
Юридическое управление (отдел/сектор) |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
1 |
5 |
5 |
1 |
1 |
- |
- |
|
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
6 |
3 |
3 |
1 |
- |
-- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
10 |
5 |
1 |
4 |
2 |
1 |
- |
|
Управление сопровождения и оформления банковских операций |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
|
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
4 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
|
Операционное управление (отдел) |
10 |
6 |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
|
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
9 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
- |
|
Управление (отдел/сектор) инкассации |
22 |
4 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
|
Управление (сектор) безопасности и защиты информации |
6 |
6 |
3 |
- |
- |
- |
- |
|
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
4 |
1 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
|
Общий (организационный) отдел/сектор |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дополнительный офис (операционная касса) |
160 |
75 |
60 |
57 |
34 |
7 |
- |
|
Сектор кредитования дополнительного офиса |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
4 |
- |
|
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
14 |
11 |
11 |
3 |
- |
- |
- |
|
Младший обслуживающий персонал и др. категории |
16 |
1 |
- |
2 |
- |
- |
- |
Анализируя таблицу, можно
сказать, что по уровню образования
в банке все работники
Данный анализ представим в виде диаграммы.
Рисунок 2 - Численность персонала банка по уровню образования
Обзор возрастной структуры
также представляет значительный интерес,
т.к. заметное нарушение в возрастной
структуре персонала может
Таблица 5 – Сведения о возрастном составе персонала банка
Категория персонала |
Численность на 31.12.07 |
Из них (лет) | |||
До 30 |
От 30 до 50(55) |
От 50(55) до 55(60) |
Старше 55(60) | ||
Всего, в т.ч. |
354 |
103 |
214 |
29 |
8 |
Руководство |
3 |
- |
1 |
1 |
1 |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
42 |
6 |
56 |
7 |
1 |
Планово-экономическое |
4 |
- |
2 |
1 |
1 |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
4 |
- |
3 |
1 |
- |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
7 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
5 |
1 |
4 |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
1 |
- |
1 |
- |
- |
Управление расчетно-кассового обслуживания юр.лиц и бюджетов |
6 |
2 |
4 |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
1 |
- |
1 |
- |
- |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
3 |
1 |
2 |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
6 |
2 |
4 |
- |
- |
Управление (сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
10 |
3 |
5 |
2 |
- |
Управление (сектор) сопровождения и оформления банковских операций |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
4 |
- |
4 |
- |
- |
Операционное управление (отдел) |
10 |
2 |
7 |
1 |
- |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
9 |
2 |
6 |
1 |
- |
Управление (отдел/сектор) инкассации |
22 |
5 |
16 |
1 |
- |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации |
6 |
5 |
1 |
- |
- |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
4 |
- |
3 |
1 |
- |
Общий (организационный) отдел/сектор |
1 |
- |
- |
1 |
- |
Дополнительный офис (операционная касса) |
160 |
57 |
91 |
9 |
3 |
Сектор кредитования дополнительного офиса |
6 |
5 |
1 |
- |
- |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
14 |
- |
14 |
- |
- |
Младший обслуживающий персонал и др. категории |
16 |
6 |
10 |
- |
- |
Как видно из таблицы, на конец 2007 года в банке работает в основном персонал самого работоспособного возраста от 30 до 50 (55) лет – 214 человек и молодые люди до 30 лет – 103 человека. В то же время 29 человек предпенсионного возраста и 8 человек продолжают работать находясь на пенсии.
Диаграмма показывает численность персонала банка по возрастному составу в процентом отношении.
Рисунок - 3 Численность персонала банка по возрастному составу
Дополнительно, в Приложении Б приведены Демографические данные персонала Банка.
Структуру персонала, с точки зрения рабочего стажа, не надо путать с возрастным анализом. Существует мнение, что «старики» представляют «память» предприятия. Концепция «культура предпринимательства» предполагает, что неравновесие в возрастной структуре предприятия, в структуре рабочих стажей может имеет неблагоприятные последствия:
- новые работники из-за отсутствия преемственности в производственном процессе не сразу овладевали работой на имеющемся оборудовании;
- работники с продолжительным стажем работы порой являются необходимым условием для создания сильной и стабильной профсоюзной структуры: новый персонал как бы несколько задерживает этот процесс.
Кроме того, оплата работников со стажем оказывает значительное влияние на общую сумму заработной платы предприятия (учитываются индекс и коэффициент оплаты при длительном стаже), тогда как новый персонал позволяет экономить на заработной плате;
С точки зрения перспектив развития новых технологий более «экономичным» предполагается наем молодежи, получившей «бесплатно» образование в школе, чем заниматься организацией повышения квалификации, переучивая прежний персонал, что связано с дополнительными расходами предприятия. Но как бы то ни было, изучение структуры рабочего стажа и изменения этой структуры во времени имеет важное значение не только для определения стратегии найма предприятия, но и для анализа его неудач.
Не стоит забывать, что наличие опытного персонала может отражать как «успех» такой выбранной политики предприятия, так и неудачи предпринятых усилий для стабилизации персонала и сокращения его текучести. Таким образом, структура рабочего стажа должна быть уравновешенной (не слишком молодой, не слишком старой), свидетельствуя о политике осмысленного выбора работников с адекватным образованием.
В таблице 6 проведены сведения об общем стаже работы персонала в системе Сбербанка России.
Таблица 6 - Сведения об общем стаже работы персонала
Стаж в системе Сбербанка |
Количество, чел. |
Уд.вес, % |
менее года |
18 |
9,78 |
от 1 до 3 лет |
26 |
14,13 |
от 3 до 5 лет |
15 |
8,15 |
от 5 до 10 лет |
50 |
27,17 |
от 10 до 15 лет |
44 |
23,91 |
от 15 до 20 лет |
14 |
7,61 |
свыше 20 лет |
17 |
9,24 |
Итого |
184 |
100,0 |
Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала