Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:46, дипломная работа
Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
- проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
- по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.
Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
Собеседование в кадровой
работе - метод отбора кандидатов со
способностями и
При подготовке к отборочному собеседованию различают три области потребностей: что требуется интервьюеру? что требуется кандидатам? что требуется для проведения самого отборочного собеседования?
Основные принципы построения интервью:
1. Критериальность интервью.
Вопросы строятся в
2. Оценка Зоны ближайшего развития. Оценивать нужно не только то, что человек умеет в данный момент, какими качествами он обладает сегодня, но также и то, способен ли он осваивать новое, обучаем ли он и гибок ли в своем поведении.
3. Упор на оценку мотивации. Третьей из основных целей интервью выступает оценка мотивации сотрудника, в первую очередь его дальних. конечных целей, поскольку именно они определяют поведение человека. Если мы будем оценивать человека только по тем критериям, которые были получены в ходе профессиографирования, то мы узнаем только то, обладает ли он необходимыми для данной деятельности качествами, но не узнаем, будет ли он их использовать в своей деятельности и если будет, то каким образом.
4. Этические моменты –
недопущение в интервью
5. Принцип обратной связи. По требованию сотрудника, а во многих случаях и без требования (если оценивающий видит некоторые характеристики человека, о которых ему необходимо сообщить), нужно предоставить ему обратную связь по результатам исследования, причем сообщение ложной информации недопустимо[5].
Трудность отбора кандидата на основе оценки в ходе собеседования состоит в том, что этот отбор делается среди работников, которые нередко с формальной точки зрения являются в равной мере квалифицированными. Сложность задачи - в поиске таких признаков, по которым можно судить не только о результатах, которых работник добивался в прошлом, но и о том, как он поведет себя на новой работе, каких результатов можно ожидать от него в будущем. Большинство фирм используют в роли интервьюеров высококвалифицированных специалистов-психологов. Однако и сами руководители посещают специальные краткосрочные курсы, рассчитанные на развитие навыков проведения собеседований.
Вопросы собеседования программируются
таким образом, чтобы они достаточно
полно выявили заранее
Окончательная оценка претендента является итогом специальных подробных обсуждений внутри групп оценщиков с разбором продемонстрированных им знаний, навыков, способностей.
Заключительная оценка работника
включает: подробное перечисление деловых
и личных качеств оцениваемого, продемонстрированных
способностей, степени готовности к
занятию конкретной должности, перспективности
для последующего продвижения и
т.д. Оцениваются также
Иными словами, фирмы требуют от специалистов четкой систематизации своих заключений о пригодности претендента.
Результаты собеседования могут заноситься в следующий бланк, представленный в таблице 2.
Таблица 2 Результаты собеседования
Для служебного пользования Имя претендента |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высший |
Первое впечатление |
х |
|||
Квалификация |
х |
|||
Мотивация |
х |
|||
Умение работать в коллективе |
x |
Принципиальная схема
анализа включает: особенности познавательной
сферы, мотивационная сфера, эмоционально-волевые
характеристики, самосознание и самооценка,
коммуникативные
Психологический портрет может быть построен по следующей схеме:
- профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в лучшую сторону;
- профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в худшую сторону;
- сильные стороны сотрудника,
невостребованные в его
- недостатки сотрудника,
не проявляющиеся в его
В зависимости от должности отдельные блоки заключения могут иметь разный удельный вес. Так, например, в заключении по сотруднику, занимающему, руководящую должность, должны быть тщательно отражены такие параметры как лидерский потенциал, организаторские способности, стиль взаимодействия с людьми.
Процедура принятия решения о приёме работника предусматривает, как правило, следующее:
1. наличие нескольких
кандидатов на данную
2. оценку профессионально-
3. сравнительный анализ
оценок качеств претендентов
для выбора наиболее
4. изучение и учет мнения трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на приём;
5. назначение на должность наиболее достойного кандидата.
Схема регистрации соответствия
личных качеств претендента к
предъявляемым требованиям
Таблица 3 - Проверка соответствия личных качеств претендента к предъявляемым требованиям.
Качества |
Требования |
Реальное состояние кандидата |
Здоровье и физическое состояние |
Требуется хорошее здоровье, слух, способность долго находиться на ногах |
Плохое зрение, слух, выглядит физически ослабленным |
Интеллектуальное развитие |
Среднее, способность понимать и запоминать простые приказы |
Интеллектуальное развитие высокое |
Черты личности |
Уравновешенность, способность работать самостоятельно |
Спокоен, рассудителен |
Оплата труда И т.д. |
Повременно-премиальная оплата и часто сверхурочная работа |
Отказ от сверхурочной работы |
Чтобы избежать ошибок или
свести их к минимуму, при подготовке
и проведении беседы можно придерживаться
некоторых социально-
во-первых, желательно иметь заранее подготовленный план беседы, например, в форме типового вопросника для поступающих на работу, составленный на основе данных практической кадровой деятельности, а также достаточных знаний о профессиональных требованиях к конкретному рабочему месту (использование профессиограммы) и имеющихся данных о кандидате (личный листок по учету кадров, автобиография, характеристики, трудовая книжка, результаты исследований и др.);
во-вторых, необходимо попытаться в начале беседы снять первое напряжение у работника, расположить его к откровенной, доверительной беседе;
в-третьих, стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать пришедшему работнику возможность высказаться;
в-четвертых, необходимо говорить с работником языком, понятным для него, избегать прямых вопросов, и больше пользоваться наводящими;
в-пятых, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления;
в-шестых, оценивать работника и свои впечатления о нем только после окончания беседы, учитывая при этом свои возможные предубеждения[6].
Собеседование при найме на работу сводится к восьми основным вопросам и соответствующим ответам на них.
Первый вопрос сводится к уяснению «что вы за человек?» Ставя этот вопрос, руководитель-интервьюер хочет знать о кандидате как можно больше и, в сущности, просит рассказать о себе. При этом руководитель собеседования подмечает для себя, не опоздал ли кандидат, должным ли образом одет и т.д. Ответы кандидата следует слушать внимательно и, главное, критически, так как он будет стремиться к тому, чтобы с первых слов произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Не нужно искать неточностей в ответах претендента, так как основное правило поступающего на серьезную работу - не искажать факты. Претендент знает, что неточная информация может косвенным образом выяснена из ответов на другие вопросы или же позднее из официальных документов.
Второй вопрос касается причины «почему вы ищете работу?» Слушая ответы на этот вопрос, руководитель должен быть начеку. Важно отмечать прямоту ответа и скорость обдумывания поставленных вопросов, а также логичность обоснования причин поиска новой работы. Никогда не следует торопить кандидата с ответом, так как он знает: пауза больше минуты не «работает» на его имидж. Желательно, чтобы новый работник объяснил суть своих претензий к прежнему руководству и, главное, к характеру работы.
Вопрос к кандидату: «чем
вы можете быть полезным?» - это вопрос
о том, насколько поступающий
в курсе дела организации, в которой
он хочет работать. Важно знать, какую
дополнительную информацию собеседник
получил и как он ее использует
при ответе. О чем говорит отсутствие
осведомленности о предприятии
у претендента? В этом случае можно
предположить, что он случайный человек,
и ничего, кроме самонадеянности
не демонстрирует своим
Важен вопрос: «каковы ваши сильные стороны?» Безусловно, претендент-собеседник постарается показать себя энергичным, решительным, напористым, находчивым, зрелым, полным энтузиазма кандидатом. Руководителю не следует перебивать собеседника в описании своих деловых качеств. Не нужно и подвергать их сомнению. Но как убедиться в их истинности? В этом случае важно заставить поступающего на работу подтвердить наличие перечисленных им качеств конкретными примерами из жизни или во время учебы, работы.
Руководитель не должен восхищаться
готовностью претендента
Что нужно делать в этом случае? Целесообразно подвести такого человека к конкретным примерам из которых следует, что он способный и - главное - надежный работник. В этой связи можно предложить ему описать свое поведение в некоторых трудных ситуациях из практики вашего предприятия. Чрезвычайно полезно выявить круг возможностей поступающего на работу, определить возможности его адаптации к различным условиям жизни и производства[7].
Пятый вопрос: «каковы ваши
слабые стороны?» Этот вопрос не должен
смущать ни руководителя, ни тем
более проходящего
Обычно интервьюированный склонен называть такие «недостатки», которые логически являются как бы продолжением своих достоинств. Например: «Знаете, моя решительность, которую нередко принимают за горячность и нетерпение, приносит мне серьезные осложнения. Впрочем, теперь стараюсь следить за собой».
Достаточно щекотливым может быть вопрос: «каким на ваш взгляд, должен быть начальник?» Ответ на него имеет большое значение.
При такой постановке вопроса
претендент может ответить так: «Меня
устроит любой, но сильный и компетентный
руководитель, настоящий лидер, у
которого всегда можно поучиться».
Желательно в ответах претендента
получить сведения о стремлении испытать
свои силы на любом участке работы,
при любых, даже жестких условиях,
о возможности расти и
Необходим и вопрос: «каковы
ваши самые крупные достижения?»
Этот вопрос непременно должен всплыть
в ходе собеседования и избежать
его попросту нельзя. Следует учитывать,
что человек, который не способен
назвать хотя бы один свой значительный
успех, практически не готов к
серьезной и ответственной
Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала