Совершенствование системы отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:46, дипломная работа

Описание

Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
- проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
- по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.10 Кб (Скачать документ)

 

Как видим, наибольшее количество приходится на работников со стажем от 5-10 лет - 50, а также со стажем работы от 10 до 15 лет - 44. Но в тоже время достаточно высок процент работающих менее  года и от 1 года до 3 лет. Это говорит  о том, что банк регулярно обновляет  свои кадры, при этом те, кто перешагнул трудности первых лет, в дальнейшем продолжают работать в банковской отрасли  до выхода на пенсию.

Численность персонала банка  по стажу работы отразим диаграммой.

 

Рисунок - 4 Численность персонала  банка по стажу работы

 

Анализ персонала по половому признаку позволяет выявить ее особенности  и, если это необходимо, принять соответствующие  меры.

Далее в таблице 7 представлены сведения персонала банка по полу.

Из таблицы видно, что  основную часть персонала банка  составляют женщины.

100% составляют мужчины  только в управление инкассации.

Более половины персонала  – мужчин – приходится на руководящих  работников, а также в управление информатики и автоматизации  банковских работ.

На основании таблицы 7 построим диаграмму общей численности  персонала банка по половому признаку.

 

Рисунок - 5 Численность персонала  банка по половому признаку 

 

Таблица 7 – Сведения о персонале по половому признаку

Категория персонала

Численность на 31.12.07

Из них женщин

Всего, в т.ч.

354

277

Руководство

3

1

Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности

42

42

Планово-экономическое управление (отдел/сектор)

4

4

Управление (отдел/сектор) вкладов  и расчетов населения

4

4

Управление (отдел/сектор) кредитования

7

4

Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов

5

4

Управление (отдел/сектор) ценных бумаг

1

1

Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового  обслуживания юр.лиц и бюджетов

6

6

Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций

1

1

Юридическое управление (отдел/сектор)

3

2

Управление (отдел/сектор) внутреннего  контроля

1

1

Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом

2

2

Управление (отдел/сектор) банковских карт

6

2

Управление (отдел/сектор) информатики  и автоматизации банковских работ

10

4

Управление (отдел/сектор) сопровождения  и оформления банковских операций

3

2

Отдел/сектор контроля за вкладными  операциями

4

4

Операционное управление (отдел)

10

9

Управление (отдел/сектор) кассовых операций

9

7

Управление (отдел/сектор) инкассации

22

-

Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации

6

1

Административно-хозяйственное  управление (отдел/сектор)

4

3

Общий (организационный) отдел/сектор

1

1

Дополнительный офис (операционная касса)

160

155

Сектор кредитования дополнительного  офиса

16

16

Специалисты кредитования вне  секторов дополнительного офиса

4

4

МОП

16

3


2.3 Анализ движения  персонала банка

 

Наиболее ответственный  этап в анализе обеспеченности банка  персоналом – изучение ее движения: не только общего числа принятых и  уволенных, но и распределения их по источникам поступления и направления  выбытия.

Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 8. 

 

Таблица 8 –  Сведения о движении персонала банка

Наименование показателей

Количество человек - всего

 

по отделениям

В том числе

бизнес-подразделения

из них

обеспечивающие подразделения

из них

операционно-кассовые работники  отделения

из них

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 50 лет

имеют высшее образование

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 50 лет

имеют высшее образование

в возрасте до 30 лет

в возрасте от 30 до 50 лет

Принято на работу в отчетном году – всего, из них:

23

23

6

1

5

1

3

3

0

3

14

12

2

- из других коммерческих  банков

0

0

                     

- из органов местного  самоуправления

0

0

                     

- в порядке перевода  на другую работу внутри системы  СБ РФ

1

1

1

 

1

1

             

- из других организаций

18

18

5

1

4

         

13

11

2

- выпускники дневных отделений  высших и средних профессиональных  учебных заведений

4

4

       

3

3

 

3

1

1

 

Выбыло за отчетный год – всего, из них:

21

21

6

1

4

3

3

0

3

2

12

6

4

- уволены по  инициативе работника – всего, в т.ч. по причинам

16

16

5

1

3

2

2

0

2

1

9

6

2

- неудовлетворенности характером работы

0

0

                     

- неудовлетворенности условиями  труда

0

0

                     

- неудовлетворенности режимом  работы

3

3

       

2

 

2

1

1

1

 

- неудовлетворенности высоким  уровнем рабочих нагрузок

0

0

                     

- неудовлетворенности размером  заработной платы

5

5

4

1

3

1

       

1

1

 

- отсутствия перспективы  должностного роста

0

0

                     

- невозможности профессионального  развития, невостребованности профессиональных  знаний и опыта

0

0

                     

- отсутствия перспективы улучшения жилищных условий

0

0

                     

- связанными с семейными  обстоятельствами

6

6

               

6

4

2

- трудности совмещения  работы с обучением

0

0

                     

- отдаленности места работы  от места жительства

0

0

                     

- несложившихся отношений  с коллегами

1

1

1

   

1

             

- ухудшения отношений  с руководством

0

0

                     

- ухудшения состояния  здоровья

1

1

               

1

   

- уволены по  инициативе работодателя – всего, в т.ч. по причинам

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

- несоответствия работника  занимаемой должности или выполняемой  работе вследствие недостаточной  квалификации, подтвержденной результатом  аттестации

0

0

                     

- неоднократного неисполнения  работником без уважительных  причин трудовых обязанностей, если  он имеет дисциплинарное взыскание

0

0

                     

- однократного грубого  нарушения работником трудовых  обязанностей

0

0

                     

- совершения виновных  действий работником, непосредственно  обслуживающим денежные или товарные  ценности, если эти действия дают  основание для утраты доверия  к нему со стороны работодателя

0

0

                     

 

По данным таблицы видно, что в течение года было принято  в целом по банку 23 человека, в  основном операционно-кассовый персонал, в возрасте до 30 лет. Среди источников поступления работников можно выделить: из других организаций, принятых в порядке  перевода из дочерних компаний, а также  после окончания ВУЗов.

Выбыло - 21 человек, из них  по собственному желанию – 16 человек, по разным причинам. Кроме того, 1 человек  ушел на пенсию, 1 перевелся в другое подразделение и 3 – уволились  по уходу за ребенком.

В следующей аналитической  таблице 9 приведены сведения по замещаемости, текучести и выбытии персона  банка на 01.01.2008 года.

 

Таблица 9 - Сведения о замещаемости, текучести и выбытии

Персонал

Уровень замещения должностей специалистами

Уровень текучести

Уровень выбытия

Отношение фактической численности  к штатной

Всего

С высш. образованием

С высш. образ, по профилю

работы

Руководство

100,0%

100,0%

66,7%

-

-

100,0%

Управляющий отделением

100,0%

100,0%

 

-

-

100,0%

Зам. управляющего отделением

100,0%

100.0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности

100,0%

59,5%

57,1%

12,0%

16,0%

100,0%

Планово-экономическое управление (отдел/сектор)

100 0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) вкладов  и расчетов населения

100,0%

75,0%

50,0%

50,0%

50,0%

100,0%

Управление (отдел/сектор) кредитования

100 0%

100,0%

100,0%

14,3%

14,3%

103,7%

Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов

100,0%

100,0%

100 0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) ценных бумаг

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового  обслуживания юридических лиц и  бюджетов

100,0%

100,0%

83,3%

50,0%

50,0%

100,0%

Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Юридическое управление (отдел/сектор)

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) внутреннего  контроля

100,0%

83,3%

83,3%

-

-

100,0%

Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом

100,0%

100,0%

50,0%

-

100,0%

100,0%

Управление (отдел/сектор) банковских карт

80,0%

60.0%

60,0%

33,3%

33 3%

83,3%

Управление (отдел/сектор) информатики  и автоматизации банковских работ

90,0%

50,0%

10 0%

-

-

100,0%

Управление (отдел/сектор) сопровождения  и оформления банковских операций

100,0%

100,0%

100,0%

-

-

100,0%

Отдел/сектор контроля за вкладными  операциями

100,0%

75,0%

50,0%

-

-

100,0%

Операционное управление (отдел)

87,5%

50,0%

50,0%

-

 

100,0%

Управление (отдел/сектор) кассовых операций

83,3%

100,0%

50,0%

-

14,3%

100,0%

Управление (сектор) инкассации

100,0%

50,0%

 

7.77%

7,7%

100,0%

Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации

100 0%

100,0%

50,0%

33,3%

33.3%

100,0%

Административно-хозяйственное  управление (отдел/сектор)

75,0%

25 0%

 

-

-

80,0%

Общий отдел/сектор

100,0%

100,0%

 

100,0%

100,0%

100,0%

Дополнительный офис (опер.касса)

83,1%

88,9%

77.8%

15,7%

18,6%

102,7%

Специалисты кредитования вне  секторов дополнительного офиса

100,0%

85,0%

85,0%

50,0%

50,0%

100,0%

ВСЕГО

171,7%

76,3%

64,5%

12,2%

15,0%

100,7%


 

Таким образом, исходя из проведенного анализа следует, что списочная  численность Зеленогорского отделения  №7815 Сбербанка России на 31.12.2007 года составляет 354 человека: работают в  основном женщины, имеющие высшее образование, в возрасте от 30-55 лет, со стажем работы в банковской сфере от 5-10 лет.

2.4 Анализ системы  отбора персонала банка

 

По результатам опроса специалистов по отбору персонала Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России выявлены следующие источники отбора (таблица 10).

 

Таблица 10 – Источники  отбора персонала

Наименование источника

Удельный вес, %

Кадровый резерв

10,0

Внутренние источники

15,0

Кредитно-финансовые, другие учреждения и организации

65,0

Служба занятости населения

-

Высшие и средние профессиональные учебные заведения

5,0

Самопроявившиеся кандидаты

5,0

Прочие

-

Всего

100,0


Из таблицы видно, что  основной источник отбора персонала (более  половины) – это другие кредитно-финансовые учреждения и организации – 65%. Кадровый резерв составляет 10% - как правило, на должности ведущих специалистов. На внутренние источники приходится всего 15%. Незначительная часть персонала  принимается из выпускников высших учебных заведений и претендентов, которые самостоятельно приносят свои резюме в отдел по персоналу.

Обязательным критерием  при отборе претендентов на вакантные  места является наличие высшего  образования, которое позволяет  работнику за короткий срок освоить  рабочее место, нести ответственность  за порученное дело.

В процессе проведения отбора кандидатов для работы в банке  одним из основных методов оценки считается профессиональное испытание, который позволяет сделать вывод  об уровне профессиональных знаний, умений, навыков кандидата, необходимых  в работе на вакантной должности, для этого используются - собеседование. В Сбербанке применяется неструктурированное, где вопросы задаются в свободной  форме, вопросы заранее не готовятся, и беседа проходит в свободной  форме. По результатам оценки из нескольких претендентов выбирается кандидат, деловые  качества и персональные данные которого наиболее соответствуют предъявляемым  требованиям. Однако исследования выявили  целый ряд проблем, снижающих  эффективность собеседований. Основа этих проблем имеет эмоциональный  и психологический характер. Так, существует тенденция принятия решения  о кандидате на основе первого  впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. И, в конечном итоге, решение зависит  от того, кто проводит собеседование  или кто привлекается в качестве эксперта.

Другой основной принцип  кадровой работы в банке - открытая перспектива: хорошо зарекомендовавшие  себя сотрудники имеют все возможности  для построения карьеры - немало молодых  энергичных людей, пришедших в банк со студенческой скамьи, уже занимают весьма ответственные посты.

Политика банка в вопросах работы с персоналом реализует принцип  долгосрочного найма. Такой поход  обуславливает настороженное отношение  к кандидатам, часто меняющим место  работы. Благодаря тщательной, «прицельной» работе по подбору персонала в банк приходят отличные специалисты, не только знающие свою область, но и обладающие ценнейшим из качеств умением расти и изменяться вместе с компанией, по-новому смотреть на старые проблемы и открывать совершенно новые возможности для развития бизнеса.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что действующая  система отбора персонала достаточно хорошо себя зарекомендовала, однако, в связи с реорганизацией Зеленогорского отделения №7815 путем присоединения  структурных подразделений Сбербанка  г.Заозерного, Рыбинского и Саянского  районов и расширением сферы  деятельности, система отбора нуждается  в дополнении, поэтому в проектной  части дипломной работы поставлена цель – предложить мероприятия по усовершенствованию действующей системы  отбора персонала.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В  ЗЕЛЕНОГОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №7815 СБЕРБАНКА  РОССИИ

Вряд ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для которой не были бы крайне актуальными  проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой  многофилиальной корпорации, как  Сбербанк России, имеющей свои подразделения  в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время  особенно сильно влияют следующие факторы:

-                   относительная экономическая стабилизация последних двух лет;

-                   постоянно усиливающаяся конкуренция крупнейших банков и финансовых групп;

-                   стремление крупных и даже средних банков стать «сетевыми», т.е. многофилиальными либо имеющими дочерние банки в разных регионах;

-                   укрупнение системообразующих банков, распространенность слияний и присоединений накануне предстоящей реформы банковской системы;

-                   ожидание выхода на банковский рынок крупных зарубежных игроков.

Сбербанк России рассматривает  развитие кадрового потенциала как  основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности  специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых  целей и приоритетов системы  управления персоналом. Главной задачей  кадровой политики Банка на ближайшие  годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач  стратегического развития Банка.

Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала