Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:46, дипломная работа
Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
- проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
- по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.
Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников
Как видим, наибольшее количество приходится на работников со стажем от 5-10 лет - 50, а также со стажем работы от 10 до 15 лет - 44. Но в тоже время достаточно высок процент работающих менее года и от 1 года до 3 лет. Это говорит о том, что банк регулярно обновляет свои кадры, при этом те, кто перешагнул трудности первых лет, в дальнейшем продолжают работать в банковской отрасли до выхода на пенсию.
Численность персонала банка по стажу работы отразим диаграммой.
Рисунок - 4 Численность персонала банка по стажу работы
Анализ персонала по половому признаку позволяет выявить ее особенности и, если это необходимо, принять соответствующие меры.
Далее в таблице 7 представлены сведения персонала банка по полу.
Из таблицы видно, что основную часть персонала банка составляют женщины.
100% составляют мужчины
только в управление
Более половины персонала – мужчин – приходится на руководящих работников, а также в управление информатики и автоматизации банковских работ.
На основании таблицы 7 построим диаграмму общей численности персонала банка по половому признаку.
Рисунок - 5 Численность персонала банка по половому признаку
Таблица 7 – Сведения о персонале по половому признаку
Категория персонала |
Численность на 31.12.07 |
Из них женщин |
Всего, в т.ч. |
354 |
277 |
Руководство |
3 |
1 |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
42 |
42 |
Планово-экономическое |
4 |
4 |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
4 |
4 |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
7 |
4 |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
5 |
4 |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
1 |
1 |
Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового обслуживания юр.лиц и бюджетов |
6 |
6 |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
1 |
1 |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
3 |
2 |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
1 |
1 |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
2 |
2 |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
6 |
2 |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
10 |
4 |
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций |
3 |
2 |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
4 |
4 |
Операционное управление (отдел) |
10 |
9 |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
9 |
7 |
Управление (отдел/сектор) инкассации |
22 |
- |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации |
6 |
1 |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
4 |
3 |
Общий (организационный) отдел/сектор |
1 |
1 |
Дополнительный офис (операционная касса) |
160 |
155 |
Сектор кредитования дополнительного офиса |
16 |
16 |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
4 |
4 |
МОП |
16 |
3 |
2.3 Анализ движения персонала банка
Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности банка персоналом – изучение ее движения: не только общего числа принятых и уволенных, но и распределения их по источникам поступления и направления выбытия.
Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 8.
Таблица 8 – Сведения о движении персонала банка
Наименование показателей |
Количество человек - всего |
||||||||||||
по отделениям |
В том числе | ||||||||||||
бизнес-подразделения |
из них |
обеспечивающие подразделения |
из них |
операционно-кассовые работники отделения |
из них | ||||||||
в возрасте до 30 лет |
в возрасте от 30 до 50 лет |
имеют высшее образование |
в возрасте до 30 лет |
в возрасте от 30 до 50 лет |
имеют высшее образование |
в возрасте до 30 лет |
в возрасте от 30 до 50 лет | ||||||
Принято на работу в отчетном году – всего, из них: |
23 |
23 |
6 |
1 |
5 |
1 |
3 |
3 |
0 |
3 |
14 |
12 |
2 |
- из других коммерческих банков |
0 |
0 |
|||||||||||
- из органов местного самоуправления |
0 |
0 |
|||||||||||
- в порядке перевода
на другую работу внутри |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
- из других организаций |
18 |
18 |
5 |
1 |
4 |
13 |
11 |
2 | |||||
- выпускники дневных отделений
высших и средних |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
||||||
Выбыло за отчетный год – всего, из них: |
21 |
21 |
6 |
1 |
4 |
3 |
3 |
0 |
3 |
2 |
12 |
6 |
4 |
- уволены по
инициативе работника – всего, |
16 |
16 |
5 |
1 |
3 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
9 |
6 |
2 |
- неудовлетворенности характером работы |
0 |
0 |
|||||||||||
- неудовлетворенности условиями труда |
0 |
0 |
|||||||||||
- неудовлетворенности режимом работы |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
||||||
- неудовлетворенности высоким уровнем рабочих нагрузок |
0 |
0 |
|||||||||||
- неудовлетворенности размером заработной платы |
5 |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|||||
- отсутствия перспективы должностного роста |
0 |
0 |
|||||||||||
- невозможности |
0 |
0 |
|||||||||||
- отсутствия перспективы улучшения жилищных условий |
0 |
0 |
|||||||||||
- связанными с семейными обстоятельствами |
6 |
6 |
6 |
4 |
2 | ||||||||
- трудности совмещения работы с обучением |
0 |
0 |
|||||||||||
- отдаленности места работы от места жительства |
0 |
0 |
|||||||||||
- несложившихся отношений с коллегами |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||
- ухудшения отношений с руководством |
0 |
0 |
|||||||||||
- ухудшения состояния здоровья |
1 |
1 |
1 |
||||||||||
- уволены по
инициативе работодателя – |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- несоответствия работника
занимаемой должности или |
0 |
0 |
|||||||||||
- неоднократного неисполнения
работником без уважительных
причин трудовых обязанностей, если
он имеет дисциплинарное |
0 |
0 |
|||||||||||
- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей |
0 |
0 |
|||||||||||
- совершения виновных
действий работником, непосредственно
обслуживающим денежные или |
0 |
0 |
По данным таблицы видно, что в течение года было принято в целом по банку 23 человека, в основном операционно-кассовый персонал, в возрасте до 30 лет. Среди источников поступления работников можно выделить: из других организаций, принятых в порядке перевода из дочерних компаний, а также после окончания ВУЗов.
Выбыло - 21 человек, из них по собственному желанию – 16 человек, по разным причинам. Кроме того, 1 человек ушел на пенсию, 1 перевелся в другое подразделение и 3 – уволились по уходу за ребенком.
В следующей аналитической таблице 9 приведены сведения по замещаемости, текучести и выбытии персона банка на 01.01.2008 года.
Таблица 9 - Сведения о замещаемости, текучести и выбытии
Персонал |
Уровень замещения должностей специалистами |
Уровень текучести |
Уровень выбытия |
Отношение фактической численности к штатной | ||
Всего |
С высш. образованием |
С высш. образ, по профилю работы | ||||
Руководство |
100,0% |
100,0% |
66,7% |
- |
- |
100,0% |
Управляющий отделением |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% | |
Зам. управляющего отделением |
100,0% |
100.0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
100,0% |
59,5% |
57,1% |
12,0% |
16,0% |
100,0% |
Планово-экономическое |
100 0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
100,0% |
75,0% |
50,0% |
50,0% |
50,0% |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
100 0% |
100,0% |
100,0% |
14,3% |
14,3% |
103,7% |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
100,0% |
100,0% |
100 0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов |
100,0% |
100,0% |
83,3% |
50,0% |
50,0% |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
100,0% |
83,3% |
83,3% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
100,0% |
100,0% |
50,0% |
- |
100,0% |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
80,0% |
60.0% |
60,0% |
33,3% |
33 3% |
83,3% |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
90,0% |
50,0% |
10 0% |
- |
- |
100,0% |
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
- |
- |
100,0% |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
100,0% |
75,0% |
50,0% |
- |
- |
100,0% |
Операционное управление (отдел) |
87,5% |
50,0% |
50,0% |
- |
100,0% | |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
83,3% |
100,0% |
50,0% |
- |
14,3% |
100,0% |
Управление (сектор) инкассации |
100,0% |
50,0% |
7.77% |
7,7% |
100,0% | |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации |
100 0% |
100,0% |
50,0% |
33,3% |
33.3% |
100,0% |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
75,0% |
25 0% |
- |
- |
80,0% | |
Общий отдел/сектор |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% | |
Дополнительный офис (опер.касса) |
83,1% |
88,9% |
77.8% |
15,7% |
18,6% |
102,7% |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
100,0% |
85,0% |
85,0% |
50,0% |
50,0% |
100,0% |
ВСЕГО |
171,7% |
76,3% |
64,5% |
12,2% |
15,0% |
100,7% |
Таким образом, исходя из проведенного анализа следует, что списочная численность Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России на 31.12.2007 года составляет 354 человека: работают в основном женщины, имеющие высшее образование, в возрасте от 30-55 лет, со стажем работы в банковской сфере от 5-10 лет.
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
По результатам опроса специалистов по отбору персонала Зеленогорского отделения №7815 Сбербанка России выявлены следующие источники отбора (таблица 10).
Таблица 10 – Источники отбора персонала
Наименование источника |
Удельный вес, % |
Кадровый резерв |
10,0 |
Внутренние источники |
15,0 |
Кредитно-финансовые, другие учреждения и организации |
65,0 |
Служба занятости населения |
- |
Высшие и средние |
5,0 |
Самопроявившиеся кандидаты |
5,0 |
Прочие |
- |
Всего |
100,0 |
Из таблицы видно, что
основной источник отбора персонала (более
половины) – это другие кредитно-финансовые
учреждения и организации – 65%. Кадровый
резерв составляет 10% - как правило,
на должности ведущих
Обязательным критерием при отборе претендентов на вакантные места является наличие высшего образования, которое позволяет работнику за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело.
В процессе проведения отбора
кандидатов для работы в банке
одним из основных методов оценки
считается профессиональное испытание,
который позволяет сделать
Другой основной принцип кадровой работы в банке - открытая перспектива: хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники имеют все возможности для построения карьеры - немало молодых энергичных людей, пришедших в банк со студенческой скамьи, уже занимают весьма ответственные посты.
Политика банка в вопросах
работы с персоналом реализует принцип
долгосрочного найма. Такой поход
обуславливает настороженное
На основе вышесказанного,
можно сделать вывод, что действующая
система отбора персонала достаточно
хорошо себя зарекомендовала, однако,
в связи с реорганизацией Зеленогорского
отделения №7815 путем присоединения
структурных подразделений
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ЗЕЛЕНОГОРСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №7815 СБЕРБАНКА РОССИИ
Вряд ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для которой не были бы крайне актуальными проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой многофилиальной корпорации, как Сбербанк России, имеющей свои подразделения в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:
- относительная экономическая стабилизация последних двух лет;
- постоянно усиливающаяся конкуренция крупнейших банков и финансовых групп;
- стремление крупных и даже средних банков стать «сетевыми», т.е. многофилиальными либо имеющими дочерние банки в разных регионах;
- укрупнение системообразующих банков, распространенность слияний и присоединений накануне предстоящей реформы банковской системы;
- ожидание выхода на банковский рынок крупных зарубежных игроков.
Сбербанк России рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.
Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала