Совершенствование системы отбора персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:46, дипломная работа

Описание

Цель данной работы - исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Сбербанке России.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
- проанализировать данные процессы в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России;
- по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
1.1 Технологии найма персонала
1.2 Основные принципы отбора персонала
1.3 Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
1.4 Подбор и расстановка персонала
2. Анализ системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Анализ структуры персонала банка
2.3 Анализ движения персонала банка
2.4 Анализ системы отбора персонала банка
3. Совершенствование системы отбора персонала в Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры банка
3.2 Методика отбора банковских менеджеров
3.3 Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
3.4 Эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 208.10 Кб (Скачать документ)

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемым  к соответствующей должности, на замещение которой он был объявлен, может принять решение о проведении повторного конкурса.

На кандидата, успешно  прошедшего все этапы отбора, профильное подразделение готовит и направляет в кадровую службу представление (Приложение Е), согласованное с курирующим данное подразделение заместителем управляющего банка и должностную инструкцию.

В случае получения кандидатом отрицательной оценки на любом из этапов профессионального отбора соответствующим  подразделением готовится и направляется в кадровую службу банка аргументированное  заключение (Приложение Ж).

Порядок подбора  кандидатов на должности номенклатуры банка.

Подбор кандидатов – это  сопоставление профессионально-квалификационных требований конкретных должностей с  характеристиками кандидатов (квалификация, профессиональный опыт, деловые и  личностные качества).

Кандидаты на должности номенклатуры Банка [12]проходят согласование в Банке. Для этого кадровой службой филиала в кадровую службу Банка направляются представления, анкеты (резюме) кандидатов, копии документов об образовании и повышении квалификации.

Кандидаты на руководящие  должности номенклатуры Банка проходят согласование в профильных подразделениях Банка и индивидуальные собеседования  с заместителями Председателя Правления  банка, курирующими эти подразделения. Листы согласования с заключениями соответствующих руководителей  передаются в кадровую службу Банка, которые затем направляют в главное  территориальное Управление Банка  России по Красноярскому краю ходатайства  о согласовании кандидатов на должности  руководителей (их заместителей), главных  бухгалтеров (их заместителей) филиалов Банка с приложением документов, предусмотренных Инструкцией Банка  России.

Кандидаты на должности учетной  номенклатуры Банка[13] при необходимости проходят индивидуальные собеседования в профильных подразделениях аппарата Банка. О результатах согласования кандидатов в аппарате Банка кадровая служба Банка письменно уведомляет руководителя филиала.

Доступ к сведениям, полученным в результате отбора, подбора и  оценки кандидатов, разрешается только специально уполномоченным работником кадровой службы и подразделения  безопасности.

3.2 Методика отбора  банковских менеджеров

 

Довольно продолжительное  время банки не задумывались над  тем, где взять кадры - у руководителя кадровой службы банка всегда был  «лист ожидания», в котором «томились» в очереди специалисты. Но ситуация изменилась, появились новые, в соответствии с духом времени, направления  работы - банки начинают испытывать дефицит кадров. В настоящее время, самый большой спрос на квалифицированных банковских менеджеров с опытом самостоятельной реализации проектов. Этих людей практически нет на открытом рынке труда. Поэтому, особенно для региональных банков, одним из наиболее актуальных вопросов является отбор банковских менеджеров в отдел по работе с клиентами, выполняющий функции продвижения банковских продуктов и услуг новым приоритетным клиентам. Обусловлено это тем, что в условиях конкурентной борьбы на региональном банковском рынке укрепление и расширение клиентской базы становится одной из главных задач, и для ее решения необходимы действительно профессионалы.

В связи с этим, решением Правления Сбербанка России в  центральном аппарате Банка в 2008 году создается новое структурное  подразделение - Управление корпоративного развития (УКР). Его основной задачей  является разработка стратегии и  программы развития Сбербанка России. УКР будет реализовывать свою деятельность, в частности, в рамках проектных групп, имеющих целью  решение четко определенных по времени  и конечному результату задач. Основные требования к кандидатам прилагаются в Приложении З.

В этой главе мы предлагаем усовершенствованную систему отбора персонала в Сбербанке (на примере  банковских менеджеров), внедрение  которой предоставляет банку  дополнительные возможности для  расширения и качественного улучшения  клиентской базы и обеспечивающих представительность на рынке продаж банковских продуктов.

Работа банковского менеджера, ответственного за привлечение на обслуживание в банк потенциальных клиентов, достаточно специфическая и состоит из:

1.                Изучения привлекательности клиентов для банка.

2.                Формирования базы данных.

3.                Планирования и проведения мероприятий, среди которых следует выделить:

-                   исследование бизнеса клиента, описание его потребностей;

-                   поиск вариантов решения проблемы;

-                   обоснование выгодности банковских услуг;

-                   изучение информации о банках, где открыты счета клиента, определение сильных и слабых сторон деятельности этих банков;

-                   составление для клиента индивидуального коммерческого предложения, которое может помочь его бизнесу стать более эффективным;

-                   разработка индивидуальных схем обслуживания;

-                   организация и проведение встреч, ведение переписки и т.д.;

-                   кроме того, банковские менеджеры участвуют в разработке: маркетингового плана банка в части мероприятий по привлечению на обслуживание юридических лиц и предпринимателей, развитию взаимоотношений с новыми клиентами; предложений, направленных на повышение эффективности работы.

Для выполнения вышеназванных  функций мы предлагаем систему отбора персонала, поиск кандидатов в которой, прежде всего, должен вестись среди  сотрудников банка. А при заполнении вакансий руководящих должностей эта  практика должна применяться неукоснительно.

Предлагаемая система  отбора персонала, состоит из трех этапов:

I. Определение качеств,  которыми должен обладать менеджер.

II. Выбор источников набора  кандидатов.

III. Проведение внутрикорпоративного  конкурсного отбора.

Поскольку вопрос отбора кандидатов на должность персональных менеджеров специфичен, остановимся более подробно на каждом из этапов.

I этап: определение  качеств, которыми должен обладать  персональный менеджер.

Принято считать, что менеджер, занимающийся продажами банковских продуктов среди новых клиентов — это весьма разговорчивый, с  твердым характером, рукопожатием и  с «улыбкой наготове» сотрудник. Его забота, главным образом, состоит  в том, чтобы уговорить клиента  приобрести услугу. В связи с этим необходимо определить основные качества - специфические черты личности, которыми должен обладать банковский менеджер.

Главное свойство - эмпатия, то есть способность менеджера оценить  ситуацию с точки зрения клиента, поставить себя на его место. Второй наиболее важной чертой является честолюбие. Это качество менеджера, чья самооценка неразрывно связана с успешным завершением  порученного задания или выполнением  конкретного мероприятия. Определяющим является сила духа или жизнестойкость, то есть способность менеджера быстро восстанавливаться после неудачи.

Важное значение для менеджера-профессионала  имеют такие характерные качества как: самодисциплина, интеллект, творческие способности, гибкость, самостоятельность, настойчивость, представительность, надежность.

Отмечая наличие вышеназванных  отличительных свойств, следует  признать, что для результативной работы менеджера только личностных качеств недостаточно — необходимо иметь еще и способности –  это способность к общению, аналитические  и организационные способности, способность управлять своим  временем, и которые облегчат ему  реализацию нужных качеств и помогут  достичь успеха.

Аналитические способности  менеджера имеют особое значение, поскольку основной акцент в работе с потенциальным клиентом делается на консультационный характер процесса продажи услуг. Для успешного  выполнения этих функций приходится владеть большим объемом информации: во-первых, о клиентах, их финансовом состоянии, проблемах и нуждах, во-вторых, о банковских продуктах, их выгодности и преимуществах для конкретного  клиента и др.

Наличие организационных  способностей и умение управлять  собственным временем также входят в перечень требований, предъявляемых  к персональным менеджерам. Более  того, они являются взаимосвязанными. Зная, что 80 % продаж приходятся на 20 % ключевых клиентов, менеджер должен большую  часть своего времени и соответственно ресурсов тратить именно на этих клиентов. Поэтому для планирования рабочего дня ему требуются, с одной  стороны, организационные способности, с другой, умение рационально управлять  временем с тем, чтобы выполнить  стоящие перед ним задачи.

Эрудиция - обладание специфической  информацией, знаниями. Персональные менеджеры  должны иметь знания о банковских услугах, потенциальных клиентах, своем  банке, банках-конкурентах.

Квалификационным требованием  является наличие базовых теоретических  знаний:

-                   о методах продажи банковских продуктов;

-                   об основах делового общения;

-                   о способах ведения переговоров;

-                   о методах и приемах эффективной работы с клиентами;

-                   правил пользования персональным компьютером и иной оргтехникой.

Полный перечень социально-психологических  качеств и квалификационных требований менеджера должен содержаться в  должностной инструкции.

II этап: выбор источников  набора кандидатов.

Нужно иметь в виду, что  каждый источник имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому рекомендуется учитывать  возврат на предстоящие затраты  банка (прямые и косвенные издержки), связанные с процессом отбора, подготовкой и формированием  из принятых специалистов банковских менеджеров.

По нашему мнению, несомненно, наиболее эффективным является отбор  менеджеров из собственных сотрудников, поскольку:

1) заранее известны их  способности и профессиональные  качества;

2) у них имеется опыт  работы;

3) они знакомы с банковскими  продуктами, методами работы банка;

4) они являются более  подготовленными и на их переподготовку  потребуется меньше средств, чем  при наборе вне банка.

Другим эффективным источником отбора могут быть иные банки, функционирующие  на региональном рынке. Преимущество этого  источника в том, что банковские сотрудники имеют реальное представление  о характере работы менеджера, у  них может быть круг клиентов, которых  они могут привести с собой. Они  также могут быть знакомы с  услугами и продуктами данного банка. Вместе с тем, следует понимать, что  прием на работу этих кандидатов связан, во-первых, с определенными расходами, во-вторых, с рисками, так как кандидаты  могут быть ненадежными и при  определенных обстоятельствах могут  перейти в другой банк. Поэтому  рекомендуется рассматривать в  качестве кандидатов - внутренние источники.

Преимущественный метод  отбора на должность банковского  менеджера, в предлагаемой нами усовершенствованной  системе отбора – это внутрикорпоративный конкурс. Предполагается, что не менее 50% вакансий УКР, будут отобраны именно внутри банка на основе внутрикорпоративного конкурса.

III этап. Проведение  внутрикорпоративного конкурса  среди кандидатов и принятие  решения

Каждая заявленная позиция  этой внутренней «витрины вакансий»  снабжена гиперссылкой на соответствующую  должностную инструкцию, в которой, помимо содержания работы, отражены и  биографические и квалификационные требования к кандидату на вакансию.

Итоги конкурса подводятся через две недели после его  объявления. Только в случае, если вакансия не найдена в результате внутрикорпоративного конкурса, служба подбора может начинать работу по ее замещению из внешних  источников.

Основными организационными принципами внутреннего конкурса, помимо его содержательной стороны, являются следующие:

-                   внутренний конкурс не заменяет обычной процедуры повышения в должности внутри одного подразделения – оценочных мероприятий, квалификационных экзаменов, комиссионного принятия решения;

-                   допустимы в связи с этим только перемещения из одного подразделения в другое, сопровождающиеся повышением в должности, чтобы воспрепятствовать перетеканию персонала из подразделения в подразделение только с целью изменений условий и содержания труда;

-                   участие конкретных работников в конкурсе не освещается с целью недопущения их дискриминации на месте работы;

-                   информация о победителе конкурса в обязательном порядке размещается на внутрибанковском информационном портале;

-                   в случае положительного решения по конкурсу нынешний руководитель победителя не имеет права и возможности препятствовать ему в переводе на другую должность;

-                   решение о переводе вступает в силу через месяц, в течение которого служба персонала подбирает и готовит замену переводимому специалисту.

Конкурсный отбор включает заполнение кандидатами анкет, написание  эссе, прохождение психологического тестирования, участие в собеседовании. Для отбора создается комиссия из сотрудников, руководителем которой  назначается начальник отдела по работе с клиентами, членами —  начальник службы персонала, опытные  менеджеры, психолог-консультант.

Профессиональные знания кандидатов оценивают вышеназванные  члены комиссии, а коммуникативные  качества - психолог-консультант.

Эффективной формой оценки кандидата является собеседование - оно дает возможность лучше узнать кандидата как личность. Для проведения собеседования члены конкурсной комиссии должны владеть необходимыми знаниями о его видах и процедуре, тщательно подготовиться к нему, заранее ознакомиться с материалами  о каждом кандидате, предварительно выбирать вид собеседования, составить  вопросы и определить их последовательность.

При собеседовании важно  учитывать определенные требования. Во время интервью необходимо создать  благоприятную атмосферу. В самом  начале беседы следует выделить время  для адаптации кандидата к  новой обстановке и условиям. После  этого задать ему несколько нейтральных  вопросов, и только затем перейти  непосредственно к конкретным оценивающим  вопросам согласно заранее выбранному виду собеседования.

Информация о работе Совершенствование системы отбора персонала