Совершенствование ситемы мотивации как инструмент повышения эффективности деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание

В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе.

Содержание

Введение3
1. Общая характеристика мотивации5
1.1. Понятие мотивации5
1.2. Мотивационный процесс12
1.3. Теории мотивации14
2. Мотивация персонала в организациях 25
2.1. Понятие мотивации трудовой деятельности. Виды мотивов к труду25
2.2. Причины безразличного отношения к работе26
2.3. Стимулирование персонала к активной деятельности28
3. Анализ мотивации трудовой деятельности сотрудников компании ООО "Европейские кондитерские"32
3.1. Общая характеристика и организационная структура предприятия
ООО "Европейские кондитерские 32
3.2. Анализ эффективности мотивации труда 35
3.3. Определение направленности мотивации и рекомендации по совершенствованию механизма мотивации персонала37
Заключение42
Список литературы 44
Приложение А46
Приложение Б 48
Приложение В49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 159.06 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМ. ИММАНУИЛА КАНТА
 
 

          Кафедра менеджмента

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
"Совершенствование системы мотивации как инструмент повышения эффективности деятельности организации"

(по дисциплине "Менеджмент") 
 
 
 

      Выполнила: Студентка 2 курса  
очной формы обучения

специальности "Финансы и кредит"

      Ильина В.Д.
           
      Научный руководитель: 
к.э.н., ст. преподаватель

Никифорова И.В.


 

    

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

1. Общая  характеристика мотивации5

1.1. Понятие  мотивации5

1.2. Мотивационный  процесс12

1.3. Теории  мотивации14

2. Мотивация  персонала в организациях 25

2.1. Понятие  мотивации трудовой деятельности. Виды мотивов к труду25

2.2. Причины  безразличного отношения к работе26

2.3. Стимулирование  персонала к активной деятельности28

3. Анализ  мотивации трудовой деятельности  сотрудников компании ООО "Европейские кондитерские"32

3.1. Общая  характеристика и организационная  структура предприятия 

ООО "Европейские  кондитерские 32

3.2. Анализ  эффективности мотивации труда  35

3.3. Определение  направленности мотивации и рекомендации по совершенствованию механизма мотивации персонала37

Заключение42

Список  литературы 44

Приложение  А46

Приложение  Б 48

Приложение  В49

 

        ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях искусство  управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе.

    Имея  определенное расположение, желания  и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, "очеловечивает", придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей1.

    Объектом  данной работы является  система  методов мотивации персонала  в организации. Предметом данного исследования является мотивация как инструмент повышения эффективности труда.

    Цель  курсовой работы включает в себя изучение влияния мотивации на эффективность  деятельности предприятия и определение  подходов к выработке наиболее эффективных  стимулов в работе с персоналом на примере организации ООО "Европейские кондитерские".

    Для достижения цели курсового проекта  были поставлены следующие задачи:

    • изучить содержание понятий "мотивация" и "мотивирование";
    • рассмотреть методы мотивирования персонала;
    • разработать практические рекомендации для успешного мотивирования работников;
    • проанализировать систему мотивации предприятия ООО "Европейские кондитерские".

Теоретической и методической базой исследования выступили:

    • труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам совершенствования методов мотивации персонала;
    • нормативные материалы и документация OOO "Европейские кондитерские";
    • данные личных наблюдений, аналитические материалы, статистические данные.

Курсовая работа содержит 44 листа печатного текста , 3 рисунка и 3 приложения.  

  1. . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ
    1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ

    В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

    "Мотивация" понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, задают ее границы и формы, придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

    Существует  три аспекта мотивации:

    • каково соотношение внутренних и внешних сил;
    • что в деятельности человека находиться без мотивационного воздействия;
    • как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

    Важные  понятия:

    Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Они по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов и имеют определённое индивидуальное проявление у каждого человека.

    Потребности различают:

    • по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;
    • по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и другие потребности;
    • по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности;
    • по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные2.

    Вознаграждение  – это все то, что человек  считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфично, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительная ценность.

    Руководитель  имеет дело с двумя типами вознаграждений: внутренним и внешним:

    • внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, чувство достижения результата, содержательность, значимость работы, чувство самоуважения;
    • внешнее вознаграждение дается фирмой, а не возникает от самой работы. Например, зарплата, похвалы, признание, продвижение по службе3.

    На  данный момент среди психологов и  экономистов не существует единого определения мотива. Мотив - это:

    • намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович);
    • потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);
    • желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик);
    • морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев);
    • психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов);
    • предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев);
    • установки (А. Маслоу);
    • условия существования (К. Вилюнас);
    • побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин);
    • соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа).

    Тем не менее большинство сходятся на том, что чаще всего мотив –  это либо побуждение (намерение), либо цель (предмет)4.

    Виды  мотивации

    Внешняя и внутренняя мотивации:

  1. Внешняя мотивация - обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль.
  2. Внутренняя мотивация - связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на Кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чей-то внешней мотивации.

    Положительная и отрицательная мотивация:

  1. Положительная мотивация - основанная на положительных стимулах. Например, буду хорошо работать получу премию.
  2. Отрицательная - основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работу получу выговор и штраф.

    Устойчивая  и неустойчивая мотивация:

    1. Устойчивая мотивация - которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
    2. Неустойчивая - которая постоянно требует дополнительное подкрепление5.

    Мотивы  поддаются осознанию, человек может  воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

    Поведение человека обычно определяется не одним  мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью, но она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

    Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования6.

    В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно  решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: "Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу". Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться.

    Второй  тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить  желательные для субъекта мотивирования  мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.

    Первый  и второй типы мотивирования не следует  противопоставлять, так как в  современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования7.

    Мотивы  "включаются" с помощью стимулов, в качестве которых могут выступать материальные предметы, действия других людей, представляющих возможности иметь что-то, надежды на что-то, обещания, носители обязательств и возможностей и т.д. По содержанию стимулы могут быть материальные и моральные. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

    Все мы разные, и реакция на конкретные стимулы не может быть одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми8.

    Стимулирование  труда - способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью9.

    Стимулирование  имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень  важно учитывать ситуацию, в которой  материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Информация о работе Совершенствование ситемы мотивации как инструмент повышения эффективности деятельности организации