Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:10, курсовая работа
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе.
Введение3
1. Общая характеристика мотивации5
1.1. Понятие мотивации5
1.2. Мотивационный процесс12
1.3. Теории мотивации14
2. Мотивация персонала в организациях 25
2.1. Понятие мотивации трудовой деятельности. Виды мотивов к труду25
2.2. Причины безразличного отношения к работе26
2.3. Стимулирование персонала к активной деятельности28
3. Анализ мотивации трудовой деятельности сотрудников компании ООО "Европейские кондитерские"32
3.1. Общая характеристика и организационная структура предприятия
ООО "Европейские кондитерские 32
3.2. Анализ эффективности мотивации труда 35
3.3. Определение направленности мотивации и рекомендации по совершенствованию механизма мотивации персонала37
Заключение42
Список литературы 44
Приложение А46
Приложение Б 48
Приложение В49
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. ИММАНУИЛА КАНТА
Кафедра менеджмента |
КУРСОВАЯ
РАБОТА
"Совершенствование системы мотивации
как инструмент повышения эффективности
деятельности организации"
(по дисциплине
"Менеджмент")
Выполнила: Студентка
2 курса очной формы обучения специальности "Финансы и кредит" | |
Ильина В.Д. | |
Научный
руководитель: к.э.н., ст. преподаватель Никифорова И.В. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
1. Общая характеристика мотивации5
1.1. Понятие мотивации5
1.2. Мотивационный процесс12
1.3. Теории мотивации14
2. Мотивация персонала в организациях 25
2.1. Понятие
мотивации трудовой
2.2. Причины
безразличного отношения к
2.3. Стимулирование
персонала к активной
3. Анализ
мотивации трудовой
3.1. Общая
характеристика и
ООО "Европейские кондитерские 32
3.2. Анализ эффективности мотивации труда 35
3.3. Определение
направленности мотивации и
Заключение42
Список литературы 44
Приложение А46
Приложение Б 48
Приложение В49
В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе.
Имея определенное расположение, желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, "очеловечивает", придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей1.
Объектом данной работы является система методов мотивации персонала в организации. Предметом данного исследования является мотивация как инструмент повышения эффективности труда.
Цель курсовой работы включает в себя изучение влияния мотивации на эффективность деятельности предприятия и определение подходов к выработке наиболее эффективных стимулов в работе с персоналом на примере организации ООО "Европейские кондитерские".
Для достижения цели курсового проекта были поставлены следующие задачи:
Теоретической и методической базой исследования выступили:
Курсовая работа
содержит 44 листа печатного текста , 3 рисунка
и 3 приложения.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
"Мотивация" понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, задают ее границы и формы, придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Существует три аспекта мотивации:
Важные понятия:
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Они по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов и имеют определённое индивидуальное проявление у каждого человека.
Потребности различают:
Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфично, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительная ценность.
Руководитель имеет дело с двумя типами вознаграждений: внутренним и внешним:
На данный момент среди психологов и экономистов не существует единого определения мотива. Мотив - это:
Тем не менее большинство сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение (намерение), либо цель (предмет)4.
Виды мотивации
Внешняя и внутренняя мотивации:
Положительная и отрицательная мотивация:
Устойчивая и неустойчивая мотивация:
Мотивы поддаются осознанию, человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью, но она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования6.
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: "Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу". Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться.
Второй
тип мотивирования своей
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования7.
Мотивы "включаются" с помощью стимулов, в качестве которых могут выступать материальные предметы, действия других людей, представляющих возможности иметь что-то, надежды на что-то, обещания, носители обязательств и возможностей и т.д. По содержанию стимулы могут быть материальные и моральные. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Все мы разные, и реакция на конкретные стимулы не может быть одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми8.
Стимулирование труда - способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью9.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.