Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере МБУК «КДЦ «Арктика»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучить проблемы эффективности управления муниципальной собственностью.
Задачи:
1. Дать основные характеристики муниципальной собственности.
2. Изучить проблему правового регулирования муниципальной собственности.
3. Дать анализ методов оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
3. Охарактеризовать цели, задачи и основные виды деятельности МБУК "КДЦ "Арктика".

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические и законодательные основы управления муниципальной собственностью
1.1 Сущность и основные характеристики муниципальной собственности
1.2 Проблемы правового регулирования муниципальной собственности
1.3 Методы оценки эффективности управления муниципальной собственностью
Глава II. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере МБУК «КДЦ «Арктика»)
2.1 Цели и задачи учреждения. Основные виды деятельности
2.2 Структура объектов муниципальной собственности Администрации муниципального образования городское поселение Дудинка
2.3 Проблема повышения эффективности управления муниципальной собственностью (на примере МБУК «КДЦ «Арктика»)
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование управления муниципальной собственностью.docx

— 230.88 Кб (Скачать документ)

Разграничение права собственности  на автомобильные дороги между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями показывает, что существующая классификация автомобильных дорог  не отвечает принципам разграничения  полномочий между органами публичной  власти, положенным в основу Закона «О местном самоуправлении»18.

До сих пор не оформляется  право собственности муниципальных  образований на природные и водные ресурсы, леса, на муниципальные земли, в связи с неудовлетворительным регулированием порядка разграничения  государственной собственности  на землю.

Не установлен порядок  разграничения собственности на землю между муниципальными районами и входящими в их состав муниципальными образованиями.

Правительству Российской Федерации  необходимо срочно принять меры по разработке и утверждению порядка  разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Анализ перечня вопросов местного значения муниципальных образований  и сопоставление с перечнем имущества, которое может находиться в собственности  муниципальных образований для  обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, показывает, что указанные перечни  требуется расширить и привести в соответствие друг с другом. В  связи с указанным представляется необходимым принять закон «О муниципальной собственности».

 

1.3 Методы оценки эффективности управления муниципальной собственностью

 

Имущественный комплекс муниципальных  образований является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления и представляет собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития территории. Главным требованием  к использованию муниципальной  собственности является максимально  сбалансированное сочетание принципов  экономической эффективности и  социальной ответственности органов  местного самоуправления за обеспечение  жизнедеятельности муниципальных  образований, социально-экономических  интересов населения.

Управление муниципальной  собственностью заключается в использовании  местными органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствующие  субъекты в области владения, распоряжения и пользования принадлежащего им имущества на основе изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых  нормативов и социальных стандартов, критериев, показателей и нормативов эффективности и др. Для управления муниципальной собственностью необходимо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой регулирования имущественных отношений, которая должна обеспечить стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объектов собственности в пределах муниципального образования.

Финансовые методы позволяют  обеспечить деятельность по управлению и воспроизводству муниципальной  собственности с учетом получения  и распределения доходов от ее использования. Это позволяет оптимизировать нагрузку на расходную часть муниципального бюджета, максимизировать поступления  в него от использования муниципальной  собственности, устанавливать процент  отчислений от прибыли муниципальных  унитарных предприятий, прогнозировать получение дивидендов от участия  в капитале хозяйственных обществ, других доходов в бюджет. В условиях постоянного дефицита бюджета и  снижения доли собственных доходов  в доходных источниках бюджетных  поступлений деятельность муниципалитета по управлению городским имуществом должна стать серьезным инструментом регулирования экономики города. Собственность должна приносить  доход. Надо отметить, что муниципальная  собственность еще не в полной мере рассматривается местными администрациями  как стратегический актив, которым  необходимо квалифицированно управлять  для увеличения доходов и решения  социальных проблем. Необходимо найти  то соотношение между обеспечением социальных функций местного самоуправления и обеспечения прибыльности муниципального имущества, достаточности налогооблагаемой базы для развития и нормальной жизнедеятельности  населения города и хозяйствующих  субъектов. Для целей управления всеми объектами муниципальной  собственности, они могут быть условно  разделены на две группы: бюджетопотребляющие и доходопроизводящие.

Управление первой условной группой должно отвечать задачам  оптимизации бюджетных расходов на содержание этих объектов. К этой группе можно отнести памятники  истории и культуры, объекты недвижимости, находящиеся на балансе муниципальных  образовательных, лечебных, лечебно-оздоровительных  учреждений и предприятий, необходимых  для выполнения закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.

Управление второй группой  объектов должно быть нацелено на повышение  доходности их использования. В эту  группу входят все иные объекты, не отнесенные к первой группе. Важными здесь становятся вопросы - сколько и какие объекты можно выделить и отнести к сфере доходной недвижимости, какую часть необходимо закрепить на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, определения критериев эффективности использования имущества, повышения доходности и роли недвижимости в социально-экономическом развитии города в целях осуществления закрепленных полномочий за органами местного самоуправления.

Эффективность управления собственностью на любом уровне, в конечном счете, проявляется в результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объектов управления по отношению к затраченным ресурсам. Поэтому ее следует определять посредством сравнения соответствующих критериев, показателей и нормативов эффективности до начала и после реализации мероприятий, связанных с изменением форм и совершенствованием методов управления собственностью.

Для оценки действенности  управления имуществом муниципальных  организаций в зависимости от особенностей объектов управления могут  быть использованы следующие виды эффективности.

 Социальная эффективность показывает меру достижения установленных нормативов общественных благ - качества жизни населения, состояния среды обитания, уровня здравоохранения, санитарной культуры, образования19.

Обозначенный подход - это  лишь один из возможных вариантов  определения социальной эффективности  управления муниципальной собственностью. В современных же условиях требуется  комплексная оценка данного процесса, основанная на системе различных  показателей (рыночных, финансовых, экологических, социальных, производственных, научно-технических  и т.п.). Именно такая методология  создаст действенную систему  мониторинга процессов управления на местном уровне и позволит объективно оценить качество управления муниципальной  собственностью.

Экономическая эффективность  отражает финансовые последствия реализации мероприятий в области управления собственностью для местного бюджета. Экономическую эффективность в  основном характеризуют дополнительные налоговые поступления за счет проведения указанных мероприятий, снижение расходов бюджета на содержание муниципальных  организаций, доходы от приватизации и  продажи принадлежащих муниципальным  образованиям акций нерентабельных предприятий. Экономическую эффективность управления муниципальной собственностью следует рассчитывать как отношение суммы всех поступлений организации в бюджет и внебюджетные фонды (за вычетом льгот) к стоимости используемого имущества, и затем сопоставлять полученные результаты с соответствующими нормативами для различных объектов по сферам деятельности20. Установление подобных нормативов потребует разработки, например, оптимального удельного расхода отдельных видов ресурсов на содержание собственности, допустимых объемов производства товаров и услуг в расчете на квадратный метр используемой площади, минимально приемлемых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды и т. п.

 

Выводы по главе I

 

Понятие муниципальной собственности  вошло в обиход россиян сравнительно недавно, в 1990-х годах. В настоящее время в теории и законодательстве России не существует достаточно четкого определения этого понятия. Гражданский кодекс определяет муниципальную собственность как собственность муниципальных образований.

Таким образом, основной проблемой в формировании и управлении муниципальной собственностью сегодня является проблема правового регулирования, поскольку законодательство в этой области имеет ряд пробелов и недоработок.

Недостаточно разработана  на сегодняшний день и методика оценки муниципальной собственности. Однако, большинство исследователей склоняются к классификации этих методов по двум основным критериям: экономическим и социальным.

 

 

Глава II. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере МБУК «КДЦ «Арктика»)

 

2.1 Цели и задачи учреждения. Основные виды деятельности

 

Согласно Устава МБУК "КДЦ "Арктика"21, учреждение создано в целях организации досуга и приобщения жителей к киноискусству, творчеству, культурному и интеллектуальному развитию с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп.

Задачами Учреждения являются:

  • удовлетворение культурно-досуговых потребностей населения средствами высококачественного киновидеопоказа:
  • поддержание и развитие договорных отношений с ведущими кинопрокатными организациями Российской Федерации:
  • создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха населения:
  • предоставление услуг социально-культурного, просветительского и развлекательногс характера, доступных для широких слоев населения:
  • развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения.

Для достижения установленных  Уставом целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

- организация киновидеообслуживания населения:

- создание и организация работы любительских творческих объединений, клубов по интересам различной направленности:

- проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий, праздников, представлений, фестивалей, конкурсов, концертов, вечеров, игровых развлекательных предсеансовых программ, благотворительных акций и других культурно-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов:

- участие в кинорынках и заключение договоров на прокат значимых в художественном отношении и обладающих высоким кассовым потенциалом фильмов:

- оказание консультативной,  методической и организационно-творческой  помощи в подготовке и проведении  культурно-досуговых мероприятий;

- осуществление справочной, информационной и рекламно-маркетинговой деятельности;

- предоставление гражданам дополнительных досуговых и сервисных услуг:

- осуществление работ по устройству зелёных насаждений, уходу за газонами, деревьями и кустарниками, озеленение территории города;

- иная, не запрещенная законодательством Российской Федерации, деятельность.

 

2.2 Структура объектов муниципальной собственности Администрации муниципального образования городское поселение Дудинка

 

Имущество, находящееся в  собственности Администрации муниципального образования городское поселение Дудинка, можно подразделить на две части:

- одна часть закрепляется  за муниципальными предприятиями  и учреждениями на правах хозяйственного  ведения и оперативного управления;

- другая его часть,  т.е. средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество,  не закрепленное за муниципальными  предприятиями и организациями согласно Гражданского кодекса22, составляет казну муниципального образования.

Субъектом муниципальной  собственности выступает Администрация  муниципального образования городское поселение Дудинка.

Учет муниципальной собственности  осуществляется согласно положению  о порядке владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью23. Данное положение определяет порядок учета муниципальной собственности, приобретение и прекращение права собственности в отношении объектов муниципальной собственности, передачу их в аренду, безвозмездное пользование и доверительное управление, а также признание муниципальных жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перехода их в нежилые.

Учет муниципальной собственности  осуществляется Комитетом управления муниципальным имуществом (КУМИ) Администрации муниципального образования городское поселение Дудинка путем ведения реестра объектов муниципальной собственности.

Основанием для включения  в реестр или исключения из него являются24:

- решения федеральных, региональных и территориальных органов государственной власти;

Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере МБУК «КДЦ «Арктика»)