Совершенствование управления персоналом на отечественных предприятиях в рыночных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в разработке и обосновании современных научно-методических подходов к совершенствованию управления персоналом на российских предприятиях в условиях рыночных отношений.
Для достижения названной цели решались следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование сущности современной кадровой политики и механизма управления персоналом на отечественных предприятиях в рыночных условиях.
2. Анализ бизнес-моделей оптимизации управления персоналом предприятия.
3. Формирование новых подходов к управлению персоналом на предприятиях и в бюджетных организациях.
4. Выявление и обоснование социально-психологических особенностей формирования персонала предприятия в рыночной экономике.
5. Анализ проблемы обоснования сущности и оценки человеческого капитала как основы формирования квалифицированных кадров современного предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом предприятия.
1.1. Концептуальные аспекты управления персоналом.
1.2. Общая характеристика современных закономерностей и принципов управления персоналом.
1.3. Традиционные методы управления персоналом и построения системы управления работниками предприятия.
1.4. Система стратегического управления персоналом организации.
Глава 2. Совершенствование управления персоналом на отечественных предприятиях в рыночных условиях хозяйствования.
2.1. Общемировые и российские тенденции развития экономики и занятости населения, их влияние на процесс реализации кадровой политики и управление персоналом.
2.2. Бизнес-модели оптимизации управления персоналом предприятия.
2.3. Социально-психологические особенности формирования персонала предприятия в рыночной экономике.
2.4. Проблемы обоснования сущности и оценки человеческого капитала.
2.5. Особенности управления персоналом на кризисном предприятии.
2.6. Актуальные вопросы управления персоналом, отбора и закрепления кадров в бюджетных организациях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 65.10 Кб (Скачать документ)

Методы управления персоналом в зависимости от принятой стратегии условно можно сгруппировать  следующим образом:

  • административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого поведения - осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда, чувство долга, культуру труда и т.п., напрямую воздействующие на персонал с помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному исполнению);
  • экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников);
  • социально-психологические , базирующиеся на использовании неформальных факторов мотивации - интересов, потребностей личности, группы, коллектива.

Последние особенно активно применяются в менеджменте японских компаний. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в частности, благодаря использованию японского подхода, получившего название "уплотненная технология" (по мнению многих специалистов, именно он будет определять организацию производства в XXI в.), совместная американо-японская компания "Нью Юнайтед Мотор Мэнюфэкчуринг" - детище "Дженерал Моторз" и "Тойоты" и немецкая "Порше" добились исключительных успехов в развитии производства и персонала.

Кадровая политика (механизм выработки целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание ответственного, высокопроизводительного  сплоченного коллектива, способного адекватно реагировать на постоянно  меняющиеся требования рынка) преуспевающих  западных компаний, которая носит  комплексный характер, включает множество  направлений. Имеются в виду: организация  новых рабочих мест с учетом внедрения  передовых технологий; подготовка программ развития персонала, обеспечивающих решение  не только сегодняшних, но и будущих  задач организации путем совершенствования  систем обучения и служебного продвижения  работников; формирование мотивационных  механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом; создание современных систем подбора персонала; проведение маркетинга персонала; разработка программ занятости, социальных программ и т.д.

Особое место  в кадровой политике занимает планирование, в задачи которого входят: определение  количественного и квалификационного  состава требуемых работников, способов их привлечения и возможности  сокращения лишнего персонала; поддержание  знаний персонала в соответствии с требованиями организации и  обеспечение развития кадров; расчет финансовых затрат на запланированные  кадровые мероприятия и т.д.; стимулирование повышения производительности труда  и создание условий для удовлетворенности  работой.

Успех управления трудовыми ресурсами напрямую зависит  от уровня квалификации занятого в  службе персонала. Отечественная практика свидетельствует, что уровень образования, профессиональная подготовка и компетентность кадровиков на госпредприятиях недостаточно высоки, возрастной состав неблагоприятен, уровень оплаты труда низок. Переход  к акционерной и частной собственности  обусловил улучшение качественного  состава работников служб управления персоналом, омоложение кадровой структуры, повышение уровня образования, профессионализма, соответственно изменились восприятие новых идей, методы работы с персоналом, возросла заинтересованность в результатах  труда.

В кадровых службах  западных фирм работают, как правило, высококлассные профессионалы. В 500 крупнейших компаниях США более 30% занятых  кадровой работой - магистры и доктора  наук. Из каждых десяти американских кадровиков шесть-семь человек имеют дипломы  психолога, социолога, экономиста, специалиста  в области трудовых отношений  и т.п, полученные в ведущих университетах, школах бизнеса и др. Специалисты в области кадрового планирования - сегодня одни из наиболее востребованных. В наукоемких корпорациях США они составляют 20 - 25% всей численности кадровых служб (в начале 70-х гг. - не более 10%).

В службах управления персоналом зарубежных компаний в среднем  занято 1 - 1,2% общей численности работников. В последнее десятилетие абсолютного  роста численности кадровых служб  не отмечается, однако налицо ее относительное увеличение. Причина тому - повышение эффективности работы кадровых служб благодаря использованию информационных технологий, развитию управленческой инфраструктуры. Последняя включает структуры, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации специалистов кадровых служб, консультативные фирмы по вопросам кадровой работы, центры деловой оценки и т.п. Характерно, что многие работники фирм, участвуя в подготовке и реализации кадровых решений в рамках деятельности службы управления персоналом, не состоят в ее штате: так, значительная часть профессорско-преподавательского состава университетов и учебных центров участвуют в "вербовке" перспективных студентов.

Управление персоналом в зарубежных компаниях предполагает непременную мотивацию кадровых инноваций, заинтересовывающую исполнителя  в их применении.

Серьезный вопрос связан с побуждением работников к обновлению организации. Для этого  задействуются экономические, социальные, морально-психологические и другие интересы людей. Параллельно приходится нейтрализовывать работников, противодействующих переменам. Алгоритм таков: готовится "почва" для нововведения, среди руководства выявляются люди, способные придать изменениям стартовый импульс. Затем анализируется поведение ведущих работников, выступающих "за" и "против" изменений, определяется соотношение потенциалов этих групп. После этого принимаются меры по устранению излишнего сопротивления, страха перед нововведениями: работникам разъясняется их необходимость, выгодные для деятельности фирмы последствия.

Очень важно, чтобы  информация дошла до каждого сотрудника, тогда можно рассчитывать на формирование реальной "опорной базы" из числа  сторонников преобразований. Потенциальное  же "сопротивление" нейтрализуется путем уступок, материальных стимулов и т.д. Мотивируются и работники-инноватры: им предоставляются различные льготы, подчеркивающие их особый статус и высокое положение (служебные автомобили, отпуска, почетные титулы и звания, зарубежные поездки и т.п.), наиболее ценным кадрам - особые условия труда (отдельный кабинет, 6-, 12-месячный творческий оплачиваемый отпуск, возможности для повышения квалификации, изучения иностранных языков и др.), а также более высокую социальную защищенность (дотации на жилище, предоставление готовых домов и квартир, выдача ссуд на приобретение дома, оплата аренды, подключение к корпоративным пенсионным и страховым системам, участие в прибыли, оплата образования детей, медицинское обслуживание и т.д). Кроме того, в процессе реорганизации используются поощрения в форме различных премий: за текущие результаты разработки и реализации; за выдвижение и начальную проработку новой идеи и проекта; за успешное решение комплекса задач на определенном этапе проекта и т.д.

Деловая оценка персонала позволяет определить место работника в организационной  структуре, разработать программу  его развития, установить критерии и размер оплаты труда, выявить удовлетворенность сотрудника своей работой. Она проводится при отборе кандидатов на вакантные должности и аттестации персонала, которую рекомендуется проводить не реже одного раза в год. В первом случае предусматриваются предварительное собеседование, анализ анкетных данных, наведение справок о кандидате, проверочные испытания, тестирование, медицинское освидетельствование, основное собеседование, подготовка экспертного заключения. Во втором - предварительная оценка сотрудника его внешним окружением, обобщение руководителем подразделения полученных данных, беседа с подчиненным, подготовка экспертного заключения и передача его в службу управления персоналом.

В ряде случаев  уместна оценочная беседа сотрудника с членами аттестационной комиссии. При необходимости используются дополнительные оценки - по результатам  обучения, по контролю хода адаптации сотрудника и т.п. Один из важнейших вопросов при разработке методики деловой оценки персонала - определение ее критериев и показателей.

При всем многообразии показателей их можно классифицировать по группам и рассматривать в  качестве критериев оценки соответствия сотрудника требованиям должности  или рабочего места:

  • результативность труда - качество выполнения служебных обязанностей, привлечение новых клиентов, потребителей, успешность переговоров и т.п.;
  • условия повышение результативности труда - выполнение сотрудником функций планирования, организации, контроля и др. по отношению как к внешним объектам, так и к собственной деятельности; реализация руководителем мотивационной, представительской и консультационной функций;
  • профессиональное поведение - способность к сотрудничеству и взаимозаменяемости; соблюдение установленных сроков заданий; готовность к дополнительной нагрузке и ответственности; корректность в отношениях с клиентами, подчиненными и т.п.

Способ оценки должен быть как можно более объективным. Рекомендуется использовать не один, а несколько различных методов.

Методы оценки управления персоналом приводят к созданию коммуникативной сети, к соединению с помощью информационных потоков, участвующих в информационном процессе индивидов, что создает новые  условия для развития мотивации  персонала. В организации существуют горизонтальные, вертикальные и диагональные связи. Вертикальные строятся по иерархии руководства, горизонтальные осуществляются между равными по уровням индивидами или структурными подразделениями, диагональные - между начальниками и подчиненными. На основании этих связей создается реальная структура  организации.

Существуют устоявшиеся  образцы коммуникативных сетей "вертушка", "кружок", "колесо", "цепочка". В сетях типа "кружок" члены  группы могут вступать в контакты только с теми, кто расположен рядом  с ними. В сетях типа "колесо" представлена формальная, централизованная структура руководства, в рамках которой подчиненные контактируют друг с другом через своего начальника.

В процессе управления и мотивации персонала возможны конфликты. Конфликты можно классифицировать по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные); по природе возникновения (социальные, организационные, эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые). Поэтому кадровый менеджмент включает управление конфликтами - целенаправленное устранение (минимизацию) причин, породивших конфликт, и/или коррекцию поведения его участников.

Некоторое время  назад в западных компаниях получил  развитие так называемый маркетинг  персонала, включающий разработку профессиональных требований к работникам, определение  качественной и количественной потребности  в них, расчет затрат на их "приобретение" и дальнейшее использование, выбор  источников и путей обеспечения  потребностей в персонале.

* * *

Российским компаниям, перенимающим зарубежный опыт использования  мотивации в управлении персоналом, следует обратить внимание на проводимые их "коллегами" кадровые реформы, направленные на кардинальное обновление человеческого потенциала в соответствии с качественно новыми целями и  задачами развития социально-экономических  систем и структур.

Кадровая реформа  предполагает разработку соответствующих  стратегических и тактических целей, приоритетов, плана реформы (имея в  виду мероприятия, этапы, результаты, определение  состава исполнителей, необходимых  ресурсов), ее нормативно-методического  и мотивационного обеспечения. Критерии оценки кадровой реорганизации на разных фазах ее реализации охватывают: величину финансовых затрат и отдачи на вложенный  капитал, степень риска и неопределенности, скорость распространения информации о нововведениях реформы, соответствие реформы существующим нормам и ценностям, возможности реализации ее по частям и возврата к прежней практике, влияние на межличностные отношения.

Результаты кадровых преобразований могут проявиться не сразу. При этом эффективность изменений  напрямую зависит от того, насколько  хорошо продуман механизм их реализации.

Информация о работе Совершенствование управления персоналом на отечественных предприятиях в рыночных условиях хозяйствования