Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке и обосновании современных научно-методических подходов к совершенствованию управления персоналом на российских предприятиях в условиях рыночных отношений.
Для достижения названной цели решались следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование сущности современной кадровой политики и механизма управления персоналом на отечественных предприятиях в рыночных условиях.
2. Анализ бизнес-моделей оптимизации управления персоналом предприятия.
3. Формирование новых подходов к управлению персоналом на предприятиях и в бюджетных организациях.
4. Выявление и обоснование социально-психологических особенностей формирования персонала предприятия в рыночной экономике.
5. Анализ проблемы обоснования сущности и оценки человеческого капитала как основы формирования квалифицированных кадров современного предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом предприятия.
1.1. Концептуальные аспекты управления персоналом.
1.2. Общая характеристика современных закономерностей и принципов управления персоналом.
1.3. Традиционные методы управления персоналом и построения системы управления работниками предприятия.
1.4. Система стратегического управления персоналом организации.
Глава 2. Совершенствование управления персоналом на отечественных предприятиях в рыночных условиях хозяйствования.
2.1. Общемировые и российские тенденции развития экономики и занятости населения, их влияние на процесс реализации кадровой политики и управление персоналом.
2.2. Бизнес-модели оптимизации управления персоналом предприятия.
2.3. Социально-психологические особенности формирования персонала предприятия в рыночной экономике.
2.4. Проблемы обоснования сущности и оценки человеческого капитала.
2.5. Особенности управления персоналом на кризисном предприятии.
2.6. Актуальные вопросы управления персоналом, отбора и закрепления кадров в бюджетных организациях.
Методы управления
персоналом в зависимости от принятой
стратегии условно можно
Последние особенно активно применяются в менеджменте японских компаний. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в частности, благодаря использованию японского подхода, получившего название "уплотненная технология" (по мнению многих специалистов, именно он будет определять организацию производства в XXI в.), совместная американо-японская компания "Нью Юнайтед Мотор Мэнюфэкчуринг" - детище "Дженерал Моторз" и "Тойоты" и немецкая "Порше" добились исключительных успехов в развитии производства и персонала.
Кадровая политика
(механизм выработки целей и задач,
направленных на сохранение, укрепление
и развитие кадрового потенциала,
создание ответственного, высокопроизводительного
сплоченного коллектива, способного
адекватно реагировать на постоянно
меняющиеся требования рынка) преуспевающих
западных компаний, которая носит
комплексный характер, включает множество
направлений. Имеются в виду: организация
новых рабочих мест с учетом внедрения
передовых технологий; подготовка программ
развития персонала, обеспечивающих решение
не только сегодняшних, но и будущих
задач организации путем
Особое место
в кадровой политике занимает планирование,
в задачи которого входят: определение
количественного и
Успех управления
трудовыми ресурсами напрямую зависит
от уровня квалификации занятого в
службе персонала. Отечественная практика
свидетельствует, что уровень образования,
профессиональная подготовка и компетентность
кадровиков на госпредприятиях недостаточно
высоки, возрастной состав неблагоприятен,
уровень оплаты труда низок. Переход
к акционерной и частной
В кадровых службах западных фирм работают, как правило, высококлассные профессионалы. В 500 крупнейших компаниях США более 30% занятых кадровой работой - магистры и доктора наук. Из каждых десяти американских кадровиков шесть-семь человек имеют дипломы психолога, социолога, экономиста, специалиста в области трудовых отношений и т.п, полученные в ведущих университетах, школах бизнеса и др. Специалисты в области кадрового планирования - сегодня одни из наиболее востребованных. В наукоемких корпорациях США они составляют 20 - 25% всей численности кадровых служб (в начале 70-х гг. - не более 10%).
В службах управления
персоналом зарубежных компаний в среднем
занято 1 - 1,2% общей численности работников.
В последнее десятилетие
Управление персоналом в зарубежных компаниях предполагает непременную мотивацию кадровых инноваций, заинтересовывающую исполнителя в их применении.
Серьезный вопрос
связан с побуждением работников
к обновлению организации. Для этого
задействуются экономические, социальные,
морально-психологические и
Очень важно, чтобы информация дошла до каждого сотрудника, тогда можно рассчитывать на формирование реальной "опорной базы" из числа сторонников преобразований. Потенциальное же "сопротивление" нейтрализуется путем уступок, материальных стимулов и т.д. Мотивируются и работники-инноватры: им предоставляются различные льготы, подчеркивающие их особый статус и высокое положение (служебные автомобили, отпуска, почетные титулы и звания, зарубежные поездки и т.п.), наиболее ценным кадрам - особые условия труда (отдельный кабинет, 6-, 12-месячный творческий оплачиваемый отпуск, возможности для повышения квалификации, изучения иностранных языков и др.), а также более высокую социальную защищенность (дотации на жилище, предоставление готовых домов и квартир, выдача ссуд на приобретение дома, оплата аренды, подключение к корпоративным пенсионным и страховым системам, участие в прибыли, оплата образования детей, медицинское обслуживание и т.д). Кроме того, в процессе реорганизации используются поощрения в форме различных премий: за текущие результаты разработки и реализации; за выдвижение и начальную проработку новой идеи и проекта; за успешное решение комплекса задач на определенном этапе проекта и т.д.
Деловая оценка
персонала позволяет определить
место работника в
В ряде случаев уместна оценочная беседа сотрудника с членами аттестационной комиссии. При необходимости используются дополнительные оценки - по результатам обучения, по контролю хода адаптации сотрудника и т.п. Один из важнейших вопросов при разработке методики деловой оценки персонала - определение ее критериев и показателей.
При всем многообразии показателей их можно классифицировать по группам и рассматривать в качестве критериев оценки соответствия сотрудника требованиям должности или рабочего места:
Способ оценки должен быть как можно более объективным. Рекомендуется использовать не один, а несколько различных методов.
Методы оценки управления персоналом приводят к созданию коммуникативной сети, к соединению с помощью информационных потоков, участвующих в информационном процессе индивидов, что создает новые условия для развития мотивации персонала. В организации существуют горизонтальные, вертикальные и диагональные связи. Вертикальные строятся по иерархии руководства, горизонтальные осуществляются между равными по уровням индивидами или структурными подразделениями, диагональные - между начальниками и подчиненными. На основании этих связей создается реальная структура организации.
Существуют устоявшиеся
образцы коммуникативных сетей "вертушка",
"кружок", "колесо", "цепочка".
В сетях типа "кружок" члены
группы могут вступать в контакты
только с теми, кто расположен рядом
с ними. В сетях типа "колесо"
представлена формальная, централизованная
структура руководства, в рамках
которой подчиненные
В процессе управления и мотивации персонала возможны конфликты. Конфликты можно классифицировать по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные); по природе возникновения (социальные, организационные, эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые). Поэтому кадровый менеджмент включает управление конфликтами - целенаправленное устранение (минимизацию) причин, породивших конфликт, и/или коррекцию поведения его участников.
Некоторое время назад в западных компаниях получил развитие так называемый маркетинг персонала, включающий разработку профессиональных требований к работникам, определение качественной и количественной потребности в них, расчет затрат на их "приобретение" и дальнейшее использование, выбор источников и путей обеспечения потребностей в персонале.
* * *
Российским компаниям, перенимающим зарубежный опыт использования мотивации в управлении персоналом, следует обратить внимание на проводимые их "коллегами" кадровые реформы, направленные на кардинальное обновление человеческого потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития социально-экономических систем и структур.
Кадровая реформа
предполагает разработку соответствующих
стратегических и тактических целей,
приоритетов, плана реформы (имея в
виду мероприятия, этапы, результаты, определение
состава исполнителей, необходимых
ресурсов), ее нормативно-методического
и мотивационного обеспечения. Критерии
оценки кадровой реорганизации на разных
фазах ее реализации охватывают: величину
финансовых затрат и отдачи на вложенный
капитал, степень риска и
Результаты кадровых преобразований могут проявиться не сразу. При этом эффективность изменений напрямую зависит от того, насколько хорошо продуман механизм их реализации.