Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:12, курсовая работа
Здравоохранение - важнейшая отрасль народного хозяйства, от которой в значительной степени зависит нормальная жизнедеятельность членов общества. Для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – это один из показателей благосостояния страны в целом.
Введение
Здравоохранение - важнейшая отрасль народного хозяйства, от которой в значительной степени зависит нормальная жизнедеятельность членов общества. Для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – это один из показателей благосостояния страны в целом.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Принципиально новая система общественных отношений, связанная с формированием и деятельностью органов власти в соответствии с государственной политикой, направлена на решение комплекса вопросов, в том числе и социального преобразования, важнейшим из которых является здравоохранение.
Процесс децентрализации управления в период рыночных преобразований, возрастание экономической самостоятельности учреждений здравоохранения различных форм собственности и организационно-правового статуса, объективно обусловили возрастание интереса к управлению системой здравоохранения на уровне региона. В настоящее время возрастает необходимость четкою разграничения уровней управления системой здравоохранения, более детального определения содержательных характеристик функций управления здравоохранением региона, выявления факторов, влияющих на специфику управления здравоохранением, как подсистемы региона.
Особую актуальность данная тема приобретает в связи с проводимой в стране реформой муниципальной и региональной системы здравоохранения, эффективность и результаты которой еще невозможно оценить в полной мере. Однако уже на данном этапе можно выявить основные изменения и преобразования в системе управления здравоохранением в стране и регионе.
Цель данной работы - исследовать систему управления здравоохранения страны в целом и региона в частности, определить основные направления совершенствования системы управления региональным здравоохранением.
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
- исследовать систему управления здравоохранением страны;
- определить специфику управления региональным здравоохранением;
- изучить концепцию развития здравоохранения России;
- исследовать систему управления здравоохранением на примере отдельно взятого региона (учреждения);
- выявить и проанализировать основные направления совершенствования системы управления здравоохранением;
Область исследования - разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в стране.
Объект исследования - здравоохранение, как социально-экономическая подсистема и система управления здравоохранением страны.
Предмет исследования – государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клинцовская центральная городская больница», как субъект региональной системы здравоохранения.
Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания: диалектический и историко-логический, а также традиционное приемы экономическою анализа - группировки, сравнения, обобщения, анализ, синтез.
Особую роль сыграл комплексный подход, проявившийся во взаимосвязанном изучении экономических и организационных аспектов управления системой здравоохранения.
Многоплановый анализ процессов регионального развития потребовал применения системного подхода, реализованного в анализе общего и особенною в региональном развитии и регулировании традиционных и новых форм управления системой регионального здравоохранения.
Информационную базу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике параметров системы здравоохранения Российской федерации и Брянской области в частности, опубликованные статистическим управлением, документы управленческого учета Управления здравоохранения области, законодательные акты РФ и области, указы Президента РФ, постановления Правительства по проблемам развития экономики страны и ее регионов.
Глава 1. Система здравоохранения РФ
1.1 Особенности системы здравоохранения страны
Система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи.
Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Парламент Российской Федерации определяет основные направления федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, принимает закон и утверждает федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает бюджет Российской Федерации, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролирует его исполнение.
Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет парламенту Российской Федерации доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:
- Средства бюджетов всех уровней;
- Средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;
- Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;
- Доходы от ценных бумаг;
- Кредиты банков и других кредиторов;
- Безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
- Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Государственная система здравоохранения
К государственной системе здравоохранения относятся: Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Муниципальная система здравоохранения
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Частная система здравоохранения
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления. [20]
1.2 Концепция развития здравоохранения РФ
Главные цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения
Главная цель модернизации российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе повышения эффективности использования ресурсов и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.
Современная концепция модернизации системы здравоохранения предполагает системное направление усилий и ресурсов на финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение процесса реструктуризации здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью на основе приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, профилактики, укрепления службы охраны материнства, отцовства и детства, совершенствования подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с потребностями отрасли, улучшения лекарственного обеспечения граждан, развития медицинской науки.
Все это преследует одну стратегическую цель - улучшение состояния здоровья населения страны.
Целями развития здравоохранения являются:
- прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
- снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
Информация о работе Совершенствование управления системой здравоохранения