Совершенствование управления системой здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание

Здравоохранение - важнейшая отрасль народного хозяйства, от которой в значительной степени зависит нормальная жизнедеятельность членов общества. Для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – это один из показателей благосостояния страны в целом.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 274.50 Кб (Скачать документ)

-              Требует совершенствования система обязательного медицинского страхования (ОМС), имеющая ряд серьезных системных недостатков: несбалансированность программ ОМС по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, невыполнение субъектами РФ своих обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, низкая управляемость системы ОМС.

-              Сложившаяся модель ОМС не смогла существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Нереализованными оказались ожидания в отношении конкуренции страховщиков как фактора более эффективного взаимодействия с медицинскими организациями в интересах застрахованных. Население практически не может выбрать страховщика. Кроме того, страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов организации предоставления медицинской помощи застрахованным. Действующая система ОМС не способствует более эффективному использованию ресурсов и проведению структурных преобразований в здравоохранении. В связи с этим возникла необходимость пересмотра действующей модели ОМС: прав и обязанностей страхователей, фондов ОМС, страховых медицинских организаций, застрахованных, а также правил взаимодействия между ними. Эти изменения потребовали принятия нового закона об обязательном медицинском страховании, целью которого является создание реальных условий для обеспечения государственных гарантий медицинской помощи гражданам РФ за счет обеспечения ее финансовой сбалансированности, расширения прав застрахованных, повышения управляемости системой ОМС, создания у страховщиков и медицинских организаций стимулов к более эффективному использованию ресурсов.

-              В рамках действующего законодательства существует дублирование финансирования обязательного и добровольного медицинского страхования и ведомственной медицине. На многих предприятиях работодатели организуют медицинское обслуживание своих сотрудников, используя собственную лечебную базу и финансируя ее из доходов предприятия, или обращаясь к добровольному медицинскому страхованию. Таким образом, медицинскую помощь оплачивается дважды в виде уплаты единого социального налога и содержания ведомственных ЛПУ. Аналогичная ситуация с частными лицами, когда в программы добровольного медицинского страхования фактически входят медицинские услуги по ОМС.

-              Состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Средний износ зданий медицинских учреждений составляет свыше 60%. Многие из них требуют капитального ремонта и реконструкции. Износ оборудования составляет более 80%.

Эффективность системы охраны здоровья населения в значительной степени определяется состоянием кадрового потенциала отрасли. В современных условиях требуется совершенствование системы планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки медицинских работников, повышение уровня их подготовки по вопросам управления и экономики здравоохранения. В целях совершенствования планирования трудовых ресурсов требуется разработка критериев оценки кадрового потенциала отрасли и научно обоснованных подходов к определению потребности в специалистах различной квалификации и профиля. Помимо численности и структуры кадров особое внимание следует уделять их качеству — уровню профессиональной подготовки, состоянию здоровья, экономическим и социально-психологическим аспектам трудовой мотивации. Планирование численности и структуры кадров в здравоохранении должно осуществляться на основе перспективного прогноза потребности населения в медицинском, лекарственном и санитарно-гигиеническом обеспечении, построенного с учетом демографической ситуации, динамики здоровья населения, естественного движения кадров, характера миграционных процессов и задач структурной перестройки отрасли.

Одним из важнейших направлений повышения качества медицинской помощи является создание отраслевой системы стандартизации, направленной на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, рациональное использование ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса.

Создание и развитие системы стандартизации в здравоохранении обусловлено объективной необходимостью обобщения, унификации и общедоступности новых результатов исследований и разработок в форме нормативно-технической документации для создания условий для эффективного применения их в сфере оказания медицинской помощи. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочивания в системе охраны здоровья граждан посредством использования установленных положений, требований, норм для повышения качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий.

Комплексная система нормативного обеспечения оказания медицинской помощи и взаимосвязанных с ней процессов, работ, товаров и услуг расширяет возможности стратегического планирования, эффективного использования имеющихся ресурсов, регулирования и контроля затрат на лечение и охрану здоровья, позволяет более эффективно реализовывать защиту прав пациентов, осуществлять действенный контроль и регулировать деятельность учреждений здравоохранения.

Задача формирования единого нормативно-правового пространства системы здравоохранения рассматривается как приоритетное направление и основа ее реформирования. В настоящее время вопросы охраны здоровья населения регулируются более чем 40 федеральными законами. Основополагающие законодательные акты определяют принципы деятельности и пути развития всей национальной системы здравоохранения.

Вместе с тем, отраслевая законодательная база требует своего дальнейшего развития и совершенствования. Не приняты важнейшие для здравоохранения законы "О здравоохранении в Российской Федерации", "Об управлении здравоохранением Российской Федерации" и "О регулировании частной медицинской деятельности". Принятие соответствующих законов позволит разделить сферы ответственности государственного и частного секторов охраны здоровья. Очевидно, что на основе конкурентных отношений между ними произойдет повышение качества медицинских услуг при снижении их относительной стоимости.

В настоящее время Закон "О местном самоуправлении" в части, определяющей деятельность муниципальной системы здравоохранения, не уравновешивается действием других федеральных законов. В результате система здравоохранения теряет внутренние взаимосвязи. Создание нормативной базы, регулирующей вопросы компетенций органов управления здравоохранения различного уровня, фондов ОМС, а также горизонтальных связей в деятельности органов здравоохранения и фондов ОМС, является первоочередной задачей и основой реформирования управления отраслью.

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации субъекты РФ получили право формирования своей подсистемы правовой системы Российской Федерации. Это относится и к сфере здравоохранения, как к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. Анализ региональных законов в области здравоохранения показывает, что качество их с каждым годом повышается. Однако наряду с положительными тенденциями в развитии и совершенствовании законодательной базы в области охраны здоровья имеются факторы, затрудняющие эту работу:

— отсутствие Концепции совершенствования законодательства в области здравоохранения и перспективного плана разработки законопроектов как составной части Концепции;

— отсутствие унифицированного терминологического словаря специальных медицинских терминов, используемых в законодательстве Российской Федерации в области здравоохранения;

— несоответствие отдельных положений принимаемых законов на региональном уровне федеральному законодательству. Ярким примером является множественность моделей ОМС, которые многие регионы формировали, игнорируя федеральное законодательство.

В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоохранения на основе межотраслевого взаимодействия. Федеральные целевые программы в области охраны здоровья населения стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов РФ в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ.

Целью модернизации российского здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развития профилактической направленности деятельности лечебно-профилактических учреждений и формирования здорового образа жизни при повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли.

В современных условиях основными направлениями модернизации системы здравоохранения должны стать: совершенствование финансово-экономического механизма, научная организация оказания медицинского помощи населению, включая использование принципов доказательной медицины и математическое моделирование процессов формирования общественного здоровья и деятельности лечебно-профилактических учреждений, формирование личностных установок людей в пользу здорового образа жизни и восприятия здоровья как важнейшей жизненной ценности.

Совершенствование нормативно-правовой базы здравоохранения должно охватывать все аспекты деятельности медицинских учреждений. Отдельно стоят вопросы повышения трудовой мотивации медицинских работников, включая совершенствование системы оплаты труда, и вероятнее всего, отказ от действующей в настоящее время тарифной сетки.
Необходимо завершение перехода на систему обязательного медицинского страхования путем преодоления двойственности каналов финансирования медицинских учреждений (из бюджетов и фондов ОМС), что в настоящее время и происходит. Сейчас система ОМС аккумулирует лишь около 40% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения. В финансировании больничных учреждений следует внедрить механизм оплаты медицинской помощи по нормативам на законченные случаи лечения в пределах согласованных объемов медицинской помощи. Страховое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений предпочтительно осуществлять на основе нормативного подушевого финансирования.

Необходимым условием формирования новой модели ОМС является реформирование системы государственных гарантий оказания медицинской помощи — четкое определение меры государственных обязательств в отношении бесплатной медицинской помощи. Без этого сложно развивать правовые отношения между отдельными субъектами ОМС, невозможно реально реализовать права граждан. Поэтому федеральный закон об обязательном медицинском страховании должен быть дополнен законом "О государственных гарантиях медицинской помощи в Российской Федерации". Правовые нормы этих двух законодательных актов взаимосвязаны.

Обновленная нормативно-правовая база позволит оптимизировать сеть лечебно-профилактических учреждений, вывести из системы государственного финансирования финансово необеспеченные мощности государственных и муниципальных медицинских учреждений, обеспечить хозяйственную самостоятельность медицинских учреждений, повысить эффективность использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов в системе здравоохранения.

Суть реформы финансовой системы здравоохранения состоит в переходе от управления расходами (бюджетными средствами и средствами ОМС) к управлению результатами. Основой формирования и расходов финансовых средств ЛПУ, включая средства ОМС, должны быть четко обозначенные цели и количественно измеримые результаты деятельности, а также планируемые и согласованные со всеми заинтересованными сторонами объемы работы ЛПУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Система здравоохранения Российской Федерации претерпела в последние годы значительные изменения. В настоящее время охрана здоровья граждан – одно из приоритетных направлений политики нашего государства.  Однако, несомненно,  данная отрасль относится так же и к наиболее проблемным, требующим пристального внимания и постоянного совершенствования. Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, в очередной раз подтверждая, что в этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как:

-                     состояние здоровья населения;

-                     состояние собственно системы здравоохранения;

-                     оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

За последнее десятилетие в рамках общей реформы государственной власти и местного самоуправления в системе охраны здоровья граждан была проделана огромная работа, позволившая в значительной мере оптимизировать, усовершенствовать и законодательно урегулировать деятельность ЛПУ.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь, целью здравоохранения является реализация этого права. И эта цель остается неизменной, определяющей для деятельности всего российского здравоохранения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Поэтому, какое бы реформирование и на каком бы уровне не проводилось, оно должно быть все равно ориентировано на цель — конституционно закрепленное право гражданина на охрану здоровья.

В настоящее время система здравоохранения Российской федерации  вступает в новую стадию развития, претерпев целый ряд изменений.

В первую очередь в прошедшем году была в значительной мере усовершенствована законодательная база отрасли (принят ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ФЗ от 29 ноября 2010г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.), которые были необходимы для дальнейшего развития системы здравоохранения страны.  Принятые законопроекты урегулировали взаимоотношения поставщиков медицинских услуг, ОМС и потребителей, четко регламентируя объем ответственности, права и обязанности каждой стороны.

Информация о работе Совершенствование управления системой здравоохранения