Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Газпромнефть», основным видом деятельности которого является поставка нефтегазовой продукции в регион.
Введение
Эффективность деятельности предприятия в значительной мере определяется такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия.
Тема
организационной культуры вызывает
все больший интерес
-
практическим запросом
- важностью обучения руководителей предприятий приемам и методам адекватного воздействия на подчиненных в процессе управления персоналом, коррекция взглядов и представлений самих руководителей на ведение современного бизнеса.
Актуальность проблемы
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Газпромнефть», основным видом деятельности которого является поставка нефтегазовой продукции в регион.
Предметом исследования является организационная культура ОАО «Газпромнефть».
Целью написания дипломной работы является разработка путей совершенствования организационной культуры, сложившейся в ОАО «Газпромнефть».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- на основании теоретического изучения литературных источников уточнить содержание организационной культуры, изучить отечественный и зарубежный опыт формирования и изменения культуры, выявить сущность и условия ее совершенствования;
-
исследовать составляющие
-
в ходе анализа текущего
- разработать программу, которая могла бы эффективно решать вопросы подобного рода;
-
предложить методы её
-
рассчитать социально-
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1) разработанный подход к совершенствованию организационной культуры позволяет привлечь внимание руководителей и сотрудников предприятий к социально-экономическим процессам, происходящим внутри коллектива предприятия, к конструктивному решению возникающих проблем;
2) выявленные затруднения в ходе практической реализации программы дали возможность выработать рекомендации по оптимальному управлению процессом в современных условиях России; рекомендации носят прогностический характер, позволяют анализировать и определять влияние организуемых процессов на результативность деятельности сотрудников предприятия;
3) использование разработанной программы совершенствования организационной культуры придает динамику процессу, повышает его эффективность.
Научная новизна исследования:
1.
Обосновано понятие
2. Разработана теоретическая модель организационной культуры предприятия в виде целостной системы, состоящей из семи основных элементов: удовлетворенность условиями труда, ответственность сотрудников, их информированность, осознание себя в организации, взаимоотношения с начальством и коллегами, морально-психологический климат в коллективе и мотивация сотрудников организации. Анализ этих элементов позволит получить полное представление о текущем состоянии организационной культуры на отдельно взятом предприятии.
3. Разработаны документы, адаптированные к практической деятельности предприятия и регламентирующие элементы организационной культуры: Профессиональный Стандарт поведения сотрудников «контактной зоны» и Кодекс деловой этики руководителей ОАО «Газпромнефть».
4.
Установлено, что программа
Глава
1. Теоретические основы
организационной культуры
1.1.
Сущность, основные
понятия и составляющие
организационной культуры
К
настоящему времени не выработано единой
трактовки понятия «
Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Вплоть до начала 1980 гг. ученые, занимавшиеся проблемами организации, не уделяли серьезного внимания концепции организационной культуры.1 По существу, это одна из немногих областей, в которой наука способна привести практикующих менеджеров к самостоятельному установлению критически важного фактора, оказывающего воздействие на организационные показатели деятельности. В большинстве случаев практика направляется исследованиями, а ученые фокусирует внимание главным образом на описании, объяснении и построении тех моделей самого явления организованности. Однако культура организаций продолжает оставаться той областью, где разработка концепций и научные изыскания воображают менеджеров ориентирами для поиска путей повышения эффективности своих организаций.
Причина,
по которой организационная
Существует,
конечно, много видов и уровней
культуры, воздействующей на поведение
индивидов и организаций. В самом
широком плане наивысшим
В менее широком плане существуют культуры подгрупп, определяемых по половому признаку, т.е. по различию видения мира мужчинами и женщинами, например у Дж. Мартина, или признаку расы, как в работе о различиях культур чернокожих и белых у Т. Кокса. Уместно вспомнить данные анализа индустриальных культур (например, работа Г.У. Гордона посвящена конкурентоспособности, историческому развитию, стержневой технологии и требованиям потребителей как фактором, воздействующим на культуры различных отраслей индустрии). Каждая культура обычно проявляется в уникальности языка, символике, нормах поведения и национальных чувствах.
Культура организации более узкая. На ее уровень и нацелена моя работа. Культура организации обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяется успех. Другими словами, все то, что определяет уникальность характера организации.
Внутренние структурные единицы организации, такие как функциональные подразделения, иерархические уровни, группы, тоже могут отличаться собственной уникальной культурой. Например, торможение процессов координации и интеграции или трудности в реализации организационных видов деятельности зачастую являются результатом столкновения различий культур структурных единиц. Так, во многих организациях нередко можно услышать о конфликтах маркетинговыми и производственными подразделениями, пренебрежительные замечания в адрес кучерявых работников отдела кадров. Одна из причин состоит в том, что каждая отдельная структурная единица зачастую разрабатывает собственное видение перспектив, накапливает свой набор ценностей, формирует свойственную только ей культуру. Нетрудно понять, как подобные культурные различия могут превращать организацию в нечто фрагментарное и делать невозможным достижение ею высоких уровней эффективности. Другими словами, чрезмерный акцент на культурных различиях подразделений может способствовать отчуждению и возникновению конфликтов.
При этом важно иметь в виду, что каждая структурная единица несет в себе и элементы культуры, типичные для организации в целом. Подобно программе, где каждый уникальный элемент изображения в дополнение к собственным характеристикам содержит характеристики целого образа, субкультуры подразделений также включает в себя стержневые элементы культуры организации в целом, одновременно обладая своими уникальными элементами. В основе всегда есть некая связующая сущность, ответственная за единение организации. По этой причине при оценке культуры организации можно держать в фокусе внимания либо организацию целиком как единицу анализа, либо рассматривать культуры различных ее единиц, выявлять общие доминирующие атрибуты подразделений, а затем их объединять. Подобная комбинация подходов может дать приближенную оценку общей организационной культуры.
Что касается типологии организационной культуры, то, как говорилось выше, в литературе на сей счет существует несколько подходов. Рассмотрим некоторые из них немного подробнее.
Типология Г. Хофстеда. Голландский ученый Г. Хофстед опросил более 160 000 менеджеров и сотрудников сначала в40, а затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководствам, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Анализируя результаты исследования, Г. Хофстед выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.
Информация о работе Совершенствования организационной культуры