Современные направления развития менеджмента на примере компании «Hewlett-Packard»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение современных направлений развитий менеджмента.
Задачи формируются в соответствии с основной целью и включает в себя:
- уяснение сущности и процесса менеджмента;
- освоение современной системы взглядов на менеджмент;
- изучение целей и задач в системе современного менеджмента;
- изучение современных концепций и развитие маркетингового подхода в менеджменте;
- освоение этапов эволюции компании;

Работа состоит из  1 файл

15. Цели и задачи в системе современного менеджмента курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Время, в которое  мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически  неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни  это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.

Такие изменения  в обществе, экономике, во всем нашем  жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Подобную ситуацию американцы, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции, определяют словом «вызов» (challenge). По их понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Для большинства  населения - это еще и работа. Умело  управлять в малом бизнесе - значит выжить, устоять, вырасти. Как это  сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.

Выбранная тема курсовой работы «Современные направления  развития менеджмента» довольно актуальна; Менеджмент как взаимозависимая  система управления направлена на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. У руководителей каждого уровня управления в пределах его компетенции должны быть сформулированы конкретные цели. В области инноваций акцент делается на завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выбор новой товарной ниши, создание определенного имиджа у товара. Производственные цели направлены на повышение производительности труда и эффективности. В финансовой сфере - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управление персоналом - обеспечение высокой мотивации персонала, формирование условий, необходимых для развития творческого потенциала работников. От того насколько правильно и четко сформулированы цели и задачи зависит успех компании в целом.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение современных направлений развитий менеджмента.

Задачи формируются  в соответствии с основной целью  и включает в себя:

- уяснение сущности и процесса менеджмента;

- освоение современной системы взглядов на менеджмент;

- изучение целей и задач в системе современного менеджмента;

- изучение современных концепций и развитие маркетингового подхода в менеджменте;

- освоение этапов эволюции компании;

А также рассмотрение данной темы на примере компании «Hewlett-Packard» (НР).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части - теоретической и практической, заключения и списка использованной литературы.

В теоретической  главе (Глава 1) курсовой работы прослеживается развитие темы «Современные направления развития менеджмента», подкрепленная обзором литературы.

Глава 1 называется «Система менеджмента на предприятии» и освещает следующие вопросы: 1. Сущность и процесс менеджмента, в том числе история менеджмента, развитие менеджмента, сам менеджмент, его сущность и процессы; 2. Современная система взглядов на менеджмент, включает в себя: современные подходы, взгляды на менеджмент, а также отличительные черты современного менеджмента; 3. Цели и задачи в системе современного менеджмента: понятие цели организации, характеристики целей, задачи в системе менеджмента; 4. Современные концепции и развитие маркетингового подхода в менеджменте; 5. Этапы эволюции компании, где рассматриваются параметры, характеризующие жизнь компании, и их зависимость от этапа своего развития.

Аналитическая глава курсовой работы содержится исследование проблемы, в частности «Современные направления развития менеджмента», основываясь на примере компании НР. Включает в себя: 1. Характеристика компании «Hewlett-Packard»; 2. История компании; 3. Принципы управления (внимание уделено целевому управлению); 4. Прогресс и прибыльность; 5.

«Hewlett-Packard» сегодня.

1. Система менеджмента  на предприятии

1.1 Сущность и процесс  менеджмента

Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале века Ф. Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 гг. - А. Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50 гг.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950_настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - «эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950_настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов  которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ менеджмента «цели человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал». [1].

К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы  научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

научный подход к выполнению каждого элемента работы;

научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

кооперация с  рабочими;

разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный  специалист в области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. [1].

Английское слово  «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями, отмечает Казанцев А.К.

В современной  теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой  и организацией в целом. Практически  все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.

Сущность и  содержание процесса управления проявляется  в его функциях. Управление - это  интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента.

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления и единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера как субъекта процесса управления. [2].

1.2 Современная система  взглядов на менеджмент

Эффективность и качество управленческого труда  определяется, прежде всего, обоснованностью  методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13_ти научных подходов:

Комплексный, Интеграционный, Маркетинговый, Функциональный, Динамический, Воспроизводственный, Процессный, Нормативный, Количественный, Административный, Поведенческий, Ситуационный, Системный.

Комплексный. При применение комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

Интеграционный. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

между стадиями жизненного цикла объекта управления;

между уровнями управления по вертикали;

между уровнями управления по горизонтали.

Термеэнтеграция - это углубление сотрудничества субъектов  управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления.

Маркетинговый. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:

повышение качеств  объекта в соответствии с нуждами  потребителя;

экономия ресурсов у потребителя за сет повышения  качества;

экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);

применение системы  менеджмента.

Функциональный. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Динамический. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный. Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный. Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.

Нормативный. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

целевой подсистемой;

функциональной  подсистемой;

обеспечивающие  подсистемы.

Информация о работе Современные направления развития менеджмента на примере компании «Hewlett-Packard»