Современные проблемы управления и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание

Управление – это организационное воздействие на последовательность выполнения определенных элементов работы и стадий изготовления продукции, основанное на разделении прав, полномочий и ответственности.
Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.doc

— 832.50 Кб (Скачать документ)

Очевидных примеров ошибочности  или слабости обоснований мер  макроэкономического регулирования можно привести множество, взяв их из текущей экономической действительности: они касаются предсказуемости тарифной, таможенной, налоговой, кредитной политики, управления внутренним и внешним долгом, прогнозирования инфляционных ожиданий, бюджетно-финансовой сбалансированности и устойчивости, механизмов инвестирования, статистической и бухгалтерской отчетности и т.д.

Если характеризовать  нынешнее состояние российской экономики  и социальной сферы, то не будет преувеличением сказать, что экономика и социальная структура сегодня явно не отвечает запросам общества. В процессе глобализации Россия вынуждена развиваться экономически, чтобы быть конкурентно способной на мировой арене. Однако, для того, чтобы предпринимать какие-либо действия сегодня по улучшению состояния российской экономики и улучшению жизни простого народа, следует рассмотреть существующие на данный момент проблемы в этих областях.

 

 

1.3. Современные проблемы управления предприятием

При переходе к рыночной экономике предприятия России столкнулись  с массой проблем, решить которые  все разом оказалось большинству  из них не под силу. Это привело  к сильнейшему спаду производства, экономическому, финансовому и управленческому кризису.

Вопрос о том, как  работать в условиях рынка, как управлять  предприятием и принимать решения, еще долгое время останется актуальным. Все дело в том, что отечественные  предприятия не имеют практически никакого опыта работы в рыночной экономике. Они не располагают достаточной информацией, не знают, какая информация им необходима, как ею пользоваться, как накапливать, обрабатывать и использовать полученные сведения в принятии управленческих решений.

Современное производственное предприятие представляет собой  сложный комплекс, динамизм и слаженность  работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая  система административных органов и управленческих структур, при помощи которой согласованно решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.

Глубокие изменения  в экономике России и все большая  ее интеграция в мировую экономику  ведут к тому, что прежние формы  управления все больше приходят в  несоответствие со складывающейся хозяйственной средой. Это обуславливается прежде всего необходимостью решения крупных системных проблем хозяйствования. К ним относятся: повышение конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях резкого старения основных производственных фондов и усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей; нехватка оборотных средств; несовершенство подготовки менеджеров к ведению экономики предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования и многое другое.

Решение этих проблем  требует больших финансовых и кадровых ресурсов. Кроме того, здесь действует еще временной фактор, поскольку, к примеру, перевооружение отраслей должно произойти в относительно короткие сроки.

Все это говорит о  том, что для их решения требуется  создание адекватных им методов и технологий управления. К примеру решение проблемы усиления отраслевой управляемости и повышение конкурентоспособности предприятий в условиях высокой конкуренции со стороны зарубежных производителей возможно за счет создания крупных корпораций, стратегических альянсов. И этот процесс в России набирает силу.

Созданы стратегические альянсы в оборонной, авиационной  и космической отраслях промышленности. Довольно значительное развитие получили холдинговые образования в нефтяной, металлургической и машиностроительной отраслях промышленности.

Но такое объединение  предполагает создание принципиально  нового менеджмента – корпоративного. Последнее основано на принципиально  иной идеологии. По сравнению с зарубежным этот тип управления для России является новым и еще не освоенным. Поэтому в его развитии важное значение приобретает решение двуединой задачи: с одной стороны, требуется освоение форм и методов корпоративного управления, которое уже длительное время применяется в зарубежных компаниях, а с другой стороны, необходимо адаптировать их к условиям и действительности хозяйственной среды в России. Этого можно достичь, если работа будет опираться на концепцию повышения эффективности, как в области общего управления, так и корпоративного.

 

 

1.4. Проблемы мотивации трудовой деятельности

1.4.1. Определение мотива и мотивации

Мотивация —  стимулирование к деятельности, процесс  побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Мотивы к труду появляются, когда в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, который соответствует потребностям человека. При этом мотивы деятельности человека могут быть экономическими и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека. Вторые, являясь косвенными, облегчают получение, как прямых материальных выгод, так и большего свободного времени и соответствующих духовных благ.

Мотивы труда  различаются:

   - по потребностям, вторые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности;

- по благам, которые требуются человеку для  удовлетворения своих нужд;

- по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.

Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Мотивы к  труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду.

Сами потребности  находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, очень часто противоречат друг другу. Они способны изменяться во времени, а также в зависимости от пола, возраста, социального положения и др., меняя направленность и характер действия мотивов. Все это влечет изменения в поведении человека и неожиданные его реакции на мотивирующие воздействия.

 

1.4.2. Основные проблемы мотивации

В последние  годы в нашей стране наблюдается  падение имиджа труда, особенно в  общественном производстве. Это привело  к тому, что большая часть населения, не имея реальной возможности приобретения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает уменьшить уровень собственных притязаний, ограничить свои потребности. Результатом является трудовая пассивность, а соответственно и пассивность потребительская.

Формой проявления трудовой пассивности стало снижение у многих интереса к повышению  квалификации и профессионального  мастерства.

Учеба и творчество утрачивают свои позиции. У некоторых  работников повысилась неудовлетворенность  трудом даже при росте заработной платы, поскольку усилилось ощущение несправедливости распределения.

Таким образом, состояние трудовой мотивации сегодня  характеризуется следующими признаками:

- общей трудовой  пассивностью;

- низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста;

- определением  социального статуса личности, как  правило, по нетрудовым критериям;

- желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей.

Низкая доля затрат на рабочую силу в общих производственных издержках предприятий на уровне 15—20% затрудняет высвобождение избыточного персонала на рынок труда, что осложняет процесс отраслевой реструктуризации и «перелива» труда между сферами хозяйственной деятельности. Покупательная способность рубля продолжает снижаться: рост потребительских цен опережает рост номинальной заработной платы, что, естественно, приводит к резкому снижению трудовой мотивации, производительности труда, поиску теневых источников дохода и другим негативным последствиям.

Низкая производительность труда делает воспроизводственный  процесс все более и более  трудозатратным, ориентированным на первоочередное применение физической силы вместо капиталоемких технологий, снижает мотивацию работодателя к инвестированию средств в человеческий капитал. В результате на рынке труда формируется самоподдерживающаяся устойчивая ситуация, когда заработная плата не выступает в качестве основного источника дохода подавляющей части работников и в ее изменении не заинтересованы ни они, ни работодатели. Спад объемов производства и нежелание расставаться с квалифицированным персоналом в надежде на улучшение рыночной конъюнктуры вынуждают руководство предприятий применять политику сокращения расходов на оплату труда посредством неполного рабочего времени и вынужденных отпусков с полным или частичным сохранением заработка.

Другим инструментом воздействия государства на рынок  труда является тарифное регулирование  заработной платы. Необходима корректировка  не только МРОТ, но и различий в оплате труда отдельных тарифных разрядов. Единая тарифная ставка оплаты работ определенного уровня сложности и квалификации с коллективными формами поощрения не учитывает главного фактора выхода из кризиса — опоры на индивидуальные способности людей, результаты и достижения в работе.

Отсутствие  промышленной и инвестиционной политики на федеральном уровне, дефицит бюджета и нарастание социальных проблем приводят к созданию рабочих мест преимущественно за счет собственных средств предприятий, региональных бюджетов и, если удается, за счет кредитов и заемных средств.

Старое оборудование, отсутствие средств на его замену и модернизацию ориентируют на ручной труд, неизбежное ухудшение качества продукции, снижение заинтересованности предпринимателя в повышении уровня квалификации своих работников, консервируют техническую и кадровую отсталость отраслей экономики.

Несмотря  на многочисленные рекламации, смена  поставщиков происходит редко, и  результаты низкого качества продукции  перекладываются на потребителя. В силу этих обстоятельств неизбежен скорый спад физических объемов производства, если не интенсифицировать процесс обновления основных фондов налоговой, денежно-кредитной и другими государственными политиками.

 

1.5. Проблемы общения

Большинство людей, достигших  успеха и жизненного благополучия, интуитивно понимает, насколько большую  роль в их жизни и карьере играют другие люди. Каждый человек—это шанс. В мире бизнеса эта концепция  называется системой деловых связей. Ее смысл заключается в следующем: чем больше у вас знакомых, тем значительнее ваши шансы наладить бизнес. Без преувеличения можно сказать, что люди являются наиценнейшим богатством. Человеческие взаимоотношения занимают центральное место, и тот, кто достигает успеха в различных сферах жизни, всегда строит прочные отношения с окружающими. Человек чувствует себя уверенно и получает психоэнергетическую поддержку, прежде всего от «своего» круга общения: от своих друзей и близких, своих коллег, своих земляков и т. д.

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный  и весьма многоплановый процесс  установления и развития контактов  и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [2]. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Одной из основных проблем  общения являются конфликты. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, потребностей, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Конфликты представляют собой эскалацию каждодневного соперничества во всех сферах жизни, нарушают собственное спокойствие и спокойствие окружающих людей.

Чаще всего людям  очень сложно изменить свою точку  зрения, причина в том, что каждый человек уверен в своей правоте. Лишь некоторым людям удается  избежать конфликтной ситуации. Когда человек воспринимает конфликт как угрозу его эго, возникает ответная реакция – защищаться или атаковать. Страх поражения берет верх над разумом.

Проблемой конфликта  является не имеющееся разногласие, а тот способ, которым с ним обращаются. Когда человек сталкивается с разногласием, первой реакцией становится желание возразить. Однако спор как способ изменения чужих мыслей сильно переоценивают.

Взаимоотношения – это  двустороннее движение, а люди порой  оказываются порой настолько заинтересованными в изменении другого человека, что не замечают того, что их поведение тоже является частью проблемы.

1.6. Пути решения проблем управления

Решение – это волевое  воздействие человека на объект управления для разрешения проблем, выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем. Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть стратегическим, если проблема текущая, краткосрочная, то и решение должно быть аналогичным. 

Информация о работе Современные проблемы управления и пути их решения