Современные российские тенденции управления социального развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ современных тенденций управления в сфере социального развития организации.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические источники по исследуемой теме;
Изучить сущность, роль, цели, задачи и функции социальной политики организации;
Выявить факторы, воздействующие на эффективность проведения социальной политики организации;
Проанализировать текущее состояние социальной политики в г.Новосибирске на примере малых и средних предприятий;
Выявить тенденции, проблемные сферы и предложить пути решения проблем.

Содержание

Введение 3

1. Теоретический аспект понятия социальное управление организации 4

1.1 Социальная среда организации и ее факторы воздействия 4

1.2. Характерные черты социального управления организацией 10

2. Исследование тенденций развития системы управления социального развития в организациях г.Новосибирска 18

2.1. Общие сведения об объекте исследования 18

2.2. Характеристика системы управления социального развития в организациях города Новосибирска 23

2.3. Рекомендации по усовершенствованию системы управления социального развития в организациях г.Новосибирска 26

Заключение 27

Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 172.46 Кб (Скачать документ)

        Указанные  гарантии  реализуются  при  прямом участии организации.

       Денежные  выплаты, как  правило,  производятся  из  средств  организации,  их размеры ориентированы  на  среднюю  зарплату  или  долю  минимальной  оплаты труда. Система социальной  защиты  должна  страховать  работников  от  риска оказаться в затруднительном материальном  положении  из-за  болезни,  утраты трудоспособности  или  безработицы,  придавать  им  уверенность  в  надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

         Социально-психологический климат  – это суммарный эффект от  воздействия многих  факторов,  влияющих  на  персонал  организации.  Он  проявляется в трудовой  мотивации,  общении  работников,  их  межличностных  и   групповых связях.  Нормальная  атмосфера  этих  отношений  дает  возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес  к работе и  необходимый  психологический  настрой,  побуждает  к  справедливой оценке достижений и неудач как собственных,  так  и  коллег,  организации  в целом.

        В структуре  социально-психологического    климата     коллектива взаимодействуют  три  основных  компонента:  психологическая   совместимость работников,  их  социальный  оптимизм,   нравственная   воспитанность.   Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения,  интеллекта,  воли и  эмоций  личности,  во  многом  определяющих  ее  стремление  к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и  сплоченности  с  другими.

        Выражая отношение  работников к совместному делу  и  друг  другу,  социально-психологическая  атмосфера выдвигает на передний план такие  мотивы,  которые не  менее  действенны,  чем  материальное  вознаграждение  и   экономическая  выгода, стимулируют работника, вызывают  у  него  напряжение  сил  или  спад энергии, трудовой  энтузиазм  или  апатию,  заинтересованность  в  деле  или безразличие.

         Материальное  вознаграждение   труда   выступает   узловым    пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы  на рабочую  силу,  компенсация  трудовых  затрат  работников,  их  общественный статус  и  вместе  с тем семейные бюджеты,   удовлетворение   насущных потребностей людей в жизненных благах.

         Оплата  труда должна основываться на  социальном минимуме – на том,  что необходимо  для  поддержания   достойного  уровня  жизни   и   воспроизводства работоспособности человека, получения им  средств  существования  не  только для себя, но и для своей семьи. Заработная плата  в  индустриально  развитых странах составляет примерно две трети общих денежных  доходов  населения.  В Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии  студентов и  учащихся  образовательных  учреждений,  пособия  на  детей  и  уходу   за ребенком,   стоимость   натуральных    продуктов    подсобного хозяйства, используемых  на  личное  потребление,  а  также  доходы  от  собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства  на  рынке  и  предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.

        Расходную часть семейного, по преимуществу  потребительского,  бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов  и внесение  различных  взносов (в том числе проценты за  кредиты),  на  покупку  товаров  краткосрочного  и длительного  пользования  –  продуктов  питания,  одежды, обуви,  предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату  жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных  услуг.  Баланс  расходной  и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых  семьей  в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на  одного  человека.

        Среднедушевой доход и соответствующие  расходы  отражают  степень  семейного достатка, качество и уровень ее жизни.

        Внерабочее  время образует еще одну группу  факторов  социальной  среды организации.  С  ними  связаны   устройство   домашнего   быта   работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.

        Временной ресурс работающего человека распадается  в  будний  день  на рабочее  время (продолжительность рабочего дня в разных странах  неодинакова, разнится она также по отраслям хозяйства  и профессиям) и внерабочее время  в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время  включает  затрату 9-9,5 часов  на  удовлетворение  естественных  физиологических  потребностей человека  (сон,  личная  гигиена,  прием  пищи  и  т.п.).  Оставшееся  время занимают передвижение на работу  и  обратно,  ведение  домашнего  хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время – досуг.

        Очевидно,  что  изменение  продолжительности   любого   из   названных временных  отрезков  автоматически  приводит  к  удлинению  или   сокращению других. Потому-то  так  актуальны  в  плане  социального  развития  проблемы продолжительности   рабочего   дня,   жилищного    строительства,    выпуска производительной,  удобной,  доступной  по  цене   электробытовой   техники, организации работы пассажирского транспорта, торговых  предприятий  и  служб по  оказанию  услуг  населению.  В этом  заключен  значительный  социальный резерв, в том числе для увеличения продолжительности свободного времени.

        Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека-труженика. Величина, структура, содержание, культура использования  свободного  времени влияют  на  гуманистическую  наполненность  образа   жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности.

1.2. Характерные черты  социального управления  организацией

 

       Социальная  среда организации органически  связана с технической, экономической, гуманитарной составляющими развития общества, в котором она функционирует  и развивается.

        

      

        

      

      

      

        
 

      

      

      

        

      

        

      

      

      Рис. 1. Современные условия труда, влияющие на социальное развитие организации

      Социальное  развитие организации означает изменения  к лучшему в ее социальной среде  – в  материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в  которых работники организации  трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ,  складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Соответственно этому социальное развитие должно направляться на решение первоочередных задач. Эти задачи сводятся к следующему (табл. 1).

      Таблица 1

      Задачи  социального развития организации

    п/п

    Содержание задач
    1. Совершенствование социальной структуры персонала, его  демографического и профессионально-квалификационного состава, численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня
    2. Улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и  обеспечения безопасности работников
    3. Материальное и  морально-нравственное стимулирование эффективного труда, инициативного и творческого отношения к работе, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности
    4. Создание и поддержание  в коллективе здоровой социально-психологической  атмосферы, оптимальных межличностных  и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию  интеллектуального и нравственного  потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом
    5. Обеспечение социального  страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских  прав
    6. Рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье  и бытовом устройстве, продуктах  питания, промышленных товарах и  разнообразных услугах, полноценное использование досуга
 

      Социальное  управление по своему назначению ориентируется  исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.

      Управление  социальным развитием организации  есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного политического  расчета и выверенных социальных нормативов (рис. 2).

Рис. 2. Современные модели управления

      Управление  социальным развитием представляет собой организационный механизм планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, которая формируется под воздействием многообразных факторов (рис. 3).

Рис. 3. Факторы, формирующие социальную среду организации

      Социальные  факторы, применительно к организации, выражают содержание изменений в условиях, образующих ее социальную среду, и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

      Организации в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и др. могут располагать как собственной инфраструктурой, так и осуществлять кооперацию с другими организациями и муниципальными органами. Но в любом случае забота о социальной инфраструктуре является важнейшим условием по управлению социальным развитием организации (рис. 4).

Рис. 4. Социальная инфраструктура организации

      Проведение  работы по созданию социальной  инфраструктуры организации и ее развитию требует координации. Поэтому в организации создаются специальные социальные службы, которые могут иметь самые различные формы в зависимости от особенностей организации.

      Новый подход к управлению все более  базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, интересами организации.

      Существуют  понятия «человек», «индивидуальность», «личность». Все они относятся  к тому, кто непосредственно связан с деятельностью. Между этими  понятиями существует общность, но, вместе с тем, это совершенно различные понятия (рис. 5).

Рис. 5. Сочетание понятий «человек», «личность», «индивидуальность»

      Следует также различать понятия «Индивидуальность» и «Индивид». Если индивидуальность – это набор определенных качеств, сформировавшихся в процессе общения человека и его жизненного опыта, характеризующих личность, то индивид – носитель этих качеств.

      Человек – социальное существо, что выражается в проявлении его личности. Он обладает неповторимыми качествами и свойствами, своим воззрением на окружающий мир и царящими в нем отношениями. Поэтому в практике управления необходимо учитывать индивидуальность каждого отдельного работника с тем, чтобы наиболее полно использовать его потенциальные возможности (рис. 6).

Рис. 6. Графическое представление темперамента личности

      Знание  возможной реакции индивида (исходя из его темперамента) позволяет руководителю опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные.

      Личность  не может находиться вне общества, коллектива, группы, она утверждается в группе, реализуется. Процесс адаптации  индивида к социальной среде называется социализацией личности. Социализация – это процесс становления личности при помощи общения и усвоения индивидом норм, ценностей, установок, присущих данному коллективу, группе, обществу (рис.7).

 

      

Рис. 7. Процесс становления  социализации личности

      Индивид, начиная свою трудовую деятельность, одновременно вступает в трудовые отношения (рис.8)

Рис. 8. Субъекты трудовых отношений

      Это означает новый этап и «перелом»  в отношениях. Если раньше в его  жизни были, в основном, только внутренние отношения (семья), то сейчас наступает  период, когда требуется изменить свое поведенческое отношение к  окружающей среде. Появляются новые  субъекты отношений, формирующих его  социальное поведение в трудовом коллективе.

      Эффективность системы управления персоналом в  значительной мере зависит от характера  отношений между работодателями и работниками. Рыночные отношения предполагают прежде всего юридическую независимость субъектов-собственников и собственников рабочей силы, формирования между ними отношений партнерства, признания и уважения интересов, утверждения социальной справедливости и социального мира в организации (рис. 9). 

Информация о работе Современные российские тенденции управления социального развития организации