Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:36, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать и сравнить
развитие менеджмента В России и США.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента в России и США.
2. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления в России и США.
3. Определить различия и сходства менеджмента в России и США.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Менеджмен в России………………………………………………………....4
1.1 История развития менеджмента в России……………..………………….4
1.2 Современная модель менеджмента в России…………………………………………………………………….……..9
2. Американский менеджмент……………………………………………….……………………18
2.1 История развития менеджмента в США……………………………………………………………………….……18
2.2 Современная модель менеджмента в США………………………..…….22
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемых источников……………………………………….…..31
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по менеджменту
на тему:
«Сравнительная
характеристика Российского
и Американского
менеджмента»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………
1.Менеджмен в России………………………………………………………...
1.1 История развития
менеджмента в России……………..………
1.2 Современная
модель менеджмента в России………
2. Американский
менеджмент……………………………………………….…
2.1 История развития
менеджмента в США………………………………………………………………………
2.2 Современная модель менеджмента в США………………………..…….22
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………….…..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
Постоянное соперничество России и США. Космические полёты, гонки вооружений и всяческие способы превзойти друг друга. В этой работе я проанализирую менеджмент России и США .
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать и сравнить
развитие менеджмента В России и США.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.
Выявить основные стадии
2.
Рассмотреть возникновение,
3. Определить различия и сходства менеджмента в России и США.
Объектом данной курсовой работы является изучение развития менеджмента России и США.
Предметами же являются основные этапы развития науки в целом, а в частности этапы развития этой науки в России и США.
Тема
данной курсовой работы раскрыта в
полной мере в научных трудах таких,
как: «История менеджмента» Семёновой
И.И; «История развития концепций менеджмента»
Белоусова В.М.
1.Менеджмент в России
1.1 История развития менеджмента в России
Зарождение менеджмента в России. Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.
В
начале 20 века в России аграрное население
преобладало над
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме, как удалось выяснить И. А. Голосенко, появились в 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». Пик интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта, Гантта, Пиркгорста и др.
Венцом
легитимизации идей Тейлора в
России следует считать 1913г., когда
появился первый в мире тейлористский
журнал «Фабрично – заводское
дело», где систематизировалась
самая разнообразная информация
о создателе «научного
Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря - ее сторонников и противников.
Критиков
тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский,
Алексинский) можно назвать приверженцами
популистской ориентации. Они полагали,
что в России при низком уровне
организации производства и жизни
населения, произволе предпринимателей
и отсутствии законодательных гарантий
внедрение системы Тейлора
Отношение Ленина к Тейлору – беспрецедентный случай в истории. До 1917г. он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла революция, большевики взяли власть. Главная их задача – доказать преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.
Сторонники технократической ориентации, в их числе Поляков, Сарровский, Железнов, Озеров видели в этой системе символ научно технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления, и бескультурье как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.
Проблемами организации труда Л. Крживицкий начал заниматься в начале 20 века и независимо от Тейлора. Он разработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить карту «размещения в обществе способностей». На рубеже 20 века усиливается интерес к социальным прогнозам и социальной организации.
Таким образом, теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. 1
Формирование
отечественной науки управления
и организации труда
Если антитейлористы умалчивали о достижениях западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много среди инженеров технических специалистов, напротив, превозносили американские и европейские методы НОТ.
К «богдановщине», как называли антитейлоровское течение, примыкали тогда известные нотовцы Лавров, Есьманский, Кан, Ерманский. Распространенным течением был и «файолизм», в котором технико – экономические, организационные стороны производства заслонялись личным началом руководителя.
Длительная дискуссия вокруг тейлоризма касалась так же вопросов производительности труда. Доказывая необоснованность попыток планировать заведомо низкие темпы роста экономики, А. К. Гастев проявил себя принципиальным защитником повышения интенсивности труда. 3 Многие в то время считали возможным достижение высокой производительности труда без его интенсификации, полагая, что у классового врага следует перенимать лишь теоретические достижения, учиться же у буржуазии дисциплине труда, его рациональной организации не только бесполезно, но и, якобы, вредно. Ленин назвал подобные утверждения предрассудками, облеченными в научную форму. Но тот же Ленин решительно критиковал тектологию Богданова за приверженность субъективному идеализму.
Отсутствие однозначного отношения к зарубежным теориям, дискуссии вокруг системы Тейлора - все это и многое другое свидетельствует о переходности данного периода.
Перед II Всероссийской конференцией НОТ (1924г.) четко выявились две теоретические группы – «группа 17-ти» (Керженцев, Бурдянский и др.) и «цитовцы» (Гастев, Гольцман и др.), основные различия заключались в том, что первые в центр внимания ставили вовлечение масс в работу НОТ, а вторые, по мнению их противников, замыкались в узких лабораторных рамках, сводя всю практику НОТ к деятельности сотрудников научных институтов труда.
20-е
годы – это, пожалуй, самый
интересный и плодотворный
Таким образом, можно говорить о том, что зарождение науки управления приобрело в 20-е годы широкий общественно – политический резонанс.
Важнейшим
фактором, влияющим на специфику менеджмента,
является менталитет нации. В настоящее
время в выдвигаемых основных
концепциях формирования российского
менеджмента ментальности придается
различное значение. Переход к
рынку выдвинул задачу формирования
российского менеджмента. Его становление
зависит, во-первых, от уровня развития
товарного производства. Менеджмент
как форма управления имманентно
присуща товарному
Исходит
из полного учета особенностей российской
ментальности с использованием аспектов
мирового опыта управления. При этом
невозможно ни слепое копирование западного
и восточного опыта, ни полное отрицание
достижений западной и восточной
школы менеджмента. И первое, и
второе одинаково неприменимо. Необходимо
отметить, что еще А.Маршалл утверждал,
что: “ Экономическая наука это
не совокупность конкретной истины, а
лишь орудие для открытия конкретной
истины”. На наш взгляд это высказывание
полностью можно перенести и
на науку менеджмент. Поэтому, российский
менеджмент должен иметь свое специфическое
содержание, формы и методы управления,
соответствующие специфике
Информация о работе Сравнительная характеристика Российского и Американского менеджмента