Сравнительный анализ теории-мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена и тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного применения мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки повышения эффективности управления персонала. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является предприятие, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности.

Содержание

Введение ________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие мотивации ________________________________ 6
Генезис теории мотивации _____________________________ 6
Понятие мотивации ___________________________________ 8
Мотивационный процесс _______________________________ 11
Глава 2. Сравнительный анализ теорий мотивации ______________ 15
2.1. Сравнительный анализ содержательных теорий ____________ 15
2.2. Сравнительный анализ процессуальных теорий _____________ 28
Глава 3. Предложения по применению подходов к мотивированию в современных условиях _____________________________________ 43
3.1. Основные методы стимулирования труда персонала на современном этапе ____________________________________________________ 43
3.2. Рекомендации по применению подходов к мотивированию в современных условиях ______________________________________ 44

Заключении _______________________________________________ 50
Список литературы _________________________________________ 53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 691.74 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Может быть так, что человек, очень высоко смотивированный на выполнение своей работы, дает результаты худшие, чем человек менее мотивированный, либо даже слабо мотивированный. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов, таких, например, как квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения, удачливость и т.п.

Разрыв  между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного работника и как  его вознаграждать? Если вознаграждать  только по результатам труда, то тогда  можно демотивировать работника, получившего  низкий результат, но старавшегося и  затрачивавшего большие усилия. С  другой стороны, если вознаграждать  работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов  его труда, то можно вызвать ухудшение  результатов работы менее мотивированных, но производительных работников. По-видимому, решение данной проблемы носит ситуационный характер. И менеджеры должны знать  и помнить о том, что в руководимом  ими коллективе данная проблема может  возникать и ее решение не является столь очевидным и легким.

 

 

    1. Мотивационный процесс

 

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести  следующих одна задругой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит  достаточно условный характер, так  как в реальной жизни нет столь  четкого разграничения стадий и  нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается  процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна нижеприводимая модель (рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Схема мотивационного процесса

Рассмотрим  подробнее стадии мотивационного процесса.

Первая  стадия - возникновение  потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

- физиологические;

- психологические;

- социальные.

Вторая  стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья  стадия - определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

- что я должен получить, чтобы устранить потребность;

- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

 Четвертая  стадия - осуществления действия. На этом этапе человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данном этапе выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая  стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Заметим, что даже знание логики процесса мотивации  сполна не обеспечивает решающих преимуществ  в управлении данным процессом.

Значительным  фактором является то, что мотивационный  процесс изменчив, а его характер зависит от того, какие потребности  его инициируют. При всем том, сами потребности находятся между  собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча  друг другу либо, напротив, усиливая действия отдельных потребностей.

Еще один важный фактор, делающий мотивационный  процесс каждого конкретного  человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных  людей, разная степень воздействия  на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних  мотивов от других. У одних людей  стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному  действовать на поведение людей. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Благоприятные оценки проделанной  работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает  стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует  установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых  оправдывается его ожидание справедливого  вознаграждения. Одновременно он, безусловно, избегает таких действий, которые  могут завершиться неприятными последствиям, [9, с. 15].

 

 

Глава 2. Сравнительный анализ теорий мотивации

2.1. Сравнительный анализ содержательных  теорий

 

Содержательные  теории мотивации базируются  на изучении  потребностей  человека,  которые  и  являются основными  мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам  такого  подхода  можно  отнести   американских  психологов  Абрахама  Маслоу,  Фредерика  Герцберга  и  Дэвида  Мак-Клелланда, а также К. Альдерфера.

Зародились  содержательные теории в начале XX в. и связаны с представителями  илы научного менеджмента, такими, как  Фредерик У. Тейлор, который предложил  модель прогрессивной заработной платы  для мотивации работников.

Содержательные  теории считаются “статичными”, поскольку  они единовременно учитывают  всего один или несколько факторов и ориентированы либо на прошлое, либо на настоящее. Поэтому они не всегда могут предсказать мотивацию  к труду или поведение; тем  не менее эти теории важны для  понимания того, что же мотивирует людей к трудовой деятельности. Теории трудовой мотивации пытаются определить, что же все-таки конкретно стимулирует  людей к труду. Рассмотрим подробнее  эти теории.

К числу  основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная  А. Маслоу.

Поведение личности обычно направляется его наиболее сильной в данный момент потребностью. Это заставляет нас действовать  таким образом, чтобы удовлетворить  потребность. Потребности можно  группировать по-разному. А. Маслоу создал пятиступенчатую иерархическую  модель. Он выделяет пять основных типов  мотивирующих потребностей (в порядке  возрастания): физиологические, потребности  в безопасности, отношения принадлежности, потребность в самоуважении, потребности в самовыражении.

Физиологические потребности. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом его оплата и условия.

Потребности в безопасности. Под ними имеются ввиду и физическая (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте), и экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни). Эти потребности актуализируются и выходят на первый план, как только удовлетворяются физиологические потребности человека. Удовлетворение потребностей в безопасности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасности, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и (или) сохранение профсоюзов, социальное страхование по старости и на случай утраты трудоспособности, выходное пособие и т.п.

Социальные потребности. Они ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе и принятие ею. Они актуализируются и приобретают ведущую поведенческую значимость после того, как удовлетворятся физиологические потребности и потребности в безопасности. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравится другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнёрства.

Потребности в уважении (личностные потребности). К ним относятся потребности как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Самоуважение обычно формируется при достижении цели, кроме того, оно связано с наличием самостоятельности и независимости. Потребность в уважении со стороны других людей ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе и т.д.

Потребности в самореализации (самовыражении). Они включают  в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические и т.п. потребности. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности. Первые четыре уровня потребностей обычно называют потребностями дефицита, поскольку степень их удовлетворения имеет предел. Пятый вид потребностей составляют потребности в самореализации – это потребности роста, который может быть безграничным, [13, с. 57].

Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды (рис. 2.1), в основании  которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

А. Маслоу утверждает, что наиболее сильная  потребность определяет поведение  до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не определяет поведение, т.е. не действует  как фактор мотивации.

Потребности удовлетворяются в определенном порядке.Первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого  активизируются более высокие стремления.

Физиологические потребности и потребность в  безопасности - это первичные потребности, которые должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня смогут определять поведение.

Например, усиление чувства голода ставит потребность  в пище на центральное место в  поведении человека, отодвигая в  сторону другие. По мнению А. Маслоу, если существуют две одинаково сильные  потребности, то доминирует потребность  более низкого уровня.

Таким образом, условия и ситуация со своей стороны  определяют, какие потребности будут  доминировать. Потребности, связанные  с уважением личности, являются индивидуальными. Следовательно, в одной и той  же ситуации у разных людей могут  существовать разные потребности, а  изменение ситуации влечет за собой  изменение потребностей одного человека.                

Модель иерархии Маслоу очень  показательно описывает те изменения, которые произошли в нашей  стране после развала СССР. Сегодня  для многих категорий работников (например, для невостребованных научных сотрудников и инженерного персонала) не актуальны не только потребность в самовыражении и в уважении, но и потребность принадлежности к определенной группе (научное сообщество и т.п.) и, даже, в безопасности ( отсутствие уверенности в завтрашнем дне отступает на второй план при решении проблем сегодняшнего выживания). Понаблюдайте, сколько бывших научных сотрудников и инженерного персонала стоят сегодня на базарах и в переходах. А каких-то десять лет назад эти люди ощущали потребности самого высокого уровня, для них была чрезвычайно важна оценка коллектива и руководства, личный и карьерный рост. И даже такие, вызывающие сегодня улыбку мероприятия, как награждение почетной грамотой или водружение на доску почета были довольно мощными мотивационными мерами.

Американский психолог Фредерик Герцберг на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах сформулировал двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция.

Интервьюируемых просили  описать ситуации, в которых они  чувствовали удовлетворенность  или, наоборот, неудовлетворенность  работой. Ответы опрашиваемых были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. Один характеризует связь между факторами и уровнем неудовлетворенности работников, а другой - между факторами и уровнем удовлетворенности. Причем факторы в обоих случаях – разные. Первую группу факторов Герцберг назвал факторами контекста, или гигиеническими факторами, а вторую - мотиваторами.

Информация о работе Сравнительный анализ теории-мотивации