Стилевые образы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть стилевые образы организации с точки зрения стратегического менеджмента, описать структуру типов организация и дать их характеристики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Стилевые образы (типы) организаций по взаимодействию с внешней средой

1.1. Механистический образ организации

1.2. Органический образ организации

2. Стилевые образы организаций по взаимодействию подразделений

2.1 Традиционная организация

2.2. Дивизиональная организация

2.3. Матричная организация

3. Стилевые образы организаций по взаимодействию с человеком

3.1 Корпоративная организация

3.2 Индивидуалистская организация

4. Новое в стилевых образах организации

4.1. Эдхократическая организация

4.2 Многомерная организация

4.3. Партисипативная организация

4.4. Предпринимательская организация

4.5. Организация, ориентированная на рынок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Менеджмент-Стилевые образы организации.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)

    Основными преимуществами многомерных организаций  Р.Акофф считает следующие:

  • отсутствует       необходимость       в       проведении       каких-либо 
    реорганизаций с целью изменения  приоритетности критериев, 
    используемых при  проектировании  работ,  акценты  могут быть 
    изменены   путем   перераспределения   ресурсов   руководством 
    организации;
  • подразделения       можно       создавать,       ликвидировать      или 
    модифицировать  без  серьезных  изменений  положения других 
    подразделений. Чем больше частей организации контактируют с 
    "многомерной"   группой,   тем   меньше   воздействуют   на   нее 
    изменения в этих частях;
  • создается       максимально       благоприятная       ситуация      для 
    делегирования   полномочий   при   том,   что   роль   руководства 
    организации остается ведущей;
  • к       каждому       многомерному       образованию       применяется 
    унифицированная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера 
    эффективности    -    получаемая    прибыль,    что    предотвращает 
    выполнение псевдоработы  и  возникновение элементов плохой 
    бюрократии.     При     этом     прибыль,     рассматриваемая     как 
    необходимое     условие     развития      бизнеса,      не     является 
    единственным мерилом успеха. Преобладающей целью выступает 
    развитие многомерной организации и ее членов.
 

    4.3. Партисипативная  организация

    Несмотря  на многие преимущества многомерной  организации, тем не менее даже с  ее помощью бывает трудно создать  такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала бы их деятельность. Ряд специалистов считает, что данная проблема более успешно решается, если членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся их работы. Последнее уточнение является принципиальным и отличает в корне организации, построенные на "участии работников в управлении", или т.н. партисипативные организации, от организаций, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации. Наглядным примером такого подхода явилось введение в период перестройки на предприятиях бывшего СССР выборности руководителей и создание на них советов трудовых коллективов,    поставленных    волею    закона    над    руководством    и призванных демократизировать управление предприятием. Лежащее     в     основе     партисипативной     организации     участие работников всех уровней в управлении предполагает:

  • участие в принятии решений',
  • участие в установлении целей',
  • участие в решении проблем.

    Степень и формы участия в управлении наполняют партисипативность определенным содержанием. Различается три степени  участия:

    • выдвижение предложений;
    • выработка альтернативы;
    • выбор окончательного решения.

    Первая  степень - выдвижение предложений - не требует введения структурных и  других изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем. Такой подход все  еще широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.

    Принципиальное  отличие модели партисипативной  организации от традиционной и с  делегированием прав приводится на рис. 2. 
 
 
 
 

                    ТРАДИЦИОННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ      
           
               
               Руководитель  принимает решение  
               
           
               
                 
               
           
               
              Подчиненный выполняет решение  
               
           
               
                 
               
               
                    УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ      
           
               
              Вклад руководителя  
               
           
               
                
               
           
               
               РЕШЕНИЕ  
               
           
               
                 
               
           
               
              Вклад подчиненного  
               
           
               
                 
               
                           
                    ДЕЛЕГИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ      
           
               
               Руководитель определяет условия  
               
           
               
                 
               
           
               
              Подчиненный принимает и выполняет решения  
               
           
               
                 
               

    Рис. 2.   Различия в принятии решений в традиционной, партисипативной и делегирующей организации

    Вторая  степень - разработка альтернатив - требует  уже появления в организации  специальных структур, которые могли  бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов  или комиссий, которым поручается выполнять данную работу. Примером таких образований могут быть так называемые хозрасчетные или конфликтные комиссии - на российских предприятиях, комитеты по набору кадров в рабочие группы - на американских предприятиях/ кружки качества - на японских предприятиях.

    Третья  степень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме работы специальных советов  научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения  таких советов нередко бывают обязательными для тех руководителей, при которых они создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии в организации (рис.3).

    Советы  имеют следующие функции:

  • несут      ответственность      за       координацию      деятельности 
    подразделений,     подчиненных     руководителю,     к     которому 
    относится этот совет;
  • отвечают      за      интеграцию      деятельности      подразделении, 
    представленных   в   нем,   с   деятельностью   одного   или   двух 
    вышестоящих     уровней     управления     и     одного     или     двух 
    нижестоящих       (обычно       руководитель       каждого       уровня 
    представительствует   помимо   "своего"   совета   еще   в   двух 
    "нижнем" и "верхнем");
  • определяют политику (правила и процедуры)  подчиненных  им 
    поразделений, совместимую с двумя другими уровнями.

    Важно отметить, что советы не принимают  решения за подотчетные им подразделения, они принимают решения только относительно процессов, происходящих на их уровне.

    Некоторым советам поручается оценка и одобрение  деятельности подотчетного им руководителя. Однако право уволить остается за вышестоящим руководством. Таким  образом, каждый отдельный руководитель получает поддержку как сверху, так  и снизу.

    Описанные условия придают структуре организации демократический характер: каждое лицо в организации, которое имеет власть над другими, подотчетно их совместному контролю. Это предотвращает произвол по отношению к любому члену организации со стороны любого вышестоящего лица.

    Партисипативные организации имеют и другие важные преимущества. При правильно организованной работе участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Рассматривается  большее количество альтернатив, привносится  больше опыта в обсуждение, богаче становится оценка внешней среды. Участие развивает творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом. Развивая систему коммуникаций в организации, участие в управлении открывает коммуникационную систему снизу и ослабляет, тем самым, давление на руководителя со стороны подчиненных. У работников появляется чувство собственника, повышается мотивация деятельности, они лучше выполняют принимаемые ими же решения. Создается атмосфера групповой совместной работы, значительно улучшающая мораль и производительность.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

    Работники

    

    Работники

 

                                         
 
 

    КК - Кружок качества

    Рис. 3. Принципиальная схема  структуры партисипативной  организации 

    Однако  же при неправильном проектировании партисипативные организации сталкиваются с рядом проблем. Так, несовместимость иерархии и демократии, заложенная в мышлении человека, может постоянно возвращать его к допущению, что власть всегда идет в одном направлении. В таком случае трудно спроектировать демократическую организацию, в которой сохраняется иерархия. В результате происходит уклон либо в сторону неэффективности советов, либо они начинают вмешиваться в дела подотчетных им руководителей и подразделений. Практика участия показывает, что сильно развитые индивидуалистские начала в человеке вступают в противоречие с давлением коллег, которое оказывается ими на каждого отдельного участника. Возникает эффект "коллективной эксплуатации", грозящей при определенных обстоятельствах стать более жесткой, чем "начальственная эксплуатация". Коллективный контроль действий руководителя развивает у него популистские ^ качества, а у "контролеров" - коллективный эгоизм, имеющий разрушительные последствия для предприятий. Нередко в связи с приходом нового руководителя, обладающего своим стилем управления, своим видением ситуации, возникает необходимость реформирования партисипативных структур. Однако это может оказаться сверхсложной задачей, так как партисипативные структуры трудно перестраивать. На эффективность структур с участием работников в управлении существенное влияние оказывает поддержание баланса в назначаемости сверху и выборности снизу членов советов.

    Партисипативные типы структур используются в различного рода организациях независимо от их размера  и отраслевой принадлежности. Они, как и многомерные, могут распространяться только на часть или отдельный уровень в организации. Их внедрение может проводиться как сверху, так и снизу путем постепенного и последовательного охвата одного уровня за другим. 

    4.4. Предпринимательская организация

    Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем  окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление этих организаций было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требовала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И, наконец, предпринимательские структуры, как способ вознаграждения отдельных лиц и групп, были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами. Предпринимательские структуры, о которых идет речь, не следует отождествлять с малым бизнесом, открытием бизнеса, инвестиционными проектами и просто способом быстрого обогащения.

    Предпринимательские организации не связаны с размером бизнеса, с |какой-то определенной отраслью, с территорией или с культурой. Предпринимательские  организации   ориентированны на   рост   и больше  рассчитывают на   имеющиеся     возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация этих возможностей и использование для этого   ресурсов    чаще    осуществляется на краткосрочной,   эпизодической и поэтапной   основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, займ и т п.). Структура управления    предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней,  гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, а не на необходимости использования ресурсов. С точки зрения организационного построения, предпринимательские структуры базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как это имеет место в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.

Информация о работе Стилевые образы организации