Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 17:33, курсовая работа
Цель работы состоит в вариантах стимулирования и вознаграждения персонала.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Разработка системы оплаты труда……………………………………..5
1.1. Основные вопросы, касающиеся вознаграждения……………………5
1.2. Основные моменты в определении ставок оплаты труда……………6
1.3. Современные тенденции в выплате вознаграждения………………..8
Глава 2. Финансовое поощрение персонала…………………………………...10
2.1. Виды поощрений……………………………………………………….10
2.2. Всеобъемлющие системы вознаграждения…………………………...17
Глава 3. Пособия и услуги для персонала……………………………………...19
3.1. Классификация схем пособий……………………………………….19
3.2. Нетрадиционные способы мотивации персонала………………….25
3.3. Обучение, как метод стимулирования персонала………………...26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………...31
Глава 2. Финансовое поощрение персонала
2.1. Виды поощрений
Существует
великое множество
1) Поощрения для производственных рабочих.
Сдельная
схема оплаты труда — это наиболее
старый и наиболее распространенный
вид поощрительной схемы. Заработок
напрямую связан с тем, сколько рабочий
производит, так как ему платят
по сдельной ставке за каждую единицу
изделия, которую он производит. При прямой
сдельной схеме оплата производилась
бы за количество произведенных изделий,
то есть не была бы гарантирована минимальная
оплата труда. Но после принятия Закона
о справедливых трудовых стандартах большинство
работодателей вынуждены были гарантировать
своим работникам минимальную оплату
труда. При сдельной схеме с гарантированной
минимальной оплатой рабочий будет получать
минимальную оплату труда независимо
от того, выполнил ли он норму или нет.
Но ему будут выплачивать поощрение по
соответствующей ставке за каждое изделие,
которое он произведет сверх нормы. Сдельная
схема имеет целый ряд преимуществ. Ее
легко просчитать и легко понять. В целом,
данная схема является довольно ценной,
и ее побудительная сила может быть достаточно
мощной, так как вознаграждение прямо
связано с результатами труда. Но эта схема
имеет также некоторые недостатки. Главным
из них является плохая репутация, основанная
на том, что некоторые работодатели имеют
привычку повышать нормы выработки, когда
им кажется, что рабочие получают слишком
много денег. Кроме того, ставки выражаются
в денежном эквиваленте. Отсюда, когда
вновь произведенная оценка труда приводит
к изменению почасовой ставки оплаты,
это означает, что сдельная ставка должна
быть также пересмотрена, что в свою очередь
связано с большой бумажной волокитой.
Производственные нормы в голове рабочих
неразрывно связаны с размером их заработка,
поэтому любая, даже справедливая попытка
пересмотра норм выработки наталкивается
на значительное сопротивления рабочих.
Стандартная почасовая схема очень похожа
на сдельную схему, но с одним большим
отличием — при ее использовании рабочий
вознаграждается премией, которая равняется
проценту, на который результаты его труда
превышают норму (стандарт). Эта схема
предполагает, что рабочий имеет гарантированную
базовую ставку. Данная схема имеет некоторые
преимущества перед сдельной схемой оплаты
труда. Во-первых, ее легко просчитать
и понять. Во-вторых, поощрение выражено
в единицах времени вместо денежных единиц
(как это происходит при сдельной схеме).
Следовательно, со стороны рабочих возникает
меньше попыток связать норму выработки
со своими заработками. Кроме того, канцелярская
работа, связанная с пересчетом ставок
за единицу в момент изменения почасовой
ставки, полностью упраздняется. Некоторые
работодатели используют командные или
групповые поощрительные схемы. Существует
несколько причин для использования групповой
поощрительной схемы. Иногда несколько
работ связаны между собой. В этом случае
результаты труда одного рабочего отражают
не только его личное усилие, но и усилия
его товарищей по работе; здесь групповое
поощрение имеет смысл. Данная схема также
способствует групповому планированию,
разрешению проблем и укреплению сотрудничества
между рабочими. Главный недостаток групповой
схемы заключается в том, что вознаграждение
каждого рабочего более не основывается
на его личных усилиях. Из-за того, что
человек не видит, как его усилия ведут
к желаемому вознаграждению, групповая
схема может быть менее эффективна, чем
индивидуальная. Но когда членам группы
платили на основе показателей ее лучшего
члена, групповой план оказался столь
же эффективным, как и индивидуальный.
2) Поощрения для руководителей и менеджеров.
В связи с той ролью, которую играют руководители и менеджеры в определении прибыльности отдельных подразделений и корпорации в целом, большинство работодателей выплачивают им значительные поощрения и премии. Большинство компаний платят своим менеджерам и руководителям ежегодные премии, направленные на мотивацию текущей деятельности этих сотрудников. В отличие от зарплаты, которая редко отражает какие-либо срывы в результатах деятельности, премии могут увеличивать или уменьшать общую сумму вознаграждения. Существуют три основных момента, которые необходимо учитывать при разработке поощрительных схем: круг лиц, имеющих право на премию, определение фонда выплат и размеры индивидуальных премий.
Претендентов обычно определяют одним из трех способов. Первый — это ключевое положение. Для этого необходимо рассмотреть все должности с целью выявить те, которые имеют основное влияние на прибыльность. Второй заключается в определении точки отсечения, связанной с уровнем зарплаты, то есть все сотрудники, получающие зарплату выше определенного уровня, автоматически считаются потенциально пригодными для премирования. Наконец, пригодность может быть определена через класс зарплаты. Это есть не что иное, как усовершенствованный метод отсечения, который допускает, что все служащие определенного класса являются потенциальными участниками краткосрочной поощрительной программы.
Долгосрочные поощрительные схемы внедряются с целью мотивировать и вознаградить руководство за многолетний рост и процветание компании, а также придать долгосрочную перспективность управленческим решениям. Если принимать во внимание только краткосрочные цели, менеджер, например, может увеличить прибыльность предприятия, сократив расходы на содержание оборудования, что могло бы отрицательным образом сказаться через два-три года. Другая причина использования этих схем заключается в том, чтобы заставить руководителей работать в компании как можно дольше, давая им шанс накопить определенный капитал (такой, как акции компании), основанный на долгосрочном успехе компании. Существует шесть популярных схем долгосрочного поощрения или программ накопления капитала: право выкупа акций, право оценки акций, схема достижения определенного результата, акционерные схемы с ограничениями, схемы фантомных акций и схемы книжной стоимости. Популярность этих схем постоянно изменяется, что связано с экономическими условиями и тенденциями, обстановкой внутри фирмы, отношением к долгосрочным поощрениям и другими факторами.
Необходимость привязать оплату труда руководителя к результатам деятельности фирмы с тем, чтобы сделать ее более рисковой, привело многие фирмы к внедрению схем оплаты по результатам. Схемы по результатам — это схемы, по которым оплата зависит от финансовых результатов, связанных с выполнением целей, поставленных в начале многолетнего периода.
3) Поощрения для сотрудников отделов продаж.
Схемы вознаграждения сотрудников отдела продаж (в дальнейшем будем называть их продавцами) обычно подразумевают поощрение в виде комиссионных от продаж, хотя форма поощрения сильно зависит от типа деятельности организации. В табачной промышленности продавцов обычно вознаграждают через комиссионные от продаж, в то же время в области производства транспортного оборудования продавцам выплачивают твердую заработную плату (оклад). Однако наиболее распространенным является совмещение оклада и комиссионного вознаграждения.
Широкое
использование поощрений для
продавцов обусловлено, во-первых, данью
традиции, во-вторых, неконтролируемым
характером их труда и, в-третьих, необходимостью
мотивации. Рассмотрим положительные
и отрицательные стороны перечисленных
схем вознаграждения.
Схема твердого оклада. При этой схеме продавцам выплачивают твердую зарплату, хотя время от времени могут использоваться поощрения в виде премий, призов за соревнования в продажах и тому подобное. Существует несколько причин для использования схемы твердого оклада. Данная схема работает хорошо, когда главная цель — это работа на перспективу (нахождение новых клиентов или выполнение обслуживающих функций наподобие обучения продавцов-дистрибьюторов, помощь в развитии и реализации продаж, а также участие в национальных и местных торговых выставках). Существует несколько преимуществ такой оплаты. Продавцы наперед знают, каким будет их доход, а работодатель — какими будут его расходы по использованию продавцов. Таким образом, можно легко перераспределять торговые территории и квоты продаж между продавцами, переназначать их, а также развивать преданность фирме этой категории сотрудников. Использование схемы комиссионных принуждает продавцов больше сосредотачиваться на объемах продаж, нежели на развитии продаж и продвижении продукта среди новых клиентов. Однако схема твердого оклада также имеет свои недостатки. Главным из них является то, что оплата труда не зависит от его результатов. Действительно, оклад часто привязан к должности, а не к результатам труда, что может служить демотивирующим фактором для высокопроизводительных продавцов, когда они видят, что вознаграждается не труд, а старшинство.
Схема комиссионных. Комиссионные выплачиваются продавцам в зависимости от их объема продаж. Схема комиссионных имеет несколько достоинств. Продавцы имеют возможность получения максимально крупного вознаграждения, и это привлекает высокопроизводительных продавцов, которые видят, что их усилия ведут напрямую к вознаграждению. Расходы на продажи прямо пропорциональны их объему, а поэтому инвестиции компании в продажи сокращаются. Схему комиссионных легко понять и просчитать. Однако она имеет и некоторые недостатки. Продавцы сосредотачиваются на объемах продаж и реализации, хорошо продающихся предметов, а работа с преданными клиентами и реализация трудно продаваемых предметов отодвигается на второй план. Поэтому вознаграждения продавцов могут значительно различаться, что может привести к ощущению того, что данная схема неработоспособна. Более серьезным недостатком является тот факт, что данная схема вынуждает продавцов пренебрегать своими обязанностями, напрямую не связанными с продажами, такими, как обслуживание небольших заказов. В дополнение к этому можно сказать, что оплата труда может быть слишком высокой в периоды подъема и слишком низкой в периоды кризисов.
Большинство компаний платят своим продавцам комбинацию твердого оклада и комиссионных. Заметим, что компонента твердого оклада в данных схемах значительна. Наиболее часто встречающееся процентное разбиение, как сообщает одно исследование, составляет 80% — твердый оклад, 20% — комиссионное вознаграждение. Схемы совмещения обеспечивают не только некоторые преимущества, присущие схемам твердого оклада и комиссионных, но несут в себе и недостатки, присущие обоим методам.
Продавцы
имеют определенный уровень своих
заработков, что обеспечивает надежность
их финансового положения. Кроме
того, компания может управлять своими
продавцами, разъясняя им, за что
конкретно выплачивается
4) Надбавки как поощрение.
Надбавки или повышения — это повышение зарплаты сотрудника, основанное на его личных результатах. Надбавка отличается от премии тем, что премия представляет собой единовременную выплату, а надбавка — выплата постоянная. Хотя такой вид поощрения может быть использован для любой категории сотрудников (производственной и непроизводственной, управленцев и не управленцев). Надбавки имеют своих противников и сторонников. Защитники говорят, что только такого рода выплаты, прямо привязанные к результатам труда, могут способствовать его улучшению. Они полагают, что раздача надбавок без разбора (независимо от личных результатов) может отвлечь от результатов труда, так как в глазах сотрудников они не будут иметь никакого значения. С другой стороны, противники данной схемы имеют веские причины считать ее неработоспособной. Одна из них — то, что полезность этой схемы зависит от правильности системы оценки результатов труда. Если оценки являются несправедливыми, то такой же является вся схема.
Кроме того, многие менеджеры склонны преуменьшать различия в результатах труда различных сотрудников на момент расчета повышения. Они стараются уравнять выплаты всех сотрудников с тем, чтобы не допустить отчуждения части сотрудников от коллектива и не позволить отстающим оставаться на прежнем жизненном уровне. И, наконец, каждый работник считает себя исполнителем выше среднего уровня. Принимая это во внимание, можно утверждать, что выплата сотруднику прибавки ниже среднего уровня может стать деморализующим фактором. Подобные проблемы могут подорвать данную схему, однако не вызывает сомнения, что схема надбавок позволяет улучшить производительность труда. Таким образом, прежде всего, необходимо убедиться, что оценка результатов деятельности сотрудников проводится эффективно.
5) Поощрения для профессиональных сотрудников.
Профессиональные сотрудники — это те сотрудники, чья работа требует применения полученных знаний для решения проблем работодателя. Данная категория включает юристов, докторов, экономистов и инженеров. Профессионалы всегда достигают своего положения путем длительного обучения. Решение относительно вознаграждения является непростой задачей. Дело в том, что деньги для этой высокооплачиваемой категории работников не являются основным побудительным мотивом. Ими, как правило, руководит желание делать свою работу высококлассно и получить признание от коллег.
Однако это вовсе не означает, что профессионалы совсем не нуждаются в финансовых поощрениях. Кроме денежных поощрений, существует множество других способов поддержки профессионалов — от создания соответствующих условий труда (высококлассного оборудования и производственных возможностей) до поддержки публикаций в научных журналах.
6) Награждение ведущих сотрудников.
Как
же организации обычно награждают своих
ведущих сотрудников? Согласно «Обзору
вознаграждений для высших руководителей
и ведущих сотрудников» высокотехнологичных
фирм, около 70% опрошенных заявило, что
у них имеются формальные или неформальные
схемы вознаграждения ведущих специалистов.
83% фирм используют платежи наличными.
Около половины этих фирм практикуют премирование
акциями. Что касается выплат наличными,
то они находятся в диапазоне от 5000 до
30000 долларов (наиболее типично 5000). Используются
другие виды поощрений, в частности, неденежные
вознаграждения — автомобили, путешествия,
финансирование исследований по выбору
и общее улучшение условий труда.