Стратегическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Основная цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

Дать определение понятию стратегическое управление.
Рассмотреть основные принципы стратегического управления.
3. Охарактеризовать классификацию стратегий предприятия.

4. Раскрыть методику принятия стратегических управленческих ре

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты управления организацией.

Сущность, цели, задачи и функции управления ………………………. 5
Стратегическое управление и его роль в развитии организации …….. 7
Сущность и типы стратегий …………………………………………….. 7
Особенности и структура стратегического управления ………………11
Эффективность стратегического управления ………………………… 18
Недостатки и ограничения стратегического управления ……………..19
Глава 2. Стратегическая деятельность предприятия………………………… 21

2.1. Особенности стратегической деятельности ООО «Арома»…….…….. 21

2.2. Характеристика факторов внешней среды………………………………..21

2.3. Непосредственное окружение……………………………………………..24

2.4. Маркетинг………………………………………………………………….. 27

2.5. Кадры……………………………………………………………………….. 27

2.6. Финансы и учет……………………………………………………………..28

2.7. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети ООО «Арома» ….28

2.8. Выбор стратегии торговой сети ООО «Арома» ………………………30

Глава 3. Контент-анализ………………………………………………………...32

Заключение …………………………………………………………………… . 35

Список используемой литературы. ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - МЕНЕДЖМЕНТ КГТУ 2011.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка  в случае с появлением замещающего  продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

     В таких сложных и противоречивых условиях осуществляет «Арома» свою деятельность, а выстоять в них и адаптироваться предприятию должна помочь внутренняя среда.

2.4. Маркетинг

 

     На  предприятии имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями.

     Доля  продаж на Ярославском рынке составляет 60%.

     Продукция торговой сети «Арома» пользуется спросом у потребителей среднего и старшего возраста со средним и низким уровнем доходов. Продаваемые в магазинах товары пользуется спросом, так как они хорошего качества, приемлемые по стоимости, существует доверие покупателей к предприятию. Руководство предприятия активно старается увеличить объем продаж своей продукции.

     Также в целях увеличения прибыли в  торговой сети проводятся различные  акции.

     Для улучшения информированности потребителей о продаваемых товарах руководство предприятия использует различные средства воздействия. Одним из самых важных средств является реклама.

     Руководство торговой сети «Арома» проводит рекламную деятельность с помощью телевидения, радио, выпуском газет и листовок.

2.5. Кадры

 

     Общая численность работников торговой сети «Арома» составляет 3000 тысячи человек. В основном, это квалифицированные работники, давно работающие на предприятии.

     На  предприятии выплачиваются разного  рода материальные вознаграждения (к праздникам, на юбилейный день рождения работника). Сотрудники, которые отработали, на предприятии более 2 лет получают, премию.

     На  сегодняшний день текучесть персонала  в целом по предприятию небольшая.

     График  работы магазинов «Арома»: понедельник – пятница - с 9.30 до 18.30 часов, суббота – с 9.30 до 18 часов , воскресенье - с 9.30 до 18-30 часов.

     Персонал  магазина работает в две смены. По КЗоТу работник должен отработать в  месяц 22 дня и 8 дней ему дается на отдых. Но из-за нехватки продавцов, персонал магазина может работать длительное время без выходных дней. Из-за этого появляется недовольство работников условиями труда, и они увольняются.

     Также от выполнения плана продаж напрямую зависит величина их заработной платы.

     Заработная плата всего персонала также зависит от выполнения плана. План составляется на основе анализа продаж на каждом филиале.

2.6. Финансы и учет

 

     Предприятие имеет возможности привлечения долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику - задолженности по налогам практически не имеет.

     Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

     С 2007 года на предприятии внедрена система  жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.

     Слабым  местом финансового состояния предприятия  является то, что кредиторская задолженность  превышает дебиторскую.

     Проанализировав финансовые показатели предприятия  можно сделать вывод о том, что торговая сеть «Арома» имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные тенденции.

2.7. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Золушка»

 

     Анализ  среды - очень важный элемент стратегического  управления предприятием, требующий  внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия.

     В процессе взаимодействия предприятия  с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации

     Анализ  текущей ситуации на рынке товаров  бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью  предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) торговой сети «Арома»:

     1. КФУ в области финансов (предприятие  является платежеспособным;

     собственный капитал предприятия значительно  преобладает над заемным);

     2. КФУ в области кадров (высокий  профессионализм работников предприятия);

     3. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);

     4. Другие типы КФУ (доверие потребителей  предприятию).

     Проведя анализ внешней среды, и получив  данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые  возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия

     С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и  слабых сторон торговой сети «Арома» можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Предприятие обладает многолетним опытом продаж товаров бытовой химии. К тому же продаваемые товары торговой сети, хорошего качества и пользуется спросом у потребителей Ярославской области. А слабыми сторонами торговой сети отдаленность предприятия от основных поставщиков товаров.

     Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемых товаров, необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой химии предприятие продавать для расширения ассортимента.

     Развитие  НТП открывает новые возможности  для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с продажей товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.

2.8. Выбор стратегии торговой сети «Арома»

 

     Выбор стратегии предприятия должен основываться на данных о степени развития рынка, о потенциале развития предприятия и востребованности его продукции потребителями. Рынок товаров бытовой химии является, хотя образованным давно, но до сих пор растущим. Здесь постоянно разрабатываются новые товары, способные удовлетворить развивающиеся потребности потребителей, появляются новые технологии и новое сырье. Поэтому предприятие, которое решит удержаться на этом рынке, должно обладать силой выстоять среди безжалостных конкурентов, производя продукцию, которая сможет конкурировать с товаром бытовой химии любых производителей.

     Проведенный ранее анализ факторов внешней и  внутренней среды, и, выделенные на его  основе сильные и слабые стороны  деятельности ООО «Арома», позволили выявить, что предприятие имеет определенный потенциал роста, который при правильной стратегической политике и умелом внедрении ее в производственную среду сможет, не только удержать предприятие «наплаву», но и получить максимальную прибыль от производственной деятельности.

     Выбор стратегии производственной деятельности предприятия, основывается на ряде характеристик внутренней и внешней среды торговой сети приведенных ниже:

     1. рынок товаров бытовой химии  является растущим и прибыльным;

     2. развитие НТП способствуют появлению  новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;

     4. продукция, продаваемая предприятием, хорошего качества и пользуется  спросом потребителей;

     5. слабой стороной деятельности  предприятия является отдаленность  предприятия от основных поставщиков  товаров. 

     Для успешной работы на растущем рынке и получения максимальной прибыли предприятию необходимо пересмотреть ассортимент продаваемых товаров. При этом необходимо использовать свой потенциал и возможности в целях открытия новых направлений деятельности, которые не требовали бы изменения структуры предприятия и больших капиталовложений, сочетались бы с продажей товаров бытовой химии, имели бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносили бы постоянный доход.

     Стратегия, которую может использовать торговая сеть «Арома» в своей деятельности является комбинированной и состоит из 2-хчастей: «сокращение расходов предприятия» и «диверсификации».

     В рамках стратегии сокращение расходов предприятия необходимо проанализировать ассортимент продукции в целях  сокращения себестоимости каждого из наименований, увеличения прибыли и доли в объеме продаж.

     Действительно ассортимент продаваемых товаров  торговой сети «Арома» очень большой и постоянно расширяется, новинки пользуются спросом у потребителей, а более «старые» товары являются не рентабельными, поэтому необходимо проводить стратегию диверсификации. И ввести в ассортимент новые товары, например, бытовая техника, которая будет пользоваться спросом у потребителей и будет приносить более высокую прибыль предприятию.

     Кроме реализации производственных стратегий предприятию необходимо разработать маркетинговые стратегии, целью которых будет определение вкусов и требований потребителей, как к товарам бытовой химии, так и к новым видам продукции, которые предприятие собирается продавать. Необходимо усилить информированность потребителей об этих товарах, используя различные рекламные источники.

     В дальнейшем главной целью деятельности предприятия должно стать продажа  товаров, способных удовлетворить в области их применения любые требования самых привередливых потребителей.

     Руководству предприятия необходимо не забывать и о нуждах собственного коллектива. Ведь для успешной реализации выбранной стратегии предприятию необходимо, чтобы весь его персонал был заинтересован в этом.

     Необходимо пересмотреть оплату труда работников, внеся в нее элемент участия персонала в прибылях торговой сети. Следует, чтобы все работники предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, знали стратегические цели и задачи деятельности ООО «Арома» и свое значение в успешном осуществлении этих задач.

     Только  при реализации этих условий стратегия  деятельности ООО «Арома» сможет приносить реальную пользу и увеличивать прибыль торговой, делая его финансово устойчивым и «твердо стоящем на ногах» предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Контент-анализ. 

Основы  менеджмента. (Учебник) Семенов А.К., Набоков В.И. (2008, 5-е изд., 556с.)  В учебнике рассматриваются  исторические, теоретические и методологические основы современного менеджмента. Освещаются вопросы планирования организации, мотивации, контроля, координации. Особое внимание уделено роли менеджера в системе управления организацией в условиях рыночной экономики.
Стратегический  менеджмент. (Учебник)  Фатхутдинов  Р.А. (2005, 7-е изд., 448с.) В учебнике излагается концепция стратегического менеджмента  как методология обеспечения  конкурентоспособности и эффективности  решений при разработке стратегии  организации (фирмы, предприятия). Автор  исходит из того, что повышение  качества процессов принятия стратегического решения позволяет на последующих стадиях воспроизводства объекта получить экономию, на порядки превышающую дополнительные затраты на повышение качества решения. Применение конкретных методов стратегического менеджмента, рассмотренных в учебнике, поможет российским организациям осуществить эффективное реформирование в условиях кризиса и глобализации.
Стратегический  менеджмент. Теория и практика. (Учебное  пособие) Зуб А.Т. (2002, 415с.) В учебном пособии  изложены концепции стратегического менеджмента, имеющие широкую сферу применения в управленческой практике. Рассматриваются основные направления, задачи и подходы к проектированию и осуществлению организационных стратегий, анализируются антикризисные стратегии организаций, стратегическое управление и бесприбыльных организациях, основные положения теории стейкхолдеров как важнейшей составляющей организационного окружения, принцип и методы осуществления стратегий. На примере конкретных ситуаций дан анализ стратегических проблем и практических навыков стратегического управления.
Стратегическое  управление организацией. (Учебное  пособие) Вергилес Э.В. (МФПА, 2003, 17с.) В данном учебном  пособии рассматривается общая  характеристика стратегического управления, сущность стратегического управления, система стратегического управления, анализ внешней и внутренней среды, миссия и цели организации.
Стратегический  менеджмент. (Учебное пособие) Зайцев Л.Г. Соколова М.И. (2010, стр. 526) В учебнике освещены теоретические и практические вопросы  стратегического менеджмента.

В новом, переработанном и дополненном издании  нашли Отражение новейшие разработки в области стратегического управления. Учебник состоит из трех разделов. В первом раскрыты теоретические  основы стратегического менеджмента, в том числе принципы, правила и процедуры разработки успешных стратегий. Во втором рассмотрены аналитические инструменты стратегического менеджмента, в третьем - проблемы управления стратегическими преобразованиями с акцентом на роль человеческого фактора.

К каждому разделу даны практические ситуации, обобщающие опыт деятельности крупных отечественных и зарубежных компаний.

Стратегический  менеджмент: Учебник для вузов  Изд. 4-е, стереотип. Максименко Л.С. Панасенко С.В. Парахина В.Н. (2011 стр. 496) Обобщены результаты исследований и практический опыт преподавания стратегического менеджмента в России. Актуальность изучения проблем стратегического управления определена происходящими в отечественной экономике рыночными переменами. Курс стратегического менеджмента является основополагающим для формирования у руководителей и Специалистов знаний и умения видеть Перспективы развития организации, определять ее миссию и цели, находить варианты реализации принятых стратегических решений. Комплексно рассматриваются все стороны стратегического менеджмента организации, приводятся примеры практического применения стратегий на российских и зарубежных предприятиях.
Стратегический  менеджмент. Основы стратегического  управления. Анопченко Т.Ю. Ахмедова Е.А. Болошин Г.А. Бортник Е.М. Григан А.М. Ласкова Т.С. Лысоченко А.А. Олянич Д.В. Солдатова И.Ю. Чернышев М.А. (2009, стр. 507) Учебное пособие  раскрывает концептуальные основы, структуру  и базовые характеристики стратегического  управления современными Организациями.
Управление  организацией: Учебное пособие для вузов. Лукичева Л.И. (2008 стр.360) Учебное пособие  включает три раздела: основы менеджмента, разработку и принятие управленческих решений, управление персоналом - и  содержит краткое изложение теоретических  основ управления организацией и комплекс практических заданий с рекомендациями, но их выполнению.
Панов А.И. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2002. – 240с. Рассматриваются вопросы стратегического управления фирмой в условиях конкурентной рыночной среды, излагаются основные положения теории стратегического менеджмента, сущность и основные этапы процесса стратегического управления, организационные, маркетинговые и конкурентные стратегии, а также стратегии управления резервами предприятия.
Теория  управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с. В учебнике четко  структурирован материал, теоретические  положения иллюстрируются современными, в том числе российскими примерами, каждая глава снабжена выводами, словарем терминов, контрольными вопросами и тестами. Желающие могут поразмышлять над задачами практикума по теории управления. Показана специфика управления нововведениями, качеством, рисками, интеллектуальным и особенно человеческим капиталом, конфликтами, представлены новые информационные технологии обеспечения эффективного управления.

Информация о работе Стратегическая деятельность предприятия