Стратегический альянс АвтоВАЗ и Renault

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 04:58, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы подтверждается постоянным ростом числа альянсов среди Российских корпораций, а также между крупными иностранными и российскими корпорациями.

Целью работы является изучение сущности стратегических альянсов.

Объектом исследования является стратегический альянс между корпорациями ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Аэрофлот», подписанный в 2007 году.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Стратегические альянсы: теоретические аспекты 5
Теоретические аспекты формирования и реализации стратегических альянсов. 5
1.1 Классификация стратегических альянсов и мотивационные факторы вступления в альянсы. 8
1.2 Проблемы при выборе партнера по альянсу. 17
Глава 2. Стратегический альянс АвтоВАЗ и Renault 20
2.1.Краткая характеристика предприятий АвтоВАЗ и Renault. 20
2.2. Основные факты образования стратегического альянса АвтоВАЗ – Renault/Nissan. 25
2.3 Выгоды и цели стратегического альянса Renault/Nissan – АвтоВАЗ. 27
2.4 Отражение экономического кризиса на ОАО «АвтоВАЗе». 29
Заключение 31
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Работа.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)

 
Оглавление

 

Введение

     Наиболее  простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы.

     До  недавнего времени образование  стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.

     В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться  как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу не всегда доступна, поскольку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов [8, с.462].

     Примерами мировых стратегических альянсов служат союзы таких компаний как IBM и Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем), Nissan и Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя – продает продукцию партнера в Европе), Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных/сборных линиях) и т.д. [8. C. 464].

     Каждый  стратегический альянс приносит выгоду, как его участникам, так и потребителям.

     В настоящей работе рассмотрены теоретические аспекты формирования и реализации стратегических альянсов, представлена классификация альянсов и мотивационные факторы вхождения в альянс.

     Актуальность  выбранной темы подтверждается постоянным ростом числа альянсов среди Российских корпораций, а также между крупными иностранными и российскими корпорациями.

     Целью работы является изучение сущности стратегических альянсов.

     Объектом  исследования является стратегический альянс между корпорациями ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Аэрофлот», подписанный в 2007 году.

     В работе использовались материалы учебных  пособий таких авторов как  Петров А.Н., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж и др., информация периодических издательств, и Интернета.

 

Глава 1. Стратегические альянсы: теоретические аспекты

Теоретические аспекты формирования и реализации стратегических альянсов.

 

     Все владельцы бизнеса (акционеры) рассматривают  компанию, в основном, как источник прибыли. Финансовый менеджмент уже  на протяжении довольно длительного  времени в качестве главной цели компании рассматривает максимизацию богатства акционеров, а точнее увеличение ценности компании (value of the firm) [1]

     Роберт  Л. Уоллес, автор книги «Стратегические альянсы в бизнесе» утверждает, что «создание совместных предприятий и стратегических партнерств – одна из самых могущественных стратегий, обеспечивающих продвижение компаний по пути экономического процветания» [9, с.13]. Если совместное предприятие хорошо работает, оно дает участникам возможность обучаться друг у друга и получать взаимную выгоду (выходы на новые рынки, новые ключевые компетенции), а также дает им возможность, получить такие результаты, которые были бы невозможны при работе порознь. В настоящее время мировая экономика имеет много рисков, различные виды ресурсов, ограниченных по стоимости и географическому размещению, и быстро меняющуюся ситуацию на рынках, ориентированных на потребителей. Поэтому компаниям трудно выжить без создания стратегических альянсов и совместных компаний.

     Процесс становления отечественной теории и практики стратегического управления требует учета важнейших тенденций развития мирового сообщества и экономики. К числу важнейших тенденций следует отнести разработку теоретических основ глобального управления (менеджмента). Возникновение идеи глобального управления связано с процессом образования глобальных корпораций. В общем случае под глобальной корпорацией понимается объединение предприятий (фирм) в целостную систему с общими задачами и стратегией развития. Для  формирования и успешного функционирования глобальных корпораций необходимы принципиальные изменения в стратегии развития предприятий, связанные с ориентацией на долгосрочную перспективу. Процесс формирования глобальных корпораций и соответственно системы глобального управления представляется чрезвычайно сложным и трудоемким. Практически он является непрерывным, поскольку постоянные изменения составляют саму суть глобального рынка. В качестве принципиальных основ формирования системы глобального управления следует назвать:

    • формирование единой стратегии для всех предприятий (отделений), входящих в глобальную корпорацию;
    • разработку и реализацию гибкой глобальной стратегии развития, ориентированной на долгосрочную перспективу;
    • использование единых принципов и технологий управления для предприятий, входящих в глобальную корпорацию;
    • ориентацию деятельности на потребителя и его специфические потребности в различных странах и регионах;
    • изменение стиля работы всех сотрудников глобальной корпорации, направленное на повышение личной ответственности и инициативы;
    • применение систем оплаты труда, стимулирующих творческое мышление и ответственное отношение к работе;
    • использование в рамках глобальной корпорации новейших технологий производства и систем сбыта продукции (услуг).

     Наиболее  простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы (союзы).

     Стратегический  альянс (союз) — это относительно новый термин, который используется в экономической теории и практике. Он характеризует особый тип сотрудничества предприятий (организаций) и формирование их коалиций, основывающихся на взаимных потребностях.

     Наиболее  характерные примеры стратегических альянсов отображены в таблице 1.1.

     Таблица 1.1 – Примеры стратегических альянсов.

Типы  альянсов Примеры
Совместное  ведение рекламной кампании American Express и Toy'R'Us (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товара)
Партнерство в области научно-исследовательских  разработок Cytel и Sumitono Chemicals (альянс с целью разработки  следующего поколения биотехнологических  препаратов)
Соглашение  о передаче в пользование системы  сервиса Cigna и United Motors Works (соглашение об оказании финансовой  помощи неамериканским фирмам  и государственным организациям)
Совместное  использование системы распределения  продукции Nissan Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя - продукцию партнера в Европе)
Передача  технологий IBM и Apple Computers (соглашение о разработке операционных  систем)
Совместное  участие в тренингах Boeing, General Dynamics и  Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя)
Совместное  производство Ford и Mazda (разработка  и производство аналогичных машин  на одних и тех же производственных / сборочных линиях
Совместная  разработка естественных ресурсов Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде)
Внутри  корпоративное отделение (создание дочерней компании) Cummins Engine и Toshiba Corporation (создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния)
Обмен лицензиями Hottman-LaRoche и Glaxo заключили соглашение о продаже  на территории США производственного  препарата «Zantac»
 

     До  недавнего времени образование  стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.

     В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться  как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В  современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, поскольку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов [8, с.462]

     Процесс образования стратегических альянсов потребовал их теоретического осмысления. Вместе с тем до настоящего времени нет единства мнений относительно определения понятия «стратегический альянс (союз)», его сущности, характерных черт и перспектив дальнейшего развития. При попытке раскрыть суть стратегического альянса возникает ряд проблем. Во-первых, необходимо осмыслить характер распределения имущественных прав участников стратегического альянса, поскольку на первый взгляд трудно понять, как равная собственность может быть альянсом и как в рамках последнего не используется отказ от элемента автономии для всех участников. Другими словами, если одно предприятие (фирма) купит другое, то последнее теряет свою самостоятельность, а следовательно, и неспособность к выходу из альянса. В стратегическом же альянсе все партнеры должны быть равноправны при выходе из него.

     Во-вторых, большинство исследователей не признают существования стратегических альянсов в других рыночных сферах, кроме  рынка труда.

     В-третьих, в рамках стратегического альянса  предполагается равенство выгод, которое обеспечивается для всех его участников.

     С учетом необходимости решения названных  выше проблем можно определить стратегический альянс как коалицию двух или более  предприятий (организаций), создаваемую  для достижения стратегически существенных целей, которые являются для них взаимовыгодными. Эти цели могут иметь политический и (или) экономический характер и быть достаточно гибкими.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  взаимная выгода отнюдь не подразумевает  равенства доходов, но все участники  альянса получают прибыль пропорционально своему вкладу.

     Стратегические  альянсы имеют различное назначение и число участников. Однако следует  определить минимальные критерии, способствующие формированию альянсов. В качестве таких критериев выступают:

     • стратегически значимые цели деятельности;

     • возможность получить взаимные (но не обязательно равные) выгоды участниками;

     • возможность получения тех выгод, которые нельзя получить иным способом.

     Предлагаемый  подход позволяет раскрыть содержание стратегических альянсов, провести классификацию и исследовать характерные черты и особенности деятельности. 

    1. Классификация стратегических альянсов и мотивационные факторы вступления в альянсы.

     В последние годы в западной литературе появились попытки осмыслить  содержание стратегических альянсов, провести их классификацию (типологию) и раскрыть наиболее существенные черты каждого их типа. При проведении классификации используются различные критерии. В этой связи определенный интерес представляют работы П. Налпо, Дж. Остерведца, Р. М. Кантера, К. Оливера и др.

     Следует отметить, что поскольку в реальной деятельности возникают различные  типы стратегических альянсов, то представляется достаточно сложным провести полную и всеохватывающую их классификацию, которая отражала бы все существующее разнообразие стратегических альянсов. Большинство исследователей полагают, что образование альянсов происходит в ответ на два основных побуждения: «оборонительный» — инстинкт выживания и «наступательный» — порыв с целью достижения конкурентоспособного преимущества.

      Основные причины образования  стратегических альянсов отражены на рисунке 1.1.

     Рис. 1.1 Основные причины формирования стратегических альянсов в различных отраслях промышленности.

     Особый  интерес в процессе проведения классификации  стратегических альянсов представляет использование конкурентной модели М. Портера. Сторонники данного подхода полагают, что можно выделить три главных типа стратегических альянсов которые основываются на:

    • близости и понимании;
    • конкурентоспособном преимуществе;
    • смешанных мотивах.

Информация о работе Стратегический альянс АвтоВАЗ и Renault