Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 04:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы подтверждается постоянным ростом числа альянсов среди Российских корпораций, а также между крупными иностранными и российскими корпорациями.
Целью работы является изучение сущности стратегических альянсов.
Объектом исследования является стратегический альянс между корпорациями ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Аэрофлот», подписанный в 2007 году.
Введение 4
Глава 1. Стратегические альянсы: теоретические аспекты 5
Теоретические аспекты формирования и реализации стратегических альянсов. 5
1.1 Классификация стратегических альянсов и мотивационные факторы вступления в альянсы. 8
1.2 Проблемы при выборе партнера по альянсу. 17
Глава 2. Стратегический альянс АвтоВАЗ и Renault 20
2.1.Краткая характеристика предприятий АвтоВАЗ и Renault. 20
2.2. Основные факты образования стратегического альянса АвтоВАЗ – Renault/Nissan. 25
2.3 Выгоды и цели стратегического альянса Renault/Nissan – АвтоВАЗ. 27
2.4 Отражение экономического кризиса на ОАО «АвтоВАЗе». 29
Заключение 31
Список литературы 32
Оглавление
Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы.
До недавнего времени образование стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.
В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу не всегда доступна, поскольку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов [8, с.462].
Примерами мировых стратегических альянсов служат союзы таких компаний как IBM и Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем), Nissan и Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя – продает продукцию партнера в Европе), Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных/сборных линиях) и т.д. [8. C. 464].
Каждый стратегический альянс приносит выгоду, как его участникам, так и потребителям.
В настоящей работе рассмотрены теоретические аспекты формирования и реализации стратегических альянсов, представлена классификация альянсов и мотивационные факторы вхождения в альянс.
Актуальность выбранной темы подтверждается постоянным ростом числа альянсов среди Российских корпораций, а также между крупными иностранными и российскими корпорациями.
Целью работы является изучение сущности стратегических альянсов.
Объектом исследования является стратегический альянс между корпорациями ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Аэрофлот», подписанный в 2007 году.
В работе использовались материалы учебных пособий таких авторов как Петров А.Н., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж и др., информация периодических издательств, и Интернета.
Все владельцы бизнеса (акционеры) рассматривают компанию, в основном, как источник прибыли. Финансовый менеджмент уже на протяжении довольно длительного времени в качестве главной цели компании рассматривает максимизацию богатства акционеров, а точнее увеличение ценности компании (value of the firm) [1]
Роберт Л. Уоллес, автор книги «Стратегические альянсы в бизнесе» утверждает, что «создание совместных предприятий и стратегических партнерств – одна из самых могущественных стратегий, обеспечивающих продвижение компаний по пути экономического процветания» [9, с.13]. Если совместное предприятие хорошо работает, оно дает участникам возможность обучаться друг у друга и получать взаимную выгоду (выходы на новые рынки, новые ключевые компетенции), а также дает им возможность, получить такие результаты, которые были бы невозможны при работе порознь. В настоящее время мировая экономика имеет много рисков, различные виды ресурсов, ограниченных по стоимости и географическому размещению, и быстро меняющуюся ситуацию на рынках, ориентированных на потребителей. Поэтому компаниям трудно выжить без создания стратегических альянсов и совместных компаний.
Процесс
становления отечественной
Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы (союзы).
Стратегический альянс (союз) — это относительно новый термин, который используется в экономической теории и практике. Он характеризует особый тип сотрудничества предприятий (организаций) и формирование их коалиций, основывающихся на взаимных потребностях.
Наиболее
характерные примеры
Таблица 1.1 – Примеры стратегических альянсов.
Типы альянсов | Примеры |
Совместное ведение рекламной кампании | American Express и Toy'R'Us (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товара) |
Партнерство
в области научно- |
Cytel и Sumitono Chemicals
(альянс с целью разработки
следующего поколения |
Соглашение о передаче в пользование системы сервиса | Cigna и United Motors
Works (соглашение об оказании |
Совместное
использование системы |
Nissan Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя - продукцию партнера в Европе) |
Передача технологий | IBM и Apple Computers
(соглашение о разработке |
Совместное участие в тренингах | Boeing, General Dynamics и Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя) |
Совместное производство | Ford и Mazda (разработка
и производство аналогичных |
Совместная разработка естественных ресурсов | Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде) |
Внутри корпоративное отделение (создание дочерней компании) | Cummins Engine и Toshiba Corporation (создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния) |
Обмен лицензиями | Hottman-LaRoche и Glaxo
заключили соглашение о |
До недавнего времени образование стратегических альянсов было средством, с помощью которого предприятия (фирмы) средних размеров получали возможность наиболее успешно конкурировать с крупными предприятиями. Кроме того, стратегические альянсы используются на практике в качестве средства преодоления торговых ограничений для быстрого проникновения предприятия (фирмы) на новые рынки.
В последнее время стратегические альянсы стали рассматриваться как наиболее приемлемый путь восстановления баланса конкурентоспособности. В современном, быстроизменяющемся мире традиционная конкурентоспособная модель, по существу, не всегда доступна, поскольку более перспективны в конкурентной борьбе сотрудничество и кооперирование, а не стремление уничтожить всех конкурентов [8, с.462]
Процесс образования стратегических альянсов потребовал их теоретического осмысления. Вместе с тем до настоящего времени нет единства мнений относительно определения понятия «стратегический альянс (союз)», его сущности, характерных черт и перспектив дальнейшего развития. При попытке раскрыть суть стратегического альянса возникает ряд проблем. Во-первых, необходимо осмыслить характер распределения имущественных прав участников стратегического альянса, поскольку на первый взгляд трудно понять, как равная собственность может быть альянсом и как в рамках последнего не используется отказ от элемента автономии для всех участников. Другими словами, если одно предприятие (фирма) купит другое, то последнее теряет свою самостоятельность, а следовательно, и неспособность к выходу из альянса. В стратегическом же альянсе все партнеры должны быть равноправны при выходе из него.
Во-вторых, большинство исследователей не признают существования стратегических альянсов в других рыночных сферах, кроме рынка труда.
В-третьих, в рамках стратегического альянса предполагается равенство выгод, которое обеспечивается для всех его участников.
С
учетом необходимости решения
Вместе с тем необходимо отметить, что взаимная выгода отнюдь не подразумевает равенства доходов, но все участники альянса получают прибыль пропорционально своему вкладу.
Стратегические
альянсы имеют различное
• стратегически значимые цели деятельности;
• возможность получить взаимные (но не обязательно равные) выгоды участниками;
•
возможность получения тех
Предлагаемый
подход позволяет раскрыть содержание
стратегических альянсов, провести классификацию
и исследовать характерные черты и особенности
деятельности.
В последние годы в западной литературе появились попытки осмыслить содержание стратегических альянсов, провести их классификацию (типологию) и раскрыть наиболее существенные черты каждого их типа. При проведении классификации используются различные критерии. В этой связи определенный интерес представляют работы П. Налпо, Дж. Остерведца, Р. М. Кантера, К. Оливера и др.
Следует отметить, что поскольку в реальной деятельности возникают различные типы стратегических альянсов, то представляется достаточно сложным провести полную и всеохватывающую их классификацию, которая отражала бы все существующее разнообразие стратегических альянсов. Большинство исследователей полагают, что образование альянсов происходит в ответ на два основных побуждения: «оборонительный» — инстинкт выживания и «наступательный» — порыв с целью достижения конкурентоспособного преимущества.
Основные причины образования стратегических альянсов отражены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Основные причины формирования стратегических альянсов в различных отраслях промышленности.
Особый интерес в процессе проведения классификации стратегических альянсов представляет использование конкурентной модели М. Портера. Сторонники данного подхода полагают, что можно выделить три главных типа стратегических альянсов которые основываются на: