Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 04:58, курсовая работа
Актуальность выбранной темы подтверждается постоянным ростом числа альянсов среди Российских корпораций, а также между крупными иностранными и российскими корпорациями.
Целью работы является изучение сущности стратегических альянсов.
Объектом исследования является стратегический альянс между корпорациями ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Аэрофлот», подписанный в 2007 году.
Введение 4
Глава 1. Стратегические альянсы: теоретические аспекты 5
Теоретические аспекты формирования и реализации стратегических альянсов. 5
1.1 Классификация стратегических альянсов и мотивационные факторы вступления в альянсы. 8
1.2 Проблемы при выборе партнера по альянсу. 17
Глава 2. Стратегический альянс АвтоВАЗ и Renault 20
2.1.Краткая характеристика предприятий АвтоВАЗ и Renault. 20
2.2. Основные факты образования стратегического альянса АвтоВАЗ – Renault/Nissan. 25
2.3 Выгоды и цели стратегического альянса Renault/Nissan – АвтоВАЗ. 27
2.4 Отражение экономического кризиса на ОАО «АвтоВАЗе». 29
Заключение 31
Список литературы 32
• альянсы равных партнеров (все участники альянса сильные или все участники слабые);
• смешанные альянсы, или альянсы смешанного типа (сильный партнер — слабый партнер или слабый партнер — сильный партнер).
Вполне
понятно, что каждая форма стратегического
альянса имеет свои характеристики
и особенности
Альянсы равных партнеров заключаются между равными партнерами по ресурсному обеспечению, размеру, финансовым возможностям и т. д.
Наиболее типичным примером альянса сильных партнеров являются альянсы GM-Toyota и ATT-Philips. Подобного рода альянсы заключаются преимущественно для поддержания или увеличения конкурентоспособности партнеров. Вместе с тем в рамках альянса равных партнеров, где последние являются одинаково сильными, исключительно важное значение приобретает определение правил функционирования и характера распределения выгод, получаемых от его деятельности.
Как показывает опыт зарубежных стран, альянсы данного вида являются относительно стабильными и могут активно функционировать достаточно продолжительное время. Такая стабильность объясняется главным образом равенством власти и ресурсов, которыми располагают партнеры.
Стратегические альянсы слабых партнеров, которые не располагают передовыми технологиями и не имеют необходимых средств для их разработки и внедрения, создаются с целью выживания. Как правило, партнеры в рамках таких альянсов сливаются в одно юридическое лицо. На практике альянсы слабых партнеров являются наиболее непостоянными и существуют сравнительно непродолжительное время.
Это
объясняется тем
Смешанные альянсы, или альянсы смешанного типа, формируются между партнерами различной силы. В настоящее время в зарубежных странах такие альянсы возникают, как правило, в следующих случаях:
• один из партнеров занимает доминирующее положение либо контролирует доступ на определённом сегменте рынка;
• один из партнеров владеет передовой технологией или контролирует доступ к новым видам технологий.
Наиболее характерными примерами смешанных альянсов являются союзы IBM-Rolm и Olivetti-Line. Наиболее сложной задачей, которая должна решаться при формировании смешанных альянсов, является определение степени независимости и автономии более слабого партнера, входящего в альянс.
Вместе
с тем, как свидетельствует практика
зарубежных стран, в конечном счете, функционирование
большинства смешанных альянсов завершается
поглощением более слабого партнера. Необходимо
отметить, что смешанный альянс может
быть относительно стабильным и функционировать
продолжительный период времени только
в том случае, если в его рамках предусматривается
справедливый характер обращения с более
слабым партнером. Наиболее показательным
примером несправедливого и некорректного
отношения со стороны более сильного партнера
к слабому может служить отношение в рамках
образовательного альянса крупной немецкой
компании Thissen AG к небольшой американской
фирме Pevco.
Важной проблемой, которую необходимо решать в процессе образования и дальнейшего функционирования стратегического альянса, является выбор партнера по альянсу.
Зарубежный опыт формирования и дальнейшего функционирования стратегических альянсов свидетельствует, что на практике, несмотря на достаточно ясную логику их обоснования, большинство альянсов оказались неспособными обеспечить те выгоды, которые ожидали при их создании. В связи с этим представляется целесообразным обобщить основные характеристики, которыми может обладать партнер, не подходящий для образования стратегического альянса. В качестве отправных характеристик могут использоваться следующие:
1.
В качестве потенциального
2.
В качестве партнера по
3.
В качестве потенциального
4.
Стратегический альянс не
5.
В качестве потенциального
Кроме того, необходимо решить еще один важный вопрос: какова будет система управления стратегическим альянсом? Этот вопрос должен решаться в процессе ведения переговоров о создании стратегического альянса. В настоящее время в управлении стратегическими альянсами преобладает система управления, при которой один из партнеров берет на себя ответственность за деятельность совместных предприятий. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что подобная система управления стратегическими альянсами является более эффективной по сравнению с системой совместного управления, которая задерживает принятие управленческих решений.
6.
Стратегический альянс не
7.
Стратегический альянс
Необходимо отметить, что возникновение недоверия между партнерами по альянсу, о котором говорилось выше, как правило, является результатом существующих различий в системе целей их функционирования и характере организационной культуры. Как считают зарубежные исследователи, неудача альянса Acme Cleveland Multi-Arc была в значительной степени обусловлена различиями в системе целей партнеров и разным характером организационной культуры. Вполне понятно, что проблема «столкновения организационных культур» будет существовать всегда, когда в альянсе принимает участие значительное число фирм. Дальнейшая трудность в функционировании альянса обусловливается тем обстоятельством, что им необходимо управлять достаточно гибко, а нормой большинства бюрократически управляемых родительских корпораций является использование принципа «кнута и пряника». Зарубежные исследования показывают, что в настоящее время около 60% альянсов не оправдывают ожиданий в самом начале своей деятельности или пересматривают ранее согласованные цели своей деятельности.
8.
В качестве потенциального
За последние годы они в основном использовали стратегические альянсы для того, чтобы развивать свои собственные навыки и умения для получения конкурентоспособного преимущества. Зарубежные исследователи, обобщая практический опыт образования и распада стратегических альянсов, сформулировали ряд условий, необходимых для успешного функционирования альянсов [1]:
1)
доверительный характер
2)
заключение соглашения об
3)
взаимозависимость партнеров
4)
управляемость связей и
5)
все партнеры в рамках
6)
разработка специального
Кроме
того, отметим, что неудачи функционирования
стратегических альянсов обусловлены
недостаточно рациональным мышлением
лиц, которые принимают управленческие
решения в рамках стратегического альянса.
Глава 2. Стратегический
альянс АвтоВАЗ и Renault
Чтобы
понять причины создания альянса
необходимо проанализировать данные по
обоим предприятиям именно за тот период,
когда был заключен стратегический альянс.
Наиболее полно необходимо рассматривать
сторону, которая вступает в альянс.
2.1.Краткая
характеристика
предприятий АвтоВАЗ
и Renault.
ОАО «АвтоВАЗ».
ОАО «АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.
Официальное наименование: полное — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ», краткое — ОАО «АВТОВАЗ». Предыдущие названия — Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966—1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АВТОВАЗ» (с 1971).