Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:38, курсовая работа
Современный этап рыночных преобразований отечественной экономики настоятельно требует поиска новых методов управления фармацевтическими организациями. В настоящее время происходят процессы разделения, объединения, укрупнения и ликвидации фармпредприятий. Постоянно претерпевает изменения законодательная и нормативная база, касающаяся организации и экономики фармации, а также налогообложения. Из-за постоянного совершенствования рыночных механизмов и обостряющейся конкуренции руководители фармацевтических организаций испытывают недостаточное теоретическое, методическое и практическое обеспечение управленческой деятельности
Введение. 3
1. Основные понятия и сущность стратегии организации и стратегического управления. 4
2. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента. 10
3. Оперативное и стратегическое управление. 16
4. Процесс стратегического управления. 19
4.1. Анализ внешней и внутренней среды организации. 20
4.1.1 Анализ внутренней среды предприятия. 20
4.1.2. Анализ внешней среды предприятия. 21
4.2. Стратегическое видение и миссия организации. 22
4.3. Постановка целей и разработка стратегии организации. 23
4.4. Реализация стратегии и подведение итогов. 24
Заключение. 27
Литература. 28
3. Как перейти из состояния, в котором находится организация в настоящее время, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных целей в будущем?
Когда
поставлены цели с учетом внешних
факторов и оценены потенциальные
ресурсные возможности
Существует
значительное количество вариантов
достижения целей; задача стратегического
управления — выбор оптимального
варианта на уровне разработки стратегии,
как правило, превращающегося в
конкретный план мероприятий, который
должен быть выполнен в определенные
сроки. Переход организации из исходного
состояния в желаемое (например, лидерство
в отрасли по объему продаж) может происходить
разными путями.
Путь
«а» подразумевает быстрые и
радикальные изменения в
Обобщая рассмотренные особенности, можно выделить следующие преимущества стратегического подхода к управлению:
Возникновение
и практическое использование стратегического
менеджмента как системы
В связи с потребностью решения все новых и новых проблем, на различных этапах исторического развития периодически возникала необходимость в эволюции систем внутрифирменного управления, которые развивались в направлении перехода от управления на основе контроля первоначально к управлению на основе экстраполяции, а затем и к управлению предпринимательского типа.
Крупнейшим
американским специалистом в области
стратегического управления И. Ансоффом
был проведен анализ ретроспективы изменения
условий предпринимательской деятельности
в странах с рыночной экономикой во взаимосвязи
с эволюцией управленческих систем. Последовательная
смена систем управления рассматривалась
с точки зрения трех характеристик нестабильности
окружающей среды.
1. Степень привычности событий, которая по мере усложнения среды может изменяться от привычных до неожиданных и совершенно новых.
2. Темп изменений, который может быть медленнее, чем реакция фирмы, сравнимый или быстрее, чем реакция фирмы.
3.
Предсказуемость будущего, которое
может быть повторением
Можно выделить четыре этапа в развитии систем управления организацией, связанных с определенным уровнем нестабильности внешнего окружения.
1. Управление на основе контроля — эта довольно простая система явилась важным этапом в развитии формализованного аспекта управления организацией. Она допускает замедленную реакцию фирмы, что оправданно при постепенном изменении внешнего окружения.
Рассматриваемая система управления базируется на контроле за исполнением, который включает: управление трудом (нормы и стандарты трудовых процессов), финансовый контроль, составление текущих бюджетов, планирование прибыли, управление по целям, планирование проектов. Поскольку нормы, стандарты основываются на прошлом опыте, контрольные действия связаны скорее с прошлым, нежели с будущим фирмы.
Первый этап развития систем управления связан с составлением финансовых планов («разработка бюджетов» — budgeting), которые ограничивались лишь ежегодными финансовыми сметами по статьям расходов на различные цели и текущим планированием производственно-хозяйственной деятельности. Их главная задача состояла в управлении издержками. Аналогичные планы и их модификации и сегодня служат основным инструментом распределения ресурсов, а также внутрифирменного контроля за текущей финансовой и производственно-хозяйственной деятельностью.
Для
данного вида внутрифирменного планирования
характерны традиционные методологические
принципы; оно обращено внутрь фирмы
(«образ мышления улитки»). При таком
подходе организация
2. Управление на основе экстраполяции можно рассматривать как реакцию фирм на ускорение темпов изменения среды, когда будущее еще можно предсказать путем аналогии со сложившимися тенденциями в прошлом.
Основной
механизм реализации данной системы
управления — долгосрочное планирование,
которое предполагает, что будущее
может быть предсказано путем
экстраполяции исторически
Долгосрочное планирование (long-range planning) явилось первоначальной функцией общекорпоративного планирования развития фирмы во внешней среде. Такой подход стал возможным благодаря появлению экономико-математических методов в планировании и управлении.
В
системе долгосрочного
3. Управление на основе предвидения изменений — это реакция организации на появление новых источников изменений и неожиданные явления, имеющие природу своего происхождения во внешней среде, когда темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Здесь при построении системы управления организацией на первое место выходят задачи предвидения возможных ситуаций. Классик науки управления А. Файоль отмечал: «управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать».
В
условиях высокого уровня нестабильности
внешней среды единственным способом
формального прогнозирования
Главное
различие между долгосрочным и стратегическим
планированием состоит в
В
системе стратегического
Такой
подход подразумевает интегрирование
финансовых и долгосрочных планов в
систему стратегического
4. Управление на основе гибких экстренных решений — это система управления, которая складывается в настоящее время в условиях, когда многие важные задачи, отличающиеся новизной и сложностью, возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. По словам президента IBM Ф. Кери, это система, «ориентированная на рынок завтрашнего дня».
Системы управления, основанные на долгосрочном и стратегическом планировании, оказались непригодными для реагирования на события, которые частично предсказуемы, однако развиваются слишком быстро, чтобы можно было заранее подготовить и вовремя принять необходимые стратегические решения. Фирмы попросту не справляются с неожиданностями, преподносимыми правительством, конкурентами, научно-техническим прогрессом с его внезапными прорывами и т. д., проще говоря, со всем тем «снегом на голову», который падает слишком быстро и не вписывается в плановый цикл. Другими словами, в ситуациях нестабильности «может произойти все что угодно и в любое время».
Чтобы
справиться с быстро меняющимися
задачами, необходимо применение системы
управления, связанной не столько
с определением позиции (долгосрочное
и стратегическое планирование), сколько
со своевременной реакцией в реальном
масштабе времени на быстрые и
неожиданные изменения в
Таким
образом, можно считать, что система
стратегического управления состоит
из двух взаимодополняющих подсистем:
планирования и анализа стратегии
организации, а также управления
стратегическими проблемами в режиме
реального времени.
Рассмотренные системы управления нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения какой-то определенной задачи и является вспомогательной для решения остальных задач. Любая фирма может составить для себя нужную комбинацию систем.
Для
современной организации
Стратегическое
управление, как уже было отмечено,
связано с постановкой целей
и задач организации, с поддержанием
определенных взаимоотношений с
окружающей средой, которые позволяют
ей добиться поставленных целей, соответствуют
ее внутренним возможностям и позволяют
оставаться восприимчивой к внешним
воздействиям. С ростом нестабильности
хозяйственной деятельности возрастает
потребность организаций в
Информация о работе Стратегический менеджмент в работе аптечных организаций