Стратегическое планирование, организационная структура и механизм управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в разработке системы стратегического планирования на предприятии на примере ОАО «ЖЗТО».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Стратегическое планирование в организации. 5
1.1 Выбор миссии предприятия. 5
1.2. Разработка целей. 7
1.3 Анализ внешней среды предприятия. 8
1.4. Анализ внешней среды косвенного воздействия 13
1.5. Анализ сильных и слабых сторон организации. 17
1.6. Анализ внутренней среды. 20
1.7. SWOT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития организации. 23
1.8. Портфолио- анализ с помощью матрицы БКГ. 26
1.9. Рекомендации по портфельной стратегии развития организации. 27
1.10. Реализация стратегии. 28
2. Организационная структура организации и механизм управления. 30
2.1. Анализ организационной структуры управления фирмой. 30
2.2 Анализ организационного взаимодействия между уровнями управления. 38
Заключение 39
Список используемой литературы. 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовичок мнеджмент.docx

— 143.99 Кб (Скачать документ)

1.10. Реализация стратегии.

    В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена четко сформулированная цель.

    Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать коротко и  четко: каждое действие должно иметь  ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все  виды деятельности человека, от государственного и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых  можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный  конфликт.

    Установление  целей означает распределение заданий  работникам исходя из их индивидуальных способностей и необходимости достижения результатов, согласованных с ними. Управление по целям является одним  из методов, использующихся при оценке персонала. Существует мнение, что вместо этого руководящим лицам следует  сотрудничать с подчиненным для  выработки самих целей предприятия. Это дает подчиненным возможность использования самоконтроля результативности своего труда. Именно на таком подходе и базируется метод управления по целям. Использование метода УПЦ связано с определенными проблемами:

    - формулирование неясных, не измеряемых  целей;

    - МВО занимает много времени;

       -    постановка целей с  подчиненным иногда превращается  в перетягивание каната.

      Для реализации поставленных перед предприятием целей и разработанных стратегий, ОАО «ЖЗТО» следует организовать работу персонала так, чтобы их деятельность соответствовала целям, то есть приступить  к управлению персоналом.

    Для разработки функциональных стратегий по направлению персонала с

учетом запланированной  реструктуризации необходимо рассмотреть  набор конкретных действий по управлению человеческими ресурсами.

Оценка  персонала

      Для проведения аттестации персонала в  ОАО «ЖЗТО» руководителю отдела следует  установить список критериев, по которым  будет проходить оценка деятельности сотрудников. Такими критериями могут  быть:

    1. Получение результатов работы.
    2. Наличие ответственности.
    3. Соблюдение прав и  обязанностей.
    4. Осуществление бракованной работы.
    5. Правильное ведение необходимой документации.
    6. Честные приемы ведения дела, соблюдение коммерческой этики.
    7. Проявление инициативы.
    8. Осуществление работы с клиентами,
    9. Работа в коллективе,
    10. Стремление к успеху.

      По  итогам этой оценки руководитель может  принять решение по поводу дальнейшей работы данного сотрудника и его  вклад в деятельность всего отдела. 
 
 
 

2. Организационная структура организации и механизм управления.

2.1. Анализ организационной структуры управления фирмой.

    Организация - это процесс создания структуры  предприятия, 
которая дает возможность людям эффективно работать вместе для 
достижения его целей. Структура организации - это логическое 
взаимоотношение         между         уровнями         управления и функциональными областями, построенными в форме, которая позволяет организации наиболее эффективно достигать своих целей.

    Для определения типа организации организационная  структура управления предприятием анализируется на трех уровнях:

  1. «Организация - внешняя среда».
  2. «Организация - человек».
  3. «Подразделение - подразделение».

    При этом различают следующие типы организационных  структур (Табл.  2).

    Таблица 5.

    Типы  организационных структур

    Взаимодействие  «Организация - внешняя среда»     Механистическая

    Органическая

    Взаимодействие  «Организация - человек»     Индивидуалистская

    Корпоративная

    Взаимодействие  «Подразделение - подразделение»     Линейная

    Линейно-функциональная

    Функциональная

    Дивизиональная

    Матричная

 

    Взаимодействие  «Организация - внешняя  среда»

    Предприятие ОАО «ЖЗТО» обладает механистическим  типом организации, который характеризуется  экстенсивным использованием формальных правил, централизованным принятием  решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией  власти в организации. Механистический  подход считается синонимом бюрократической  организации, которая ассоциируется  с жесткостью, некомпетентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. Отрицательные характеристики ее в  том, что организации не способны спонтанно и по-новому реагировать  на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации.

    Трудности, возникающие в бюрократических  структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудникам своих задач, выполнение запросов других подразделений.

    Однако  бюрократическая структура имеет  преимущества такие, как уникальность, предсказуемость и высокую производительность. 

    Взаимодействие  «Организация - человек»

    ОАО «ЖЗТО» в большей степени склоняется к корпоративному типу.

    Корпоративная организация – это объединение, прежде всего людских ресурсов. Она  определяется:

    - стандартизацией в деятельности  предприятия, то есть каждый  должен заниматься своей работой;

    - доминированием иерархии;

    - согласованием интересов работника  с начальством (работник может  принимать решения, связанные  с его непосредственной работой;  решения, касающиеся работы по  отделу и организации принимаются  во главе с высшим руководством, то есть действует принцип  старшинства).

    Преимущества:

  1. организация отвечает за своих членов;
  2. преобладание целей организационных над индивидуальными способствует движению организации в выбранном направлении;
  3. работа в команде способствует эффективному достижению целей организации.

    Недостатки:

  1. монополия и стандартизация в деятельности организации снижает организационной структуры;
  2. препятствие развитию внутренней конкуренции;
  3. разделение сотрудников по социальному и профессиональному критериям и руководство по принципу “разделяй и властвуй” снижает возможность свободного и открытого взаимодействия между ними;
  4. преобладание целей организационных над индивидуальными способствует проявлению таких корпоративных черт, как ложная солидарность сотрудников, конфликтность и т.п.;
  5. действие принципа “организация всегда права”.

    Практика  менеджмента показывает, что, как  правило, существует прямая зависимость между типами организаций по взаимодействию «организация – внешняя среда» и «организация – человек», а именно, на ОАО «ЖЗТО» механический тип организации коррелирует с корпоративным типом организации.

    Взаимодействие  «Подразделение - подразделение»

    Структура ОАО «ЖЗТО» является линейной .

    Основные  преимущества:

    1. руководство высшего звена отвечает за долгосрочное планирование, разработку политики, за координацию и контроль действий в рамках всей организации;
    2. четкая система взаимосвязи между руководителем и подчиненными;
    3. единство и четкость распорядительств;
    4. согласованность действий подчиненных (исполнителей);
    5. быстрота реакции в ответ на прямые указания;
    6. получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и задач, обеспеченных ресурсами;
    7. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности всего предприятия.

        Недостатки:

    1. высокие требования к руководителю, он должен иметь разносторонние знания и опыт; все это ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;
    2. перегрузка менеджеров высшего уровня, ограниченное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
    3. тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;
    4. отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

    Для структуры управления ОАО «ЖЗТО» характерен широкий масштаб управляемости. Широкий масштаб управляемости  имеет также ряд преимуществ  и недостатков.

    Преимущества:

     1) Имея много подчиненных, руководитель  вынужден делегировать свои полномочия  среди сотрудников, т.е. распределить  задачи сотрудникам, которые должны  быть выполнены для достижения  целей организации.

    2) Наделяя своих подчиненных правами  по выполнению работы, руководитель  должен быть уверен, что они  с ней справятся, и поэтому  чаще всего в таких случаях  подбирается сильная команда  высококвалифицированных специалистов.

    Недостатки:

    1)  Руководитель перегружен в решении  рутинных задач.

    2)  Может произойти потеря контроля  над подчиненными.

    Проведенный анализ ОАО «ЖЗТО» показал, что уровень  квалификации высшего руководства  предприятия достаточно высок. Однако, проанализировав структуру, можно  порекомендовать сузить масштаб  управляемости для увеличения скорости обмена информацией между руководителями и подчиненными, а также усиления контроля за деятельностью подчиненных. Для этого можно предложить совместить группу менеджеров по продаже услуг физическим лицам и юридическим лицам в один отдел по продаже услуг.

    Данные  предложения направлены на соответствие организационной структуры предприятия  поставленным целям, а также на сокращение управленческого аппарата, а, следовательно, и на сокращение управленческих расходов. 

Схема организационной структуры ОАО «ЖЗТО»

 

 

 

Рис.3. Организационная  структура ОАО «ЖЗТО»

     Во  главе всего стоит  директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами. В подчинении директора находятся главный бухгалтер, начальник отдела кадров; главный экономист, главный инженер начальник производственной лаборатории.

Информация о работе Стратегическое планирование, организационная структура и механизм управления