Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах …. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана ………………………..6
Глава 2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.
2.1 Концепция социально-экономического развития города-курорта
Сочи…………………………………………………………………………..11
2.2 Механизм стратегического планирования развития МО…………14
2.3 Мониторинг стратегического плана …………………………..…..18
2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА СОЧИ ………………..……..21
Глава 3. Направления совершенствования процесса стратегического планирования в городе-курорте Сочи
3.1.Недостатки в осуществлении стратегического планирования в администрации города Сочи. ………………………………………………27
3.2.Направления урегулирования недостатков в осуществлении процесса стратегического планирования …………………………………………….30
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи.docx

— 77.07 Кб (Скачать документ)

                        СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение   

   Глава 1. Теоретические  основы разработки  стратегического  плана муниципального  образования  

       1.1 Принципы и задачи стратегического  планирования в городах …. 4

       1.2 Этапы разработки Стратегического  плана  ………………………..6

 Глава 2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.

       2.1 Концепция социально-экономического  развития города-курорта

 Сочи…………………………………………………………………………..11

       2.2 Механизм стратегического планирования  развития МО…………14

       2.3 Мониторинг стратегического плана …………………………..…..18 
       2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА СОЧИ ………………..……..21

   Глава 3. Направления  совершенствования  процесса стратегического  планирования в  городе-курорте Сочи

       3.1.Недостатки в осуществлении  стратегического планирования в  администрации города Сочи. ………………………………………………27

       3.2.Направления урегулирования недостатков  в осуществлении процесса стратегического  планирования …………………………………………….30 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 

    Совершенствование Конституции - это сложный

                                                и длительный процесс, не терпящий спешки

      и крайних решений.

    Неизвестный автор 

Введение  
 

    Ход социально-экономического развития страны, практика реализации разнообразных  реформ на протяжении последних двух десятков лет привели к пониманию  необходимости возврата – в другом, нежели в советской практике, качестве – к долгосрочному планированию как страны в целом, так и отдельных  ее территориальных образований. Этот процесс сегодня уже имеет  хоть и относительно непродолжительную, но историю. Существует опыт, основанный как на попытках внедрения технологий, зарекомендовавших себя за рубежом, так и на собственных отечественных  разработках, которые, впрочем, в большинстве  случаев являются более или менее  успешными попытками адаптации  западных технологий к специфическим  российским условиям. Этот опыт имеет  много разных формулировок и чаще всего обозначается термином «стратегическое  планирование» (развития той или  иной территории). 

    Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.

    Совершенствование системы управления развитием муниципального хозяйства имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы, ее теоретическую и практическую значимость.

     Обзор существующих по данной проблеме разработок и публикаций показывает, что состояние  научной разработанности проблемы управления развития муниципальным  хозяйством не в полной мере отвечает реальным практическим потребностям, или не отвечает вовсе.

     Среди ученых, занимающихся проблемой управления развитием муниципальных хозяйств, можно назвать таких авторов, как А.И.Гаврилов, Л.А.Велихов, Н.Е.Жигалова, В.Б.Зотов, В.Н.Парахина и др.

    Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики  и решении социальных проблем  во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.  
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:

  1. Изучение теоретических основ стратегического планирования.
  2. Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

    Объект  исследования – стратегическое планирование в муниципальном образовании  города-курорта Сочи.

    В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, а так  же города Сочи, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Данная работа состоит  из трех основных разделов.

    Первый  посвящен рассмотрению принципов и  задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического  плана.

    Второй  – вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города-курорта Сочи.

    Третий  – основным направлениям совершенствования  процесса стратегического планирования. Актуальность темы проявляется в том, что муниципализация способствует становлению той экономической базы, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества (детей, инвалидов, престарелых), особенно в критические для страны периоды. 

Работая над концепцией,

ты  работаешь над  концепцией того,

  кто понимает ее  глубже и шире.

Неизвестный автор         

Глава 1.

Теоретические основы разработки стратегического  плана муниципального образования

    1.1 Принципы и задачи  стратегического  планирования в  городах 

    Актуальность  внедрения системы стратегического  планирования в городах России обусловлена  следующими причинами:

  • стратегическое планирование – признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
  • в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;
  • процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.  
    В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:
  • стратегический план – короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;
  • в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;
  • стратегическое планирование – непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

    Участники стратегического  партнерства. В разработке и реализации стратегического плана участвуют городские власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население.  
        Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.

    Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.  
        Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал.

1.2 Этапы разработки  Стратегического  плана

 

    В соответствии с процедурой, в год  разработки стратегического плана  действует следующий примерный  график работ:

  • январь-февраль – аналитический этап;
  • март-апрель – этап выбора целей и стратегических направлений развития;
  • апрель – общегородская конференция и заседание Совета по стратегическому планированию для утверждения результатов анализа, формулировок главной цели, основных стратегических направлений и целей, а также структуры и состава тематических комиссий по планированию;
  • май-июль – этап планирования;
  • июль – заседание Исполнительного Комитета для рассмотрения первой редакции стратегического плана и принятия решения о начале расширенного профессионального и общественного обсуждения плана в целом;
  • август-ноябрь – публикация первой редакции стратегического плана, сбор замечаний и дополнений, проведение секционных заседаний Общегородской конференции в форме открытых заседаний тематических комиссий для обсуждения поступивших поправок и утверждения фрагментов второй редакции текста стратегического плана,
  • декабрь – компоновка второй редакции стратегического плана, рассылка его для рассмотрения членам Совета; принятие стратегического плана на заседании Совета.
 

1. Разработка Стратегического  плана – этап  анализа.

    В процессе разработки Стратегического  плана выполняются следующие  содержательные этапы:

  1. анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ);
  2. целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей);
  3. планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).

    Стратегический  анализ. Анализ становится основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов, поэтому он очень важен. Базой для стратегического анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации.  
Суть стратегического анализа – анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями.  
Необходимыми элементами анализа являются:

  • анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня);
  • анализ экономико-географического положения;
  • анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение;
  • анализ ресурсов, в том числе организационных;
  • анализ социального потенциала, психологической готовности к перемена;
  • анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок. отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать, кто конкретно способен поддержать стратегический план (или на оборот помешать), чьи интересы могут быть затронуты и реализацией отдельных направлений и проектов плана.

    Инструментом  стратегического  анализа является SWOT-анализ.  
Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих – сила, слабость, возможности, опасности.

    SWOT-анализ  может рассматриваться как средство  представления, агрегации результатов  детальных обследований и обоснований,  итогом которых становятся четкие  суждения относительно сравнительных  преимуществ или недостатков  города. Идеология SWOT-анализа позволяет  при этом не упустить из  виду конечную цель всех расчетов  и обоснований – дать ответ  на вопросы о перспективных  направлениях развития, позволяющих  активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать  все открывающиеся возможности  и избежать потенциальных опасностей.

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи