Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах …. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана ………………………..6
Глава 2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.
2.1 Концепция социально-экономического развития города-курорта
Сочи…………………………………………………………………………..11
2.2 Механизм стратегического планирования развития МО…………14
2.3 Мониторинг стратегического плана …………………………..…..18
2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА СОЧИ ………………..……..21
Глава 3. Направления совершенствования процесса стратегического планирования в городе-курорте Сочи
3.1.Недостатки в осуществлении стратегического планирования в администрации города Сочи. ………………………………………………27
3.2.Направления урегулирования недостатков в осуществлении процесса стратегического планирования …………………………………………….30
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи.docx

— 77.07 Кб (Скачать документ)

    Одновременно  с  годовым отчетом об исполнении бюджета города Сочи администрация  города Сочи ежегодно представляет в  Городское Собрание Сочи  и Контрольно-счетную  палату города Сочи отчет о реализации Программы  в текущем  финансовом году.

    Отчет о реализации Программы  содержит:

    • общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;
    • перечень завершенных в течение года мероприятий;
    • перечень не завершенных в течение года мероприятий;
  • анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
  • предложения о привлечении дополнительных источников для реализации мероприятий.

    Итоговый  отчет о реализации Программы  содержит данные о финансировании Программы  в целом и отдельных ее мероприятий  с разбивкой по годам и источникам финансирования, процент реализации Программы, оценку результатов реализации Программы, уровень достижения программных  целей и запланированных показателей  эффективности. 
 

2.3 Мониторинг стратегического  плана  

    Основной  целью мониторинга является обеспечение  реализации и постоянное поддержание  актуальности Стратегического плана.  
В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи:

  • стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов;
  • оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей;
  • оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер;
  • поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.  
    Мониторинг Стратегического плана включает в себя три составные части:  
            1.     Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

        2.     Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.

    3.     Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).

    Программа является инструментом реализации Стратегии  социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Сочи до 2020 года. 

    Стратегические  цели Программы увязаны с главной  целью Стратегии социально-экономического развития муниципального образования  город-курорт Сочи до 2020 года – обеспечение  высокого уровня и качества жизни  населения города Сочи.

    Реализация  Программы является необходимым  условием достижения поставленных целей  и повышения конкурентоспособности  экономики за счет улучшения делового и инвестиционного климата, институциональных  преобразований, совершенствования  механизмов управления.

    Стратегические  цели Программы представляют собой  наиболее значимые цели деятельности органов исполнительной власти города Сочи, сформулированные с учетом проблем  и определенных стратегических приоритетов  развития экономики в городе Сочи.

    В целях обеспечения устойчивых темпов экономического роста планируется  наращивание экономического потенциала города Сочи, создание условий для интенсивного развития человеческого капитала, наращивание внешнеэкономической активности организаций города Сочи.

    1. Развитие человеческого капитала, формирование эффективной социальной  инфраструктуры, ориентированной на  конечный результат.

    Основными направлениями социально-экономической  политики города Сочи на среднесрочный  период станут:

  • обеспечение населения города Сочи доступным и комфортным жильем; улучшение качества услуг в сфере здравоохранения и образования; сокращение бедности и повышение доходов населения;
  • формирование эффективной демографической и миграционной политики, направленной на увеличение рождаемости, снижение смертности;
  • поддержка материнства и детства;
  • формирование здорового образа жизни;
  • укрепление социального института семьи.

    В сфере образования приоритетами являются: совершенствование образовательных  программ, реструктуризация сети образовательных  организаций, переход на нормативно-подушевое  финансирование, формирование независимой  системы контроля качества образования  в городе Сочи.

    В области здравоохранения города Сочи предстоит обеспечить повышение  доступности и качества медицинской  помощи, прежде всего в первичном  звене, развитие диагностики и профилактики заболеваний, увеличение объема оказания высокотехнологичной медицинской  помощи, реализацию эффективных механизмов лекарственного обеспечения.

    Приоритетным  направлением преобразований в социальной сфере должно стать последовательное проведение реформы бюджетного сектора  экономики, создание автономных организаций, развитие механизмов конкурсного финансирования муниципальных услуг в социальной сфере города Сочи.

    2.    Улучшение инвестиционного климата города Сочи.

    Развитие  частно-муниципального партнерства, финансовой инфраструктуры, рост капитализации компаний.

    3. Развитие инфраструктурных отраслей экономики – коммунального и дорожного хозяйства, транспорта.

    Необходимо  стимулировать расширение масштабов  частного финансирования инфраструктурных проектов путем развития механизмов частно-муниципального партнерства, продолжить реформирование и модернизацию организаций  жилищно-коммунального комплекса.

    5. Повышение эффективности деятельности  органов муниципального управления  города Сочи, развитие институтов  гражданского общества.

    Предстоит расширить практику внедрения системы  управления, ориентированной на результат, ускорить проведение административной реформы, развивать механизмы общественной экспертизы и общественного контроля.  

    2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ГОРОДА  СОЧИ 

    Оценка  показателей социально-экономического развития города Сочи выявила определенный диспаритет развития территории между  социальными и экономическими показателями:

  • Выраженная сезонность занятости создает дополнительные нагрузки на бюджет города Сочи;
  • Сравнительно низкое качество социальной инфраструктуры создает барьеры для миграционного притока специалистов в будущем;
  • Сформировавшийся бренд территории как «морского курорта № 1» требует перепозиционирования на спортивную и конгрессную столицу юга России;
  • Инфраструктурные «зажимы» теоретически способны нанести серьезный ущерб качеству подготовки к предстоящим олимпийским играм 2014 года;
  • Создание адекватной курортной, деловой и социальной среды для ускоренного развития въездного туризма сталкивается с ограничениями в уровне квалификации, в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.

    К проблемам и угрозам социально-экономического развития города Сочи следует отнести  следующие:

  • Недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг местных товаропроизводителей;
  • Значительная степень физического и морального износа основного оборудования на большинстве организаций города Сочи;
  • Выраженная сезонность в работе организаций базовых отраслей экономики города Сочи;
  • Отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики, неразвитость инновационной инфраструктуры;
  • Недостаточный уровень использования современных рыночных систем управления, организации труда, ресурсосбережения;
  • Значительная дифференциация населения города Сочи по уровню доходов;
  • Дефицит земельных участков для жилищного строительства в городе Сочи;
  • Дефицит строительных материалов на территории города Сочи, высокая зависимость от внешних поставок сырья;
  • Недостаточная пропускная способность транспортной сети города Сочи. Оценка отраслевой производительности и оплаты труда показывает, что более 70% занятых в экономике города Сочи находятся ниже среднего значения со среднемесячной заработной платой 7,7 тыс.руб. Это свидетельствует о низкой производительности труда в среднем в экономике города Сочи и концентрации на низкопроизводительных секторах экономики.

    

    Анализ  секторов экономики города Сочи выявляет основные направления развития, которые  позволят как прирастить конкурентный статус территории, так и обусловить высокий уровень качества жизни  через рост благосостояния населения  города Сочи.

    Основной  задачей реструктуризации экономики  является:

  1. Концентрация управленческого внимания и ресурсного обеспечения на отраслях с высокой производительностью труда;
  2. Повышение производительности низкопроизводительных секторов экономики за счет интенсивного развития и внедрения наукоемких технологий;
  3. Отток трудовых ресурсов из низкопроизводительных секторов экономики в высокопроизводительные (формирование модели производительных сил)
  4. Одной из проблем, сдерживающих развитие ряда отраслей города Сочи, является недостаточное количество торговых площадей, для открытия крупных современных торговых объектов (гипер и супермаркеты,  др.). Более 25 % всех торговых площадей составляют организации мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки, выносные столы).

    Причины, которые тормозят развитие крупных  торговых центров в городе Сочи, сезонный спрос, логистические затраты, себестоимость строительства, стоимость  и наличие земельных участков:

  • Сезонный спрос на санаторно-курортные услуги обуславливает сезонную работу торговых центров, что негативно сказывается на эффективности эксплуатации инвестиций в городе Сочи;
  • Отсутствие логистических центров и транспортные ограничения являются сдерживающими факторами развития крупного торгового бизнеса;
  • Интенсивное развитие Сочи, как горно-климатического курорта, проведение Олимпиады 2014 приводит к дефициту свободных земельных участков, что отражается на их стоимости, а это обуславливает увеличение инвестиций, и следовательно, срок их окупаемости.

    Потребительская сфера города Сочи в ближайшие  годы должна стать областью социальной ответственности бизнеса, фактором, способствующим выполнению национальных и краевых программ развития экономики  и социальной сферы в городе Сочи.

    Чтобы избежать  в ближайшие годы  серьезной нехватки торговых площадей, необходимо предусматривать при  подготовке договоров инвестирования использование первых этажей многоквартирных  жилых домов, многофункциональных  комплексов, под размещение объектов потребительской сферы. Также при  согласовании предпроектной и проектной  документации под строительство  многоквартирных жилых домов, многофункциональных  комплексов,  необходимо не мене 15 % всех строящихся площадей отдавать под  размещения объектов торговли, общественного  питания, бытовых услуг.

    Использование первых этажей многоквартирных жилых  домов, многофункциональных комплексов под размещение объектов торговли, позволит использовать опыт построения сети магазинов шаговой доступности. Особенно это актуально при строительстве  спальных районов с большим количеством  многоквартирных жилых домов, либо района, где сосредоточены офисные  помещения.

    По  предварительной оценке до 2020 года необходимо подготовить не менее 25,5 тысяч специалистов самой разной направленности, из них только около 15 тысяч специалистов для организаций  общественного питания (повара, официанты, бармены, кондитеры), более 7 тысяч специалистов бытового обслуживания, не менее 3,5 тысяч  менеджеров высшего и среднего звена, продавцов-консультантов в организации  розничной и оптовой торговли.

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи