Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах …. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана ………………………..6
Глава 2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.
2.1 Концепция социально-экономического развития города-курорта
Сочи…………………………………………………………………………..11
2.2 Механизм стратегического планирования развития МО…………14
2.3 Мониторинг стратегического плана …………………………..…..18
2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА СОЧИ ………………..……..21
Глава 3. Направления совершенствования процесса стратегического планирования в городе-курорте Сочи
3.1.Недостатки в осуществлении стратегического планирования в администрации города Сочи. ………………………………………………27
3.2.Направления урегулирования недостатков в осуществлении процесса стратегического планирования …………………………………………….30
Заключение
Список литературы
В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).
2.
Разработка Стратегического
плана – этап
целеполагания.
Выбор цели стратегического плана города
должен основываться на результатах анализа.
Таким образом, и появляется Главная цель
или перспектива.
Главная
цель (перспектива) должна включать следующие
четыре элемента:
1. Временное измерение;
2. Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе);
3. «Движущие силы»;
4. Флагманские проекты.
Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.
3. Разработка Стратегического плана – формирование стратегических направлений и выбор приоритетов.
Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления:
Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.
При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.
Оценка
и последующий отбор
1) социальную эффективность расходования средств;
2) бюджетную эффективность расходования средств;
3) эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.
Одним
из инструментов обсуждения и отбора
окончательных решений может
быть общегородская конференция, в
ходе которой участникам предоставляется
возможность обсудить, проголосовать,
заполнить оценочные листы. Организация
такой конференции позволяет
участникам, разбитым на малые группы,
детально ознакомиться с выдвигаемыми
проектами и ранжировать их, что
дает объективные основания для
формирования экспертами итоговых текстов.
Идея становится материальной силой,
когда она овладевает массами.
Карл Маркс
Глава 2.
Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.
Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации включает в себя:
2
Оценку уровня жизни – это
демография и занятость
3
Оценку социальной сферы
4. Анализ внешнеэкономической деятельности
5.
Финансы муниципального
6 Муниципальное имущество и земельные ресурсы городского округа.
7 Муниципальные предприятия в экономике городского округа.
8
Предприятия жилищно-
9
Предприятия розничной
10
Анализ структуры управления
городским округом «Город Сочи»
Анализ внутренней
среды развития городского
округа.
При анализе внутренней среды города-курорта
Сочи. Оцениваются конкурентные преимущества
и недостатки города с учетом тенденций
развития внешней среды до 2022 г. (Таблица
№1).
Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки
Оцениваемая группа факторов внутренней среды |
Преимущества |
Недостатки |
Население и демографическая ситуация | Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность. | Старение
населения, низкая продолжительность
жизни. Большая
имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной рабочей силы. |
Пространственная организация и ее административное регулирование | Наличие
территориальных резервов для строительства
жилья, общественно-деловых и |
Значительная
дифференциация между отдельными районами
города в плотности жилой застройки
и общественно-деловых и |
Политическая и правовая среда | Приверженность
большинства населения Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости. |
Усиление
диспропорции в объеме полномочий и
предметов ведения между |
Городская среда и инфраструктура | Транспортный узел регионального значения. Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта. | Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам. |
Экономика | Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал. | Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения |
Социальная сфера | Относительно развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования и медицины. | Недостаточное
финансирование и слабая материальная
база учреждений этих систем. Высокий уровень преступности. |
2.2
МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа
социально-экономического развития города
Сочи на 2009-2013 годы является городской
целевой программой, соответствует
Стратегии социально-
Реализация
Программы предусматривает
Для
достижения программных целей
Функциональный механизм реализации Программы включает следующие базовые элементы:
Сопровождение
процесса принятия решений на уровне
федеральных министерств и
Для
осуществления мероприятий
Текущий
контроль и координацию реализации
мероприятий Программы
Департамент экономики и прогнозирования администрации города Сочи осуществляет: