Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах …. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана ………………………..6
Глава 2. Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании.
2.1 Концепция социально-экономического развития города-курорта
Сочи…………………………………………………………………………..11
2.2 Механизм стратегического планирования развития МО…………14
2.3 Мониторинг стратегического плана …………………………..…..18
2.4 ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА СОЧИ ………………..……..21
Глава 3. Направления совершенствования процесса стратегического планирования в городе-курорте Сочи
3.1.Недостатки в осуществлении стратегического планирования в администрации города Сочи. ………………………………………………27
3.2.Направления урегулирования недостатков в осуществлении процесса стратегического планирования …………………………………………….30
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи.docx

— 77.07 Кб (Скачать документ)

    В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной  частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).

2. Разработка Стратегического  плана – этап  целеполагания. 
Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.

    Главная цель (перспектива) должна включать следующие  четыре элемента:  
       1.  Временное измерение;

    2.  Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение   брэнда, сделанного в городе);

    3.  «Движущие силы»;

    4.  Флагманские проекты.

    Под перспективой подразумевается ясная  генеральная цель или картина  желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

3. Разработка Стратегического  плана – формирование  стратегических направлений  и выбор приоритетов.

    Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при  минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое  количество направлений – 3–6, целей  – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются  следующие направления:

    • улучшение общих условий для бизнеса.
  • развитие определенных групп отраслей и производств.
  • развитие инфраструктуры.
  • реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

    Чем более специфичны применительно  к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и  конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений  и проектов, реально дающих сильный  импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

    При разработке стратегического плана  целесообразно двигаться от направлений  к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться  на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

    Оценка  и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных  средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

    1)  социальную эффективность расходования средств;

    2)  бюджетную эффективность расходования средств;

    3)  эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

    Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может  быть общегородская конференция, в  ходе которой участникам предоставляется  возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация  такой конференции позволяет  участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что  дает объективные основания для  формирования экспертами итоговых текстов.  
 

    Идея  становится материальной силой,

      когда она овладевает  массами.

            Карл Маркс 

    Глава 2.

    Анализ  управления развитием  муниципального хозяйства  в муниципальном  образовании.

    2.1 Концепция социально-экономического  развития города-курорта  Сочи.

 

    Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической  ситуации включает в себя:

  1. Историко-географическую справку.

    2    Оценку уровня жизни – это  демография и занятость населения,  уровень жизни населения.

    3 Оценку социальной сферы городского  округа: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, экология, экономика городского округа, промышленность, строительство, транспорт, связь, жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок, малый бизнес, инвестиционная деятельность.

     4.    Анализ внешнеэкономической  деятельности

    5.     Финансы муниципального образования.

    6      Муниципальное имущество и земельные ресурсы городского округа.

    7      Муниципальные предприятия в  экономике городского округа.

    8      Предприятия жилищно-коммунального  хозяйства.

    9      Предприятия розничной торговли, аптечной сети.

    10 Анализ структуры управления  городским округом «Город Сочи».  
Анализ внутренней среды развития городского округа.  
При анализе внутренней среды города-курорта Сочи. Оцениваются конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).

    Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки

Оцениваемая группа факторов внутренней среды         

              Преимущества

 
      Недостатки
    Население и демографическая ситуация     Большая численность населения (наличие  емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный  и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность.     Старение  населения, низкая продолжительность  жизни. Большая

имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной  рабочей силы.

    Пространственная  организация и ее административное регулирование      Наличие территориальных резервов для строительства  жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли.     Значительная  дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки  и общественно-деловых и производственных объектов.
    Политическая  и правовая среда      Приверженность  большинства населения демократическим  ценностям.  
Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости.
    Усиление  диспропорции в объеме полномочий и  предметов ведения между городским  и федеральным уровнями власти.
    Городская среда и инфраструктура     Транспортный  узел регионального значения. Относительно высокий уровень инженерного  и энергетического обеспечения  жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных  рекреационных зон. Разнообразие видов  общественного транспорта.     Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке  отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам.
    Экономика     Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень  развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие  современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность  ряда производств. Высокий туристский потенциал.     Значительный  износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность  экономики. Низкий уровень доходов  населения 
    Социальная  сфера      Относительно  развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования  и медицины.     Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.  
Высокий уровень преступности.
 
 
 

    2.2 МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 

    Программа социально-экономического развития города Сочи на  2009-2013 годы является городской  целевой  программой, соответствует  Стратегии социально-экономического развития города Сочи до 2020 года.

    Реализация  Программы предусматривает использование  всех средств и методов муниципального воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической и информационной поддержки.

    Для достижения программных целей предполагается использовать денежно-кредитные механизмы, в том числе с участием российских банков, целевые программы, систему  муниципального и социального заказа, возможности налогового и инвестиционного  законодательства, ипотеки, лизинга, системы  стимулирования и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, страхования рисков.

    Функциональный  механизм реализации Программы включает следующие базовые элементы:

    • стратегическое планирование и прогнозирование;
  • реализацию федеральных, краевых целевых программ, стратегических планов действий, реализацию коммерческих проектов;
  • внедрение индикативных методов планирования и управления;
  • оптимизацию функций управления и администрирования путем устранения их дублирования и передачи их в аутсорсинг, снижение административных барьеров;
  • использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов и мероприятий;
  • экономические меры воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы и механизмы приоритетного развития;
  • правовые рычаги влияния на экономическое и социальное развитие территории города Сочи, заключающиеся в разработке и принятии постановлений по важнейшим направлениям ее развития в 2009-2013 годах;
  • организационные механизмы управления Программой, основанные на проведении мониторинга состояния внешней и внутренней сред, анализе реализации Программы и ее корректировке.

    Сопровождение процесса принятия решений на уровне федеральных министерств и ведомств по участию города Сочи в проектах и программах, реализуемых за счет федерального бюджета, предусматривает:

  • взаимодействие с соответствующими структурами по вопросу субвенций из федерального бюджета и участия в федеральных программах и проектах в рамках ежегодно воспроизводимой технологии бюджетного процесса;
  • выработку соответствующих управленческих решений на проводимые по инициативе федерального центра крупные институциональные преобразования;
  • обеспечение участия города Сочи в общенациональных программах, проектах и стратегиях, координируемых различными министерствами и ведомствами.

    Для осуществления мероприятий Программы  предусматривается использовать средства бюджета города Сочи, в том числе  льготы и преференции, предусмотренные  действующим законодательством.

    Текущий контроль и координацию реализации мероприятий Программы осуществляет департамент экономики и прогнозирования  администрации города Сочи.

    Департамент экономики и прогнозирования  администрации города Сочи осуществляет:

  • формирование (корректировку) плана действий администрации города Сочи по реализации Программы и системы контрольных показателей;
  • мониторинг системы контрольных показателей и выработку рекомендаций, обеспечивающих достижение контрольных показателей;
  • обеспечение взаимосвязи стратегического планирования, прогнозирования и программирования;
  • организацию работы по формированию и реализации Программы;
  • формирование бюджетных заявок на выделение средств из федерального, краевого бюджетов и бюджета города Сочи;
    • выполнение функций муниципального заказчика по мероприятиям Программы;
  • организацию взаимодействия с федеральными и краевыми органами исполнительной власти по включению предложений города Сочи в федеральные и краевые целевые программы, федеральную и краевую  адресную инвестиционную программу и включение проектов и мероприятий города, направленных на реализацию инициатив федерального и краевого центра;
  • представление и согласование бюджетных заявок на выделение средств из  федерального и краевого бюджетов для реализации мероприятий Программы в соответствующих федеральных органах и краевых органах исполнительной власти;
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации каждого программного мероприятия в порядке, установленном действующим законодательством;
  • заключение муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг со всеми участниками реализации Программы;
  • подготовку предложений по корректировке целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
  • прием заявок организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий и инвестиционных проектов;
  • осуществление текущего контроля за реализацией мероприятий Программы, рациональным и целевым использованием финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение мероприятий Программы;
  • представление в установленном порядке в департамент экономики и прогнозирования администрации города Сочи информации о ходе реализации мероприятий Программы.

Информация о работе Стратегическое планирование развития муниципального образования как фактор стабильности на примере города Сочи