Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 23:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы стратегического управления персоналом организации.
Для этого нам необходимо:
1. рассмотреть этапы становления стратегического подхода к управлению трудом;
2. выделить типы стратегий управления персоналом и их составляющие;
3. изучить влияние внешних и внутренних факторов при формировании стратегии управления персоналом и критерии их оценки.
Введение 3
1. Становление стратегического подхода к управлению трудом 4
2. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами
2.1. Типизация стратегий управления персоналом и их
Составляющие 8
2.2. Влияние внешних и внутренних факторов при
формировании стратегии управления персоналом 11
2.3. Критерии оценки при формировании вариантов и
выборе стратегии управления персоналом 19
3. Реализация стратегии управления персоналом во взаимо-
связи с целями и жизненной фазой организации 23
Заключение 34
Список литературы
Анализ общей (дальней) окружающей среды. Анализ общей (дальней) окружающей среды включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы (так называемая система PEST) для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды.
За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью.
Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть — покупается фирмами за определенную плату. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет получить более полную информацию и принимать более достоверное решение.
В нашей стране организация таких центров консалтинговой помощи, связанных с разработкой указанных прогнозов, должна рассматриваться как одна из составляющих рыночной инфраструктуры, позволяющей компенсировать элементы стихийности рынка и сделать развитие национальной экономики более устойчивым.
Для того чтобы организация могла результативно
изучать состояние компонентов макроокружения,
должна быть создана специальная система
отслеживания внешней среды.
Экономические, социополитические, технические прогнозы
Экономическая среда | Социополитическая среда | Технологическая среда |
прогнозы
изменения экономики, выраженные в
показателях инфляции, уровня занятости,
циклов деловой активности, денежного
обращения и т. д.
Необходимо отметить также, что в условиях значительной неопределенности функционирования экономической среды прогнозы ее развития не являются достаточно надежными, учитываемыми на уровне предприятия. |
Политическая
стабильность государства является одним
из ключевых факторов, позволяющих снизить
риск развития предприятия в рамках принимаемых
стратегических решений.
Кроме прогноза
политической обстановки в стране предприятие
заинтересовано в получении информации
по перспективам государственного регулирования
в следующих областях деятельности: социальной
защищенности населения; внешней торговли;
политики ценообразования; политики в
сфере экологии; охраны труда и здоровья
трудящихся; ограничений на производство
того или иного продукта путем |
Технологическая
среда анализируется при помощи
научно-технического прогноза.
При проведении технологического анализа и составлении прогноза общей окружающей среды на перспективу чаще всего используются следующие характеристики: государственные расходы на НИОКР; выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий. |
Следует отметить, что в условиях жесткого централизованного управления и директивного планирования анализ общей окружающей среды в нашей стране не требовался, так как предприятию при помощи спущенного сверху плана определялись как условия производства, так и сама номенклатура производимой продукции и способы ее реализации. В условиях рыночной экономики анализ общей окружающей среды позволяет предприятию. действовать более эффективно, заранее готовясь к возможным негативным изменениям и, наоборот, стремясь максимально использовать положительные тенденции народнохозяйственного развития.
За рубежом фирмы уделяют анализу общей окружающей среды приоритетное внимание. Так, в США уже в середине 70-х годов 73% компаний анализировали общую окружающую среду в полном объеме, 15% — анализировали ее лишь частично и только 12% компаний вообще не занимались данной деятельностью.
Г. Гринли приводит следующую градацию наиболее часто встречающихся методов прогнозирования в процессе анализа общей (дальней) окружающей среды (табл. 2.1).
Наиболее часто применяемые методы прогнозирования
при анализе общей деловой окружающей среды
Экономическая среда | Социополитическая среда | Технологическая среда |
Экстраполяция | Исторические аналогии | Сценарный прогноз |
Регрессный анализ | Морфологический анализ | Качественная экстраполяция |
Экономические модели | Демографический прогноз | Морфологический анализ |
Балансовые методы прогнозирования | Качественная экстраполяция | Метод «Дельфи» |
Экспертные методы | Сценарный анализ | |
Метол «Дельфи» | Качественный профиль |
Анализ специфической (ближней) окружающей среды. Анализ специфической (ближней) окружающей среды обычно ассоциируют с анализом рыночного окружения. Процедура такого анализа предполагает изучение производственных трендов (направлений возможного развития и некоторые количественные характеристики), структурные сдвиги в промышленности, а также конкуренцию при производстве отдельных групп товаров (конкурентный анализ). Крупные предприятия, имеющие сильные отделы маркетинга, имеют возможность проводить самостоятельный анализ отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей.
Производственный прогноз должен содержать информацию о перспективных размерах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимых предприятием, а также основные параметры развития, такие как прибыльность, капиталовложения, динамика основных производственных фондов и др.
Структурные сдвиги прогнозируются в целях уменьшения неопределенности при принятии стратегических решений (например, возможные изменения сырья, квалификационного состава сотрудников, оборудования). Кроме этого большое внимание должно быть уделено возможному изменению структуры и характера потребления выпускаемой продукции.
Анализ среды - очень важный для выработки
стратегии организации и очень сложный
процесс, требующий внимательного отслеживания
происходящих в среде процессов, оценки
факторов и установления связи между факторами
и теми сильными и слабыми сторонами, а
также возможностями и угрозами, которые
заключены во внешней среде. Очевидно,
что, не зная среды, организация не сможет
существовать. Однако она не плывет в окружении,
как лодка, не имеющая руля, весел или паруса.
Организация изучает среду, чтобы обеспечить
себе успешное продвижение к своим целям.
Поэтому в структуре процесса стратегического
управления вслед за анализом среды следует
установление миссии организации и ее
целей.
2.3 Критерии оценки при формировании вариантов
и выборе стратегии управления персоналом
На определение стратегии организации оказывают влияние разнообразные факторы, состав, содержание и значимость которых изменяется во времени. В связи с этим руководителю при определении и выборе стратегии необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов.
Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Факторы, влияющие на выбор стратегии представлены на рисунке.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
Рис. 1.2
Факторы, влияющие на выбор стратегии
Выбор стратегии осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и внешнюю среду, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Следует отметить, что единой стратегии не существует. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии деятельности.
Из ключевых факторов прежде всего исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы. Зачастую они являются решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.
Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT (Strengths, Weakness, Opportunities, Threats - сильные и слабые стороны, возможности и опасности). SWOT - это метод анализа всего предприятия сверху донизу, внутри и снаружи, позволяющий точно определить, какие внутренние аспекты и внешние условия могут послужить основой будущего роста. SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности).
В итоге такого анализа должен остаться небольшой набор обоснованных выводов, которые станут базой для построения стратегии. Стратегия разрабатывается на основе сильных сторон (с одновременным подавлением недостатков), при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде.
Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют большого количества новых специалистов и, соответственно, больших финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы, либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.
Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего. Выбор стратегии из нескольких стратегических альтернатив означает ориентацию на такую стратегию, которая обладает преимуществами перед другими, является наиболее пригодной для достижения целей организации.
В качестве критериев при оценке достоинств одной стратегии по сравнению с другой могут выступать:
а) критерий степени соответствия ситуации в организации с точки зрения внешних и внутренних факторов и ее собственных возможностей и устремлений. В противном случае стратегия будет сомнительной и малоуспешной.
б) критерий преимущества в конкурентной борьбе, о чем может свидетельствовать наращивание, улучшение конкурентных преимуществ организации за счет мощной и эффективной стратегии. Конкурентные преимущества – это те конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая организация должна обеспечивать или стремиться к этому, чтобы быть конкурентоспособной и добиться успеха. Как правило, каждая организация может иметь несколько (не более трех-четырех) конкурентных преимуществ, относящихся к разным элементам или сферам ее внутренней среды: технологии, маркетингу, реализации продукции и т.д.
в) критерий интенсивности работы, свидетельствующий
о том, что стратегия, повышая интенсивность
работы организации, способствует достижению
наиболее значимых параметров – росту
прибыли, росту долгосрочной деловой активности
и росту конкурентоспособности организации.
3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ЦЕЛЯМИ И ЖИЗНЕННОЙ ФАЗОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
В качестве объекта
«Роснефть» - крупнейшая нефтяная компания России. Полное наименование – ОАО НК «Роснефть». В 1991 году на базе расформированного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтяная организация «Роснефтегаз». В 1993 году она была преобразована в государственное предприятие «Роснефть». В сентябре 1995 года «Роснефть» была акционирована.