Стратегическое управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является проведение анализа системы стратегического управления на примере ГЛХУ «Волковысский лесхоз» и внесение рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучается теоретический материал по социально-экономической сущности стратегического управления;
проводится анализ существующего положения ГЛХУ «Волковысский лесхоз»;
разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления ГЛХУ «Волковысский лесхоз».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………………...5
1.1. Стратегическое управление предприятием как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом……..…....................5
1.2. Понятие и основные характеристики стратегического управления персоналом предприятия...…………………………….……..………..…………7
1.3. Реализация стратегии управления персоналом…….……………10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛХУ «ВОЛКОВЫССКИЙ ЛЕСХОЗ»……13
2.1. Общая характеристика предприятия……………….……………13
2.2. Анализ существующей структуры и системы управления на предприятии…………………………………………………………...…………17
2.3 Анализ рынков и стратегия маркетинга предприятия ГЛХУ «Волковысский лесхоз»…………………………………………………………21
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…...….23
3.1. Рекомендации по совершенствованию программы мотивации сотрудников предприятия …................................................................................23
3.2. Рекомендации по модернизации существующей структуры и системы управления на предприятии…………………………………………..25
3.3. Обоснование социальной и экономической эффективности от внедрения предложенных рекомендаций ………...……………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….34

Работа состоит из  1 файл

стратегическое управление .docx

— 132.69 Кб (Скачать документ)

Запасы готовой продукции на конец отчетного периода к  среднемесячному объему производства промышленной продукции составили 17%.[3, с. 12]

Ценообразование в лесхозе строится на нормативном методе в соответствии с нормативной документацией  и отраслевыми рекомендациями. Цены на древесину в заготовленном  виде формируются на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Цены на дрова  для населения   доводятся решением облисполкома. На остальные виды продукции, услуги  формирование цен производит лесхоз.

 

2.2. Анализ существующей структуры и системы управления на предприятии

 

На формирование системы, методов  и принципов управления влияет масса  факторов, таких  как: задачи предприятия, его цели, используемая предприятием технология, работающий персонал, и структура управления предприятием, а также непрерывно воздействуют на внутреннюю среду, принимаемые руководством управленческие решения.[17, с. 119]

Государственное лесохозяйственное  учреждение «Волковысский лесхоз»» является предприятием отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. В состав предприятия входят 7 лесничеств и мастерский участок «Замковый», расположенных на территории Гродненской области.

Основными задачами органов управления предприятия являются:

  • Государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
  • Сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов;
  • Выполнение мероприятий по ведению лесного хозяйства;
  • Работы по заготовке древесины от всех видов рубок;
  • Переработка древесины (пиломатериалы в ассортименте);
  • Реализация лесопродукции;
  • Удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах;
  • Внешнеэкономическая деятельность.

Каждое предприятие имеет свою структуру, то есть логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей предприятия.

В состав высшего руководства ГЛХУ «Волковысский лесхоз» входит директор предприятия, которым на данный момент времени является Сметанин Геннадий Владимирович. Директор на данном предприятии занимается общим руководством, но и не только. Также он влияет на все подразделения и может принимать решения помимо непосредственных начальников подразделений. (см. рис. «Организационная структура ГЛХУ «Волковысский лесхоз»»)

Директор




Главный инженер


Зам. директора по идеологической работе


Главный лесничий



 

Промышленный  отдел


Главный бухгалтер



Отдел лесного хозяйства




Деревообраба-тывающий цех


Волковысское лесничество


Главный механик





Берестовицкое лесничество


Планово-экономический  отдел





Бухгалтер


Каревичское лесничество


 

                                                                                      



Росское лесничество



 


Порозовское лесничество



 

Подоросское лесничество



 


Свислочское лесничество



 

 

Организационная структура ГЛХУ «Волковысский  лесхоз». Источник: [3, с. 17]

Это  линейно-функциональная структура управления. Образуется в результате построения аппарата управления и взаимоподчиняемых подразделений в виде иерархической лестницы. Во главе каждого подразделения находится вышестоящий руководитель, наделенный всеми полномочиями по всем функциям управления. Сам руководитель подчиняется вышестоящему руководителю.

Потребность в трудовых ресурсах на 2012 г. в целом по лесхозу определена в соответствии с действующими штатными расписаниями лесхоза по бюджетной  и промышленной деятельности, расчетами  необходимой численности рабочих, по видам деятельности исходя из планируемых  объемов работ, выпуска товарной продукции, наличия техники и  оборудования с учетом рационального  использования рабочей силы и  основных средств.

На 2012 г. планируется среднесписочная  численность работников в количестве 362 человек, в том числе в лесохозяйственной  деятельности 275 человек (из них 116 рабочих  и 159 служащих), в коммерческой деятельности соответственно 87 чел. (из них 67 рабочих и 20 служащих).[3, с.16]

Правильно подобранное руководство  и рабочая группа являются основой  части успеха. Именно от людей составляющих организацию, зависит будет ли она процветать или закроется. Каждый сотрудник должен знать свои непосредственные обязанности, функции, должен понимать, каким образом его работа соотносится с той, которую выполняют другие сотрудники, подразделения, каким образом их деятельность влияет на эффективность работы организации.

Работа предприятия осуществляется по следующему графику: 8-00 – 13-00; 14-00 – 18-00. При необходимости вводится сверхурочные рабочие часы.[3, с. 21]

 

 

    1. Анализ рынков и стратегия маркетинга предприятия ГЛХУ «Волковысский лесхоз»

 

Эффективность деятельности лесхоза  зависит от глубины изучения рынков сбыта и количества налаженных партнерских  связей для чего необходимо постоянное изучение и анализ рынка товара, собственного положения на рынке, разработка тактики и стратегии реализации продукции на экспорт и внутренний рынок. Волковысский лесхоз успешно  осуществляет свою деятельность на рынке  сбыта лесоматериалов (пиловочник, балансы).[7, с. 338]

В связи с ростом цен на энергоносители, актуальное значение будет иметь  обеспечение дровяной древесиной потребителей республики. На 2012г. составлен баланс поставки дров в разрезе районов  и организаций, что в свою очередь  позволит улучшить санитарное состояние  лесов.

В лесхозе функции и задачи маркетинга выполняет отдел промышленного  производства. На основе развития маркетинга строятся оперативные и перспективные  планы развития предприятия. Задача маркетинга состоит в том, чтобы  детально изучить рынок, спрос клиента  на лесопродукцию, способность данной продукции завоевать свою долю рынка, быть конкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов, постоянно ориентировать и переориентировать все виды деятельности предприятия в направлениях, обеспечивающих его развитие.[8, с. 223]

Концепция маркетинга состоит в  обеспечении достижения основных целей  определенных стратегией хозяйствования путем целенаправленного регулирования  качества продукции, цены товара, оптимизации  каналов сбыта. Конкурентное преимущество при реализации продукции будет  обусловлено следующими факторам:

  • товаризация сортиментной структуры;
  • увеличение сортности отгружаемой продукции;
  • сортировка лесоматериалов круглых по диаметрам;
  • предложение по реализации лесоматериалов на различных условиях франкировки.[3, с. 16]

В 2012 году на внутреннем рынке планируется  реализация  вывезенных лесоматериалов в объеме 54,3 тыс. кубометров, или 63,9% вывезенной древесины. На экспорт лесхоз планирует поставлять балансы березовые, сосновые, пиловочник мягколиственных пород, технологическое сырье мягколиственных пород. Основными странами, с которыми предприятие взаимодействует на внешнем рынке являются: Польша, Латвия, Литва. Доля реализации продукции на экспорт составляет  64 % от общего объема реализации товарной продукции.

Приоритетным направлением реализации деловой  древесины в заготовленном  виде на 2012г. является реализация ее через  ОАО «Белорусская универсальная  товарная биржа» как самим лесхозом, так и по договорам с УП «Беллесэкспорт». Основными потребителями продукции «внутреннего рынка» в текущем году являются следующие фирмы и организации: ОАО «Гродножилстрой»; ИЧ ПУП «Витебская лесопилка»; Светлогорский ЦКК, РУП «Завод газетной бумаги», ОАО «Свислочьремстрой» и другие, которым реализуется пиловочник хвойных, твердолиственных и мягколиственных пород.[3, с. 17]

Запасы готовой продукции на конец отчетного периода к  среднемесячному объему производства промышленной продукции составили 17%.

Ценообразование в лесхозе строится на нормативном методе в соответствии с нормативной документацией  и отраслевыми рекомендациями. Цены на древесину в заготовленном  виде формируются на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Цены на дрова  для населения   доводятся решением облисполкома. На остальные виды продукции, услуги  формирование цен производит лесхоз.

 

  1. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

3.1. Рекомендации по совершенствованию программы мотивации сотрудников предприятия

 

Проведенный анализ управления в ГЛХУ «Волковысский лесхоз» показал, что классический вариант стратегического  управления по отношению к данному  предприятию не может быть осуществлен, в связи с тем, что общая  стратегия развития  и управления для всех лесхозов республики разрабатывается  Министерством лесного хозяйства  Республики Беларусь, а основные показатели по бюджетной деятельности доводятся  до лесхоза и обязательны к  выполнению. Однако на предприятии возможно и даже необходимо разрабатывать функциональные стратегии для некоторых функциональных пространств предприятия.

С учетом проведенного анализа, для ГЛХУ «Волковысский лесхоз» целесообразным является рассмотреть способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.

Первое направление включает в  качестве элементов совершенствование  системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать  в собственности и прибыли  организации.

Следующее - совершенствование организации  труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно  связана с итогами труда. Работники  должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью  труда. В заработной плате обязательно  должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.

Сегодня, когда из-за сложной экономической  ситуации трудно сделать высокую  оплату труда, особое внимание следует  уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для  работников, гуманизируя труд, в том числе:

- признавать ценность работника  для организации, предоставлять  ему творческую свободу;

- применять программы обогащения  труда и ротации кадров;

- использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность  трудиться как на рабочем месте,  так и дома;

- устанавливать работникам скидки  на продукцию, выпускаемую организацией;

- предоставлять средства для  проведения отдыха и досуга, обеспечивать  бесплатными путёвками, выдавать  кредит на покупку жилья, садового участка, автомобилей и т.д.[6, c.54]

В качестве мероприятий, способствующих повышению мотиваций можно предложить:

1. Необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников;

2. На рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации;

3.  Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы;

4. Нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.

Информация о работе Стратегическое управление персоналом