Стратегия выработки миссии и целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Выработка миссии и постановка целей организации являются важнейшими исходными моментами процесса управления.
Организация - это сложная многоцелевая система, тесно связанная с окружающим миром и оказывающая на него всестороннее воздействие. Управление такой системой требует определения: всей совокупности целей и задач, которые она должна решать в своей повседневной деятельности; ассортимента продукции и услуг, какие она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1Миссия организации
1.1Понятие и сущность миссии организации 5-10
Порядок формирования миссии 10-13
1.3Функции и роль миссии 13-17
1.4Основные этапы выработки миссии 17-19
2 Теоретические основы изучения целей организации
2.1 Понятие и сущность целей предприятия 20-24
2.2 Классификация и виды целей организации 24-28
2.3 Порядок формирования целей организации 28-31
2.4 Требования к формулированию целей 32-33
2.5 Установка и выработка целей организации 33-36
3 Практика применения теоретических исследований
3.1 Политика компании «Окна Берта» 37-38
3.2 Предложения по совершенствованию компании «Окна Берта» 39-40
ВВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 41-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по менедженту.docx

— 89.33 Кб (Скачать документ)

1) Одним из важнейших  критериев классификации целей  организации является период  времени, на который устанавливаются  цели. По этому критерию выделяют  три группы целей:

-стратегические, устанавливаемые на длительный период (от года до 5-10 лет);

-тактические, являющиеся  логическим развертыванием стратегических  целей и устанавливаемые на  более короткие периоды (от  одного до 3-5 лет);

-оперативные, представляющие  собой конкретизацию стратегических  и тактических целей до уровня  задач, которые должны решать  исполнители в своей повседневной  работе (в пределах года, полугодия,  квартала, месяца, рабочего дня).

Ключевая роль принадлежит, несомненно, целям стратегического  развития, определяющим главные целевые  установки организации на длительный период. Они не должны входить в  противоречие с целями систем более  высокого уровня (отрасли, региона, страны), что является важным условием их последующей  реализации.

«Стратегические цели ориентированы  на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь  и лицо организации». Важным моментом разработки стратегических целей организации является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе.

24

«Тактические и оперативные  цели организации характеризуются  не только более коротким времени  и горизонтом планирования, но и  конкретизацией плановых заданий, которые  чаще всего получают количественное измерение, тогда как в составе  стратегических целей немало чисто  качественных установок».

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов  организации. К таким целям относятся:

-социальные (создание благоприятных  условий труда, жизни и отдыха  работников, повышение их образовательного  и квалификационного уровня);

-экономические (укрепление  финансовой устойчивости организации,  рост прибыльности работы, увеличение  рыночной стоимости акционерного  капитала);

-технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий);

-производственные (выпуск  определенного объема товаров  и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства);

-административные (достижение  высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между  сотрудниками, слаженности в работе);

- «Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала фирмы,  например, переход на новую организационно-правовую  форму деятельности; внедрение новой  организационной структуры управления; внедрение новых форм организации  труда производственного и вспомогательного  персонала и т.п.».

-политические (защита интересов  социальной группы, обеспечение  демократических основ человеческого  сосуществования);

-этические (защита традиций  и ценностей, обязательства);

-психологические (оказать  давление, избежать давления, разрешить  конфликт, ролевое самоопределение)  и т.д.;

2) По значимости цели  подразделяются на:

-особо приоритетные (ключевые), с достижением которых, связано получение общего результата развития организации;

25

-приоритетные, необходимые  для успеха и требующие внимания  руководства;

-остальные, также важные, но несрочные цели, требующие  постоянного контроля.

3) Группировка целей по  критерию повторяемости имеет  значение для разработки способов  их достижения. Для постоянных  и периодически повторяющихся  целей, как правило, разрабатываются  методики, имеются ресурсы и люди, способные их реализовать.

Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая  решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям  и с использованием стандартной  информации. Новые или разовые  цели требуют особого внимания руководства, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать новые  виды ресурсов, в том числе информационных.

4) В современных условиях  каждая компания связана множеством  коммуникаций с другими организациями,  составляющими ее деловую среду  и оказывающими на нее прямое  или косвенное воздействие. По  этому критерию все цели подразделяются  на внутренние цели самой организации  и на цели, связанные с ее  деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями,  банками, страховыми агентствами  и пр.

5) «Группировка целей  по критерию структуры организации  позволяет наряду с группой  целей для организации в целом  выделить и сформулировать цели  входящих в ее состав структурных  подразделений

6) Цели организации существенно  меняются на разных стадиях  жизненного цикла: создания, роста,  зрелости и завершения (спада). На  первой стадии любая компания  нацелена на то, чтобы:

-выйти на рынки;

-установить деловые отношения  с партнерами (поставщиками, торговыми  организациями и пр.);

-изыскать необходимые  средства для старта и организации  бизнеса;

-выжить.

«Для стадии роста приоритетными  являются цели, которые отражают её

26

успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты». Среди них отметим:

-дальнейшее расширение  поля деятельности и рынков;

-достижение стабильности  и прибыльности, в том числе  за счет новых сфер бизнеса;

-совершенствование структуры  управления, привлечение профессионалов.;

-стратегическое планирование  деятельности;

-поиск новых финансовых  источников для поддержания роста.

На стадии зрелости цели организации связаны:

-с контролем над финансами;

-использованием конкурентных  преимуществ, обеспечиваемых масштабами  и высокими темпами роста;

-дальнейшим совершенствованием  структуры управления;

-организацией, введением  новых систем и методов управления (по целям, качеству, контролю  и др.).

Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением следующих проблем:

-полное прекращение деятельности  и, как следствие, - продажа имущества  и увольнение работников;

-продажа компании другому  собственнику и адаптация к  стадии жизненного цикла новой  организации.

При определении целей  важно иметь в виду, что цель - это интегральный показатель, достижение которого зависит от заданного срока, от уровня исполнения, типа конечного  результата. Таким образом, все цели можно классифицировать по трем основным признакам: по срокам, по исполнителю  и по конечному показателю.

В практике хозяйствования при определении целей руководство  предприятия всегда на первое место  ставит прибыль. Прибыль можно рассматривать:

27

  • как разницу между результатом деятельности и затратами на нее;
  • как отдачу на инвестируемый капитал;
  • как процент от оборота (общих продаж).

Если говорить о стратегической цели предпринимательской деятельности, то она выражается в максимизации прибыли. Это некоторый общепринятый ориентир любой коммерческой деятельности, в своем роде идеальный ориентир. Но в реальности прибыль не всегда является единственной целью предприятия. Предприятие функционирует, в конечном итоге, не ради денег, а ради принесения какой-либо выгоды потребителям. Любые  заработанные деньги нужно куда-то вкладывать. Поэтому наряду с прибылью к корпоративным целям относятся  рост предприятия (или бизнеса), а  также поддержание непрерывности  деятельности. Достижение этих целей  входит в противоречие с целью  максимизации прибыльности, так как  на развитие и рост требуется вложение денежных средств, и отдача (прибыльность) вложений может быть отложена на длительный период.

Максимизация прибыли, рост и непрерывность деятельности являются стратегическими целями всей компании. Стратегические цели позволяют компании заранее создать фундамент для  производства новых товаров и  услуг, произвести необходимые разработки и подготовить организацию к  возможным изменениям во внешней  среде. Стратегические цели становятся определенным предвидением тех изменений, которые могут произойти во внешней  среде. Тактические цели обычно являются продолжением (экстраполяцией) существующих тенденций с учетом предполагаемых изменений. Например, плановые объемы на следующий период могут быть установлены  на основе продаж предыдущего периода  с учетом сезонного колебания  спроса или с учетом того, что  на рынок вышел новый производитель  товара. Оперативные цели служат основой  для разработки конкретных показателей  потребности предприятия в оборотных  средствах, рабочей силе или другого  вида ресурсах. Так, например, в образовательном  учреждении может осуществляться прием  слушателей на курсы четыре раза в  год, таким образом, оперативные  цели устанавливаются на 4 месяца.

 

 

2.3 Порядок формирования целей организации

Формулирование целей  представляет собой важное средство координации работы, распределенной между специализированными подразделениями.

28

«Цели должны быть сформулированы для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и  за выполнением которого она устанавливает  наблюдение и контроль».

«Формулирование целей (целеполагание) есть процесс логический, где можно  только систематизировать процедуру, но не формализовать ее, а тем  более, не определять ее однозначно. Это  искусство, определяемое опытом и интуицией  высшего руководства. Поэтому невозможно дать рецепты на все случаи жизни, в области формирования целей  развития, можно лишь попытаться предложить принципиальные подходы к этому  процессу, обратив внимание на аспекты, которые являются характерными для  предприятий любой организационно-правовой формы и сфер деятельности».

Процесс формирования целей  укрупненно представляется тремя этапами:

1) Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы,  различные государственные программы,  дынные о территории, схемы развития  и размещения производительных  сил, мировой и отечественный  опыт и т.д.;

2) Написание сценария. Сценарий  представляется как инструмент  упорядоченности нашего представления  о будущем. Систематизация черт  этого будущего в едином документе.  Систематизация черт этого будущего  в едином документе. Сценарий  как модель содержит два важных  аспекта:

а) описание существующих позитивных и негативных тенденций, т.е. разрабатывается  модель современного состояния;

б) разрабатывается модель будущего состояния. Это анализ тенденций  будущего в зависимости от ситуаций которые могут возникнуть и оказать влияние на развитие системы. Общесистемные цели задаются в качественном виде и определяются какими видами деятельности будет заниматься организация. Рассматриваются два варианта представления о будущем:

Опорное представление, на основе экстраполяции и факторного анализа;

Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в  будущем. При этом целевое отношение  рассматривается в трех аспектах: писсемистическим, реалистическом и оптимистическом.

3) Декомпозиция целей.  Основываясь на главных свойствах  целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы коньюнкция этих подцелей

29

определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель - “дерево целей”.

Сформулированные цели развития предприятия должны удовлетворять  требованиям, которые можно считать  некоторыми ограничениями на процесс  целеполагания. К общим требованиям (требованиям с точки зрения предприятия  в целом) можно отнести следующие.

1. «Достижимость. Желаемое  состояние, которого предприятие  должно достигнуть через определенный  промежуток времени, не может  устанавливаться нереалистичным, поскольку  процесс реализации целевых установок  чаще всего и прежде всего связан с распределением ключевых ресурсов предприятия».

2. «Гибкость. В условиях  рынка любой хозяйствующий субъект  действует в условиях большой  неопределенности, что предполагает  некоторые возмущения внешней  окружающей среды и изменения  внутренних условий (например, мотивации  руководства). Поэтому установленные  цели должны иметь способность  к некоторой адаптации (точнее, данная адаптация должна быть  заложена в них заранее) к  возможным изменениям, носящим несущественный  характер».

3. Измеримость. «Цели должны  быть измеримыми. Это означает, что  цели должны быть сформулированы  таким образом, чтобы их можно  было количественно измерить  или можно было бы каким-то  другим объективным способом  оценить то, была ли цель достигнута  или нет. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

4. Стимулирование на достижение  желаемого состояния. Формулировки  целей развития предприятия должны  иметь стимулирующий характер  как для всей организации в  целом (достижение конкурентоспособности  продукции, устойчивое положение  на рынке сбыта и т. д.), так  и для каждого работника (вознаграждение, зависящее от роста объема  продаж, нормы прибыли и т. д.).

Информация о работе Стратегия выработки миссии и целей организации