Стратегия выработки миссии и целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Выработка миссии и постановка целей организации являются важнейшими исходными моментами процесса управления.
Организация - это сложная многоцелевая система, тесно связанная с окружающим миром и оказывающая на него всестороннее воздействие. Управление такой системой требует определения: всей совокупности целей и задач, которые она должна решать в своей повседневной деятельности; ассортимента продукции и услуг, какие она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1Миссия организации
1.1Понятие и сущность миссии организации 5-10
Порядок формирования миссии 10-13
1.3Функции и роль миссии 13-17
1.4Основные этапы выработки миссии 17-19
2 Теоретические основы изучения целей организации
2.1 Понятие и сущность целей предприятия 20-24
2.2 Классификация и виды целей организации 24-28
2.3 Порядок формирования целей организации 28-31
2.4 Требования к формулированию целей 32-33
2.5 Установка и выработка целей организации 33-36
3 Практика применения теоретических исследований
3.1 Политика компании «Окна Берта» 37-38
3.2 Предложения по совершенствованию компании «Окна Берта» 39-40
ВВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 41-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по менедженту.docx

— 89.33 Кб (Скачать документ)

5. Построение иерархии  целей. В любой крупной организации,  имеющей несколько различных  структурных подразделений и  несколько уровней управления, складывается  иерархия целей, представляющая  собой декомпозицию целей более  высокого уровня в цели более  низкого уровня. «Иерархия целей  играет очень важную роль, так  как она устанавливает «связность»  организации и обеспечивает ориентацию  деятельности всех подразделений  на достижение целей верхнего  уровня. Определение таких целей  для всех уровней организации,  достижение которых будет приводить  к достижению отдельными подразделениями  общеорганизационных целей, 

30

предполагает построение «дерева целей», в котором фиксируется  четкая зависимость цель - средство».

Основой для построения вершины  дерева целей становится набор стратегических целей, определяемых в рамках стратегии  организации. Здесь следует обратить внимание на то, что стратегически  значимыми следует признать не только те цели, которые определяют направления  стратегического развития, но и долгосрочные цели, связанные с поддержанием функционирования системы управления и посистем, связанных с производством и обеспечением. Выделение, описание и иерархическое упорядочивание каждой из целей выполняется посредством выполнения ряда соответствующих аналитических процедур и процедур согласования и утверждения.

6. Четкость формулировок  в плане понимания членами  коллектива предприятия. Формулирование  целей не есть самоцель, а лишь  один из начальных этапов стратегического  управления (формулирование стратегии и ее реализация). Поэтому понимание целей развития коллективом предприятия намного облегчает реализацию планов, а четкость формулировок способствует более высокому социальному статусу первичного хозяйственного звена в обществе, возможности стратегических альянсов и более лояльным отношениям с государством, .общественными организациями и профсоюзами.

Естественно, при установлении целей очень трудно свести воедино  разнонаправленные интересы субъектов  влияния.

Собственники ожидают, что  организация обеспечит высокую  прибыль, большие дивиденды, рост курса  акций и безопасность для вложенных  капиталов.

Сотрудники желают, чтобы  организация платила им высокую  зарплату, давала интересную и безопасную работу, обеспечивала условия для  роста и развития, осуществляла хорошее  социальное обеспечение и т.п.

Для покупателей организация  должна предоставить продукт по подходящей цене, соответствующего качества, с  хорошим обслуживанием и другими  гарантиями. Общество требует от организации, чтобы она не наносила ущерба окружающей среде, помогала населению и т.п.

Менеджеры должны учитывать  все это и составлять цели таким  образом, чтобы в них находили воплощение эти разнонаправленные  интересы субъектов влияния.

31

2.4 Требования к формулированию целей

Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в  долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень  серьезным негативным последствиям для организации. Можно перечислить  основные положения, которые необходимо принимать во внимание при разработке целей предприятия.

Цели должны быть:

1) Ясными, четкими и без возможности двойного толкования;

2) Сформулированы в терминах  будущих состояний предприятия;

3) Соответствовать стратегии,  политике, плану и процедурам  предприятия;

4) Соответствовать компетентности  персонала или полагать также  и рост компетентности работников  предприятия;

5) Содержательными и с  элементами вызова, приглашающими  к серьезной работе;

6) Гибкими, оставляющими  возможность для корректировки  в соответствии с изменениями,  которые могут произойти в  окружении;

7) Измеримыми, чтобы их можно было количественно измерить, либо оценить, была ли цель достигнута.

Если формулировка миссии и целей не дала ожидаемого эффекта, это могло быть обусловлено следующими причинами:

1. Отождествление миссии  организации с ее главной внутренней  целью.

2. Сведение главной внутренней  цели организации к цели одной из заинтересованных групп - участников бизнеса.

 

 

 

 

32

3. Отказ от выделения  главной внутренней цели и  простое перечисление множества  равнозначных целей.

Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма "разрывается" между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений компании, двигающихся в различных направлениях.

 

2.5 Установка и выработка целей организации

Процесс установления целей  в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между  полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет  свою специфику, свои преимущества и  недостатки.

Так, в случае полной централизации  при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем  руководства организации. При таком  подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. Недостаток этого подхода  состоит в том, что на нижних уровнях  организации может возникать  неприятие этих целей и даже сопротивление.

В случае децентрализации  в процессе установления целей участвуют  наряду с сотрудниками верхнего уровня и сотрудники более низких уровней  организации.

Есть две схемы децентрализованного  установления целей. При одной - процесс  установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим  образом: на каждом из нижестоящих уровней  в организации определяются свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня.

Вторая схема предполагает, что процесс установления целей  идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие  звенья устанавливают себе цели, которые 

33

служат основой для  установления целей последующего, более  высокого уровня.

Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

Рассмотрим процесс непосредственной выработки целей для организации. Правильно организованный процесс  выработки целей предполагает прохождение  четырех стадий:

1. Выявление и анализ  тенденций, которые наблюдаются  в окружении. При правильном  подходе к установлению целей  руководство должно стремиться  предвидеть то, в каком состоянии  окажется среда, и устанавливать  цели в соответствии с этим  предвидением. Для этого очень  важно выявить тенденции, характерные  для процессов развития экономики,  социальной и политической сфер, науки и техники. Менеджеры  должны быть готовыми ответить  на неожиданный вызов, который  им может бросить внешняя среда.

2. Установление целей  для организации в целом. На  данном этапе определяется, что  из широкого круга возможных  характеристик деятельности организации  следует взять за основу. При  определении целей организации  учитывается то, какие цели она  имела на предыдущем этапе  и насколько достижение этих  целей способствовало выполнению  миссии организации.

3. «Построение иерархии  целей. Предполагает определение  таких целей для всех уровней  организации, достижение которых  отдельными подразделениями будет  приводить к достижению общеорганизационных  целей. При этом иерархия должна  строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям».

4. Установление индивидуальных  целей. Чтобы иерархия внутри  организации обрела свою логическую  завершенность и стала реально  действующим инструментом движения  целей организации, она должна  быть доведена до каждого отдельного  работника. Сотрудники организации  получают представление о том,  как их труд будет способствовать  достижению целей организации.

«Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность».

С точки зрения логики осуществления  действий, выполняемых при

34

установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз: 1. Первая фаза: выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о требованиях к целям, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение. 2. Вторая фаза: установление целей для организации в целом. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация. 3. Третья фаза: построение иерархии целей. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям. 4. Четвертая фаза: установление индивидуальных целей. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою

35

логическую завершенность  и стала реально действующим  инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого  отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс  совместного достижения конечных целей  организации. Сотрудники организации  в такой ситуация получают представление  не только о том, что им предстоит  достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах  функционирования организации, как  и в какой мере их труд будет  способствовать достижению целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следуют их вечность и неизменность. Уже ранее говорилось, что в силу динамизма среды  цели могут изменяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 3 Практика применения теоретических исследований

 

3.1 Политика компании  «Окна Берта»

 

 Я работаю офис - менеджером  в компании «Окна Берта», по  изготовлению пластиковых окон.

 Долгое время россияне  и не мечтали о нестоящих  элитных окнах из Германии. Все,  что мы смогли себе позволить, - аналоги, приближенные к оригиналу,  сделанные на территории России  якобы из немецкого материала.  Из чего и как на самом  деле делали такие пластиковые  окна, можно было только догадываться.  На известного производителя  оконных конструкций, концерн  «SCHUCO International KG», более чем за полувековую работу заработавшего безупречную репутацию и благодарность клиентов по всему миру, равнялись многие российские предприниматели. Но лишь компания «Окна Берта» единственная в нашем регионе стала официальным и  стратегическим партнером легендарной немецкой фирмы, логотип которой на продукции сейчас означает идеальное качество, надежность, долговечность, практичность, элитность.

 До недавнего времени  Северный Кавказ был одним  из самых неосвоенных в экономическом  отношении регионов. Но компания  «Окна Берта» смогла убедить  профи из Европы, что именно  здесь сотрудничество имеет хорошую  перспективу. Поэтому «Окна Берта»- единственная фирма на Юге  России, которая все, до последнего  шурупа в оконных конструкциях, привозит из Германии, за исключением  стеклопакетов. Стеклопакеты приобретаются  у ведущих российских производителей  по рекомендации концерна SCHUCO.

 «Окна Берта» - это  сочетание отличного качества, великолепного  дизайна и новаторских технологий, которые заложили немецкие разработчики, с практичной долговечностью  и максимальной надежностью.

Информация о работе Стратегия выработки миссии и целей организации